Урок-коммуникация на тему: "Функционально-смысловые типы речи в структуре художественного текста (на примере произведения И.С.Тургенева "Последнее свидание")"

Разделы: Русский язык


Уроки русского языка в старших классах имеют свою специфику. Знания, приобретённые в среднем звене, позволяют учащимся 10-11 классов перейти на более высокий уровень обучения – творческое владение языком. Поэтому нельзя ограничиваться только повторением орфографических, пунктуационных правил, отработкой навыков грамотного письма, напротив, необходимо формировать коммуникативную и лингвистическую компетенции учащихся. Кроме того, качественно новую ступень психологического развития человека представляет собой и возраст старшеклассников. В этот период юноши и девушки включаются в индивидуально-личное, стихийно-групповое общение. В социальной деятельности подростков, в развитии их личности главенствующую роль имеет речевое общение.

Тренировать речемыслительные умения позволяют уроки-коммуникации, методика проведения которых была предложена Е.С.Антоновой в журнале “Русский язык в школе”.

Хочу поделиться конспектом урока-коммуникации на тему: “Функционально-смысловые типы речи художественного текста (на примере произведения И.С.Тургенева “Последнее свидание”). Данный урок носит нестандартный характер, является продолжением занятий, направленных на повторение функционально-смысловых типов речи. Выбор типа урока (урок-коммуникация) не случаен: он исходит из целей, которые мотивированы программой, образовательными стандартами и интересами учащихся. Основное в структуре данного занятия – диалог, общение. Урок рассчитан на эмоции и мыслительную деятельность детей.

Содержание урока должно способствовать углублению стилистико-семантического восприятия произведения художественной литературы, формированию коммуникативной компетенции учащихся, моделированию исследовательского мышления, а также развитию культуры диалогического общения. Предложенные задания побуждают детей активно включаться в учебную деятельность.

Начинается урок с мобилизующего этапа (сформулированы тема и цель урока). Методический приём (акцентно-смысловое чтение стихотворения “Последнее свидание”) становится этапом предпонимания художественного текста. Вопросы “Какими вы представляете участников свидания? Есть ли в тексте необходимые слова, чтобы изобразить встретившихся друзей?” являются началом герменевтического анализа художественного текста, продолжением которого станет работа в группах. Задания, направленные на выполнение аналитических процедур, предлагаются в соответствии с индивидуальными особенностями групп. Для работы в группе создаются необходимые условия (группы формируются с учётом психологической совместимости детей, приготовлены раздаточный материал и словари.). Работа в группах требует от каждого участника диалога умения ставить перед собой задачу и добиваться её осуществления, общаться, сотрудничать с одноклассниками, быть коммуникабельным и самодисциплинированнным, а также уметь выполнять поисковые задания (работа со словарями, вопросы-“зацепки”).

На этапе интерпретации полученных результатов проведённых аналитических процедур (в устной форме) дети должны продемонстрировать рецептивно-аналитические текстовые умения, умение аргументированно говорить, выдвигать гипотезы с указанием аргументов и контраргументов, определять функционально-смысловую характеристику текста.

Упражнение аналитико-синтетического характера (“псевдотекст”) принуждает каждого ученика (индивидуальная работа) проанализировать “псевдотекст”, пользуясь всеми освоенными способами работы с текстом. Такое задание предполагает наличие у ребят умений анализировать текст с точки зрения функционально-смыслового и герменевтического подхода и даёт возможность обрести более устойчивую базу знаний и умений.

Заключительным этапом урока становится рефлексия собственной учебной деятельности с использованием речевого клише. Этот вид задания побуждает ученика мобилизовать все свои интеллектуальные ресурсы.

Домашнее задание (синтетическое упражнение) ориентировано на актуализацию опорных знаний и умений и применение их в новой ситуации.

Урок-коммуникация.

Тема урока: “Функционально-смысловые типы речи в структуре художественного текста (на примере произведения И.С.Тургенева “Последнее свидание”)”.

Образовательная цель:

совершенствование рецептивно-аналитических текстовых умений и навыков, в частности умение проводить полный анализ текста, опираясь на герменевтический подход к анализу произведения.

