Урок по краеведению. Выпускники средней школы № 1 — участники Великой Отечественной войны (по материалам школьного музея)

Разделы: История и обществознание


Введение.

Воспитание любви к Родине начинается с воспитания любви к своей школе, к своему краю.

Целью моего урока является ознакомление учащихся с материалами школьного музея, рассказывающими о величии подвига вчерашних школьников в годы Великой Отечественной Войны.

Моя работа строится на подлинных документах: это воспоминания учителей, дневниковые записи, наградной материал, собранный поисковыми отрядами в течение нескольких лет.

Звучат военные песни.

Учитель: Безмолвно лежат в тишине нашего школьного музея экспонаты, пока к ним не прикоснуться ветераны или юные экскурсоводы. Тогда они оживают, унося всех нас в прошлое, вслед за героической историей страны, за бессмертными подвигами ее учителей и выпускников.

Фотографии, пожелтевшие от времени фронтовые письма и газеты, потрескавшаяся кожа командирского планшета, нагрудные медали. Много хранит созданный в 1967 году наш школьный музей. У нас вы можете услышать рассказ участника войны, прошедшего с боями до Берлина, можно пожать руку солдату, которая нажимала на гашетку пулемета, разившего врага. Здесь бывают родственники выпускников, не вернувшихся с войны. (Видеозаписи).

Здесь проходят классные часы, конференции и уроки “Мужества”. Проводя такую работу, мы как бы соразмеряем свою жизнь с жизнью выпускников школы военной поры, о которых идет рассказ. И каждый из нас мысленно задает себе вопрос: А мог бы я, в такое тяжелое время проявить мужество и стойкость. Как бы я поступил?

1-й ученик: (в солдатской форме) 20 июня 1941 года в средней школе № 1 был выпускной вечер, веселье до утра.

А утром 22 июня в Тобольск ворвалась зловещая весть: “Война!”. Веря и не веря в случившееся, люди спешили к репродукторам. Страшная весть оказалась правдой. Через несколько дней в городе состоялся митинг тоболяков. Как клятва звучали слова: “Дадим доблестной Красной Армии все для победы над врагом. Мы твердо уверены в победе, и мы победим”.

На прокатившихся по всей тюменщине митингах и собраниях трудящиеся сибиряки заявляли о своей единодушной готовности отстоять завоевания Октября.

Целые комсомольские организации подавали заявления об отправке на фронт. Мальчишки-подростки тайком убегали из дому и с проходящими воинскими эшелонами уезжали на войну. Девушки уходили на фронт добровольно.

2-я ученица: В те тревожные дни лета 41 года в военкомат пришла Оля Голубева, выпускница 10 “в” класса школы №1. С мешками за плечами стояли юноши и пожилые мужчины, ожидая отправки на фронт.

- Вам куда, девочка? – спросили ее.

- Хочу на фронт.

В комнате раздался смех. Усатый мужчины подошел к Ольге и по-отцовски, заботливо, с легкой иронией произнес: “Вон видишь, дочка, дом? – он указал рукой на детский сад. Иди, поступи туда работать и воюй с ребятишками, пока мы не возвратимся”. Голубева молча дождалась своей очереди, подала военкому свои документы.

- Оставить до особого распоряжения, - последовал ответ.

Она очень горячилась, наша Оля, без конца повторяла: “Как это до особого?”. Ей объяснили, что это значит человек может быть призван в армию в любое время, даже завтра. Но Ольга не стала ждать вызова в военкомат.

- Еду учиться в Москву, - объявила она дома. И действительно, Голубева успешно сдала экзамены в Государственный институт кинематографии на актерское отделение и была зачислена на 1 курс. Но это был своеобразный маневр. “Тобольск слишком далеко от фронта, Москва – ближе”, - рассуждала девушка. В январе 1942 года институт эвакуировал в глубокий тыл, а Оля Голубева уезжала на фронт. По дороге она узнала, что в городе Энгельсе известная в стране летчица Марина Раскова формирует женский авиационный полк. На следующий день Оля гордо шагала по коридору здания барачного типа.

- Я Оля … Оля Голубева из г. Тобольска, из средней первой школы. Училась в Москве, в институте кинематографии, добровольцем пошла на фронт.

- Ну а в авиации что умеете делать?

- Ничего, - упавшим голосом призналась Оля. И боясь, что дальнейший разговор будет коротким, добавила – почти ничего… Вот петь могу, плясать умею, стихи читаю неплохо… И электричество знаю хорошо. В школе по физике была пятерка.

Марина Михайловна, тепло улыбаясь, слушала ее ответ. Так О. Голубева стала бойцом первого в мире женского авиационного полка ночных бомбардировщиков ближнего действия. Ее назначили мастером по электрооборудованию на самолетах ПО-2.

В мае 1942 года полк был отправлен на фронт. Началась напряженная фронтовая жизнь, время шло. Наконец, в августе 1943 года был сдан экзамен на штурