Обратная связь в преподавании физики

Разделы: Физика


Современная практика преподавания физики требует организации обратной связи ученика с учителем. Одной из форм такого общения для меня является анкетирование обучающихся, которое можно проводить на разных ступенях: и в 7 классе, и в 8 классе, и при выпуске из стен школы. Цель анкетирования – выявление положительных и отрицательных моментов совместной работы в изучении школьного курса физики, выяснение степени усвоения предмета и степени овладения приемами учебной деятельности, определение эффективности межпредметных связей, особенно, с математикой. Полезно проводить анкетирование анонимно, так как оно будет более откровенным и информативным. Привожу три примера анкет.

7 класс

Что изучает физика?

  1. Достаточна ли твоя математическая подготовка для изучения физики?
  2. В чем ты больше всего затруднялся?
  3. Испытывал ли ты затруднения при вычислениях и в чем?
  4. Что мешало достичь лучших результатов при изучении физики?
  5. Трудно ли выполнять лабораторные работы?
  6. Назови несколько фамилий наиболее запомнившихся тебе ученых-физиков.

8 класс

1) Является ли физика трудным предметом?

2) Нравится ли тебе физика?

3) Что мешало достичь лучших результатов при изучении физики?

4) Что вызвало наибольшее затруднение:

  • устный ответ,
  • работа с учебником,
  • решение задач,
  • выполнение лабораторных работ,
  • выполнение контрольных работ,
  • использование справочных таблиц,
  • все,
  • ничего.

5) Есть ли желание посещать элективный (факультативный) курс по физике в 9 классе?

11 класс

1) Отметьте раздел физики, вызвавший у тебя наибольшее затруднение:

  • механика,
  • теплота,
  • молекулярная физика,
  • электродинамика,
  • колебания и волны,
  • оптика,
  • теория относительности,
  • квантовая физика,
  • атомная физика,
  • ядерная физика,
  • все,
  • не было.

2) Что при изучении физики было наиболее трудным:

  • устный ответ,
  • работа с учебником,
  • решение количественных задач,
  • решение качественных задач,
  • выполнение лабораторных работ,
  • выполнение контрольных работ,
  • использование справочных таблиц,
  • работа с единицами измерений,
  • сдача зачетов,
  • тестирование,
  • все,
  • ничего.

3) Что мешало достичь лучших результатов при изучении физики?

4) Какие физические понятия, законы, явления произвели на тебя наибольшее впечатление?

5) Назовите 5 выдающихся на твой взгляд ученых-физиков:

а) России (СССР);
б) зарубежья.

Обработка анкет дает богатую пищу для размышлений, побуждает учителя к рефлексии. Анализ анкет семиклассников выявил часто встречающиеся ответы. На 1 вопрос ученики пишут, что физика изучает явления природы. На 2 вопрос отвечают "Да"; на 3 вопрос – задачи; на 4 вопрос – затруднения при вычислении по формулам с делением; на 5 вопрос – лень; на 6 вопрос - "Нет", "Не очень", "Иногда", "Если знаю тему, то могу"; на 7 вопрос – Ньютон, Архимед, Паскаль, Галилей.

Восьмиклассники продемонстрировали следующие преобладающие ответы: на 1 вопрос - "Нет"; на 2 вопрос - "Да"; на 3 вопрос – лень; на 4 вопрос - контрольные работы и решение задач. На 5 вопрос мнения делятся пополам.

Выпускники 11 классов, имея относительно устойчивое, целостное, уже сформировавшееся представление о физической картине мира и физике как науке, дают развернутые и критические ответы. Например, 3 вопрос позволяет глубже узнать учебные проблемы данного выпуска, психологические особенности учеников. 4 вопрос анкеты выявляет следующие типичные ответы: закон всемирного тяготения, 1 закон Ньютона, вся ядерная физика. Кроме этого, встречается упоминание о предельности скорости света, аннигиляции вещества, связи массы и энергии, необратимых процессах, правиле буравчика, оптике, периоде полураспада и многих других. В ответах на 5 вопрос звучат фамилии ученых: российских (советских) – Ломоносова, Сахарова, Курчатова, Попова, Столетова; зарубежных – Ньютона, Герца, Эйнштейна, Максвелла, Мари Кюри, Резерфорда. Перечень фамилий год от года меняется и показывает правильность расстановки акцентов, широты освещения вклада физиков в развитие науки.

Анализируя анкеты, учитель видит свою работу в динамике, что упустил из внимания, чему в силу разных причин уделил мало времени, что надо скорректировать.