Задачи:

- повторить основные речеведческие понятия (тип и стиль речи, средства и способы связи предложений в тексте);

- закрепить умение определять функционально-смысловую характеристику текста;

- совершенствовать умение строить устные и письменные высказывания с использованием разных типов речи, речевых клише.

Развивающая цель:

формирование навыков выявления авторской позиции и оформления интерпретации произведения.

Воспитательная цель:

воспитание субъектности.

Оборудование:

– картина И.Н.Крамского “Некрасов в период “Последних песен”;

– П.И.Чайковский “Осенняя песня”;

– толковый словарь русского языка С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой.

Примерное содержание урока.

1 Самоопределение (цели и задачи).

Продолжаем разговор о типах речи, и тема сегодняшнего урока “Типы речи в структуре произведения И.С.Тургенева “Последнее свидание”. Нам необходимо определить тему, идею и типологическое строение данного текста, последовательность расположения типовых частей и их влияние на выбор языковых средств.

2.Актуализирующие задания.

(Акцентно-смысловое чтение: заранее подготовленный ученик декламирует стихотворение И.С.Тургенева под аккомпанемент музыки П.И.Чайковского “Осенняя песня”). Предварительно перед детьми ставится задача: определить, какова тема произведения “Последнее свидание”?

3.Этап предпонимания (начальный этап герменевтического анализа текста).

Учащимся предлагаются вопросы: Какими вы представляете участников последнего свидания? Есть ли в тексте необходимые слова, чтобы изобразить встретившихся друзей? Зачем же автор поведал читателю о встрече когда-то поссорившихся людей? Определите идею стихотворения и запишите в тетрадь, чтобы в конце урока сверить первоначальное понимание смысла произведения с итоговым.

Как автор доносит идею произведения до читателя?

Какие он использует функционально-смысловые типы речи и языковые средства?

4.Групповая работа по карточкам-заданиям.

Вопросы “Каково типологическое строение данного текста? Почему в такой последовательности располагает И.С.Тургенев типы речи? Изменяются ли синтаксические конструкции и интонация в результате перехода от одного типа речи к другому?” являются общими для всех групп, образованных на базе данного класса.

Но каждая группа имеет и индивидуальные задания (см. Приложеие1).

5. Отчёт групп о проделанной работе (этап интерпретации полученных результатов проведённых аналитических процедур).

(Автор рассказал о чувствах и переживаниях лирического героя, вызванных встречей со старым другом., находившимся при смерти. Стихотворение проникнуто мыслью о сочувствии, терпимости. Звучит идея примирения, единения на пороге смерти, упрек самому себе за прежнюю отчуждённость, разделённость, звучит мысль о нелепости, иногда трагичности разделения. Начинается стихотворение в прозе с повествования, которое ведётся сухо и лаконично (из шести предложений четыре простых), тем самым автор подчёркивает отстранённость от бывшего друга и его проблем. Ряд предложений в первой части текста имеют прямой порядок слов, с помощью которого сосредотачивается внимание читателей на словах друзья – враги. Слово друзья сопровождается двойным эпитетом “короткими, близкими”, который придаёт гармоничность повествованию, усиливает предыдущий эпитет, уточняет его смысл: “кроткие” - близкие, дружественные; “близкие” - связанные тесным личным общением, дружбой, любовью.

В описании воссоздаётся образ больного друга (портрет). Речь повествователя меняется. Сначала о болезни только констатировалось (давно болен), причём качество болезни как бы было скрыто. Осложнённые определениями предложения помогают понять читателю, что отвлечённое знание о болезни бывшего друга уступает место личному впечатлению. Фраза “Боже! Что с ним сделал недуг!” вводит в иное эмоциональное поле. Градация только усиливает впечатление от увиденного: (“высохшийхудая, словно обглоданная рукаизмождённая грудь – съеженные зрачки”) бывший друг и враг почти покойник. Градация становится и композиционным приёмом: “болен безнадёжно – недуг – ужас и безобразие – (женщина) смерть”. Используется принцип постепенного сближения: внешний вид – глаза (“взоры встретились” - общение глазами). Важную функцию выполняет видовременная форма глаголов. Повествование наполнено глаголами совершенного вида: прошло, расстались, узнал, отправился, вошёл. Герой живёт, не задумываясь, не воспринимая всерьёз весть о болезни бывшего друга. Глаголы несовершенного вида (сидел, не мог сносить) свидетельствуют об ожидании больного, а сменяющие их глаголы совершенного вида (усиленно прошептал, порывисто протянул, заколыхалась, скатились) - о радости встречи, о желании попрощаться перед смертью. Изменилось состояние героя и его отношение к больному: шёл на свидание просто и легко, увидел и испугался, поборол отвращение к болезни и протянул руку к примирению.

Третья часть произведения представляет рассуждение, в ней содержится ответ на вопрос: “Почему сердце упало в рассказчике?”. Да потому что понял, что перед ним нежилец и что это последнее свидание – между ними сама смерть. О надвигающейся смерти повествуется глаголами настоящего времени, о свидании – глаголами прошедшего времени, ведь свидание в прошлом, это лишь воспоминание. Смерть же реальна и неотвратима. Двойные эпитеты подчеркивают качества смерти (высокая, тихая, белая - глубокие, бледные глаза – бледные, строгие губы). Образ смерти окрашен в светлые тона. Белый цвет – символ покоя для больного, это понял рассказчик. О смерти повествование ведется в высоком стиле (покров, облекает), о себе – в разговорном (почудилось). Синтаксический параллелизм усиливает чувство горечи, сожаления о безвозвратно потерянном времени. Завершается текст философским обобщением: “Смерть примирила нас”.

Так определённая последовательность функционально-смысловых типов речи помогает донести до читателя идею текста, диктует использование определённых языковых средств.)

Говоря о произведении И.С.Тургенева, нельзя не вспомнить картину Крамского “Некрасов в период “Последних песен”.

Сначала художник задумал её в своеобразной композиции: Некрасов “на подушках”. В письме к П.М.Третьякову 16 февраля 1877г. Крамской писал: “все окружающие восстали, говорят – это немыслимо, к нему нейдёт, что Некрасова даже в халате представить нельзя…”. Так Крамской начал другой портрет и сделал его: бюст Некрасова со скрещенными на груди руками. Однако прежняя идея не была отвергнута. Более того, она была поддержана поэтом. “Нужно сказать ещё, - делится своими планами Крамской с Третьяковым, - что портрет Некрасова будет мною сделан ещё один, и я его уже начал; в малом виде вся фигура на постели и некоторые детали в аксессуарах”. Художник дежурил около Некрасова неделями, в ожидании спокойной для больного минуты, работал, как и тот, урывками. Творческий порыв поэта стал лейтмотивом картины. Портрет экспонировали на литературном вечере, на сороковой день после смерти Некрасова.

Иссохшим в подушках под бременем муки,

Таким ты России его передашь.

Крамской нарисует прозрачные руки

И плотно прижатый к губам карандаш,- скажет поэт Всеволод Рождественский, в конце признаваясь:

И мог ли я думать, что близким навек

Мне станет вот этот сгоревший до пепла

В труде и азарте большой человек.

6.Аналитико-синтетическое задание.

Весь ли текст И.С.Тургенева прочитан? Ознакомьтесь со вторым вариантом стихотворения “Последнее свидание” (см. Приложение 2). Выразите своё отношение ко второму тексту.

(Это псевдотекст. Есть инородные части. Взгляд со стороны не соответствует позиции автора, “тайный психологизм” несовместим с прямым называнием человека трупом.)

7.Подведение итогов работы.

Рефлексия учебной деятельности с использованием речевого клише (я понял.., я принял (к сведению) и усвоил.., я согласен…).

8.Домашнее задание.

Синтетическое упражнение (рассуждение на тему: “Что лучше: мир или вражда?”).

Приложение 1

Карточка №1.

– Найдите в первой части текста предложения с прямым порядком слов. На чём хотел сосредоточить внимание читателей автор, используя в этой части прямой порядок слов?

– Найдите и выпишите из текста антонимы. С какой целью они используются в произведении?

– Проследите по тексту за употреблением видовременной формы глаголов. Когда видовременная форма глаголов меняется, с какой целью?

– И.С.Тургенев любит использовать двойные и тройные эпитеты. Какие двойные эпитеты и с какой целью использует автор в “Последнем свидании”? Уточните лексическое значение найденных эпитетов по словарю.

– Инверсия придаёт высказыванию экспрессивный характер и поэтому является одним из наиболее выразительных средств. Найдите в первой части текста инверсию, определите цель её употребления.

– И.С.Тургенев лишь единожды использует риторическое обращение и восклицательное предложение. Какова их роль в этой части текста?

Карточка№2.

– В стихотворении есть словосочетания наречия + глагол. Какова роль таких сочетаний в понимании смысла текста?

– И.С.Тургенев – мастер “тайного психологизма”. “Тайный психологизм” - это меткое слово, точная интонация, позволяющие раскрыть сложные отношения между людьми, не прибегая к пояснению и прямым оценкам. Найдите приёмы “тайного психологизма” в стихотворении “Последнее свидание”.

– Градация – это фигура речи, основанная на постепенном возрастании или убывании качества, свойства, значимости явления или предмета. Градация строится на нагнетании синонимов. Найдите синонимы к слову “высохший” и выпишите их в тетрадь. Определите по словарю лексическое значение этих слов. Можно ли считать их отрицательной градацией? С какой целью они (синонимы) употребляются в тексте?

– Приставка за-, обозначающая начало действия, любимая приставка И.С.Тургенева. Как часто использует автор эту приставку в “Последнем свидании” и с какой целью?

– Только раз автор стихотворения использует во второй части текста слово с уменьшительно-ласкательным суффиксом. Какова смысловая роль данного слова?

Карточка №3.

– Принцип градации может использоваться и при построении текста, то есть может быть композиционным приёмом. Можно ли сказать, что композиция данного текста построена на приёме градации? Докажите свою точку зрения. Найдите синонимы к слову болезнь.

– Самым распространённым эпитетом в фольклоре является белый цвет. Древнейшее значение его – “светить, сиять, блестеть”. Даже сейчас слово белый вызывает ассоциации с понятиями “чистый, радостный, праздничный, успокаивающий”. Белый цвет – символ радости, благодати, красоты. Слово белый – стилистически нейтральное слово. Почему И.С.Тургенев использует слово белый, а не седой при упоминании о смерти?

– Синтаксический параллелизм предполагает соблюдение одинакового порядка слов в следующих друг за другом предложениях или их частях. Найдите в произведении примеры употребления синтаксического параллелизма, определите его роль в тексте.

– И.С.Тургенев создаёт образность простыми средствами, используя стилистически нейтральные слова. Но есть и исключения. Найдите в стихотворении слова высокого стиля, какова их функция в тексте?

– Обратите внимание на начало и конец стихотворения. Как они соотносятся? Что даёт такое построение (приём обрамления) текста для понимания идеи произведения?

Приложение 2.

Последнее свидание.

1.Мы были когда-то короткими, близкими друзьями…

2.Но настал недобрый час – и мы расстались как враги.

3. Прошло много лет…

4. И вот, заехав в город, где он жил, я узнал, что он безнадёжно болен и желает видеться со мною.

5.Я, с цилиндром в руках, бодрый, высокий, представительный, отправился к нему, вошёл в его комнату…

6. Взоры наши встретились.

7. Я едва узнал его.

8. Боже! что с ним сделал недуг!

9.Он казался почти трупом.

10. Жёлтый, высохший, с лысиной во всю голову, с узкой седой бородой, он сидел в одной, нарочно изрезанной рубахе…

11.Он не мог сносить давление самого лёгкого платья.

12.Порывисто протянул он мне страшно худую, словно обглоданную руку, усиленно прошептал несколько невнятных слов – привет ли то был, упрёк ли – кто знает?

13.Странно было видеть, что такой труп говорит, шевелит губами.

14. Измождённая грудь заколыхалась – и на съеженные зрачки загоревшихся глаз скатились две скупые, страдальческие слезинки.

15.Сердце во мне упало…

16.Я сел на стул возле него – и, опустив невольно взоры перед тем ужасом и безобразием, также протянул руку.

17.Но мне почудилось, что не его рука взялась за мою.

18.Мне почудилось, что между нами сидит высокая, тихая, белая женщина.

19.Длинный покров облекает её с ног до головы…

20.Никуда не смотрят её глубокие, бледные глаза; ничего не говорят её бледные, строгие губы…

21.Эта женщина соединила наши руки…

22.Она навсегда примирила нас.

23. Да… Смерть нас примирила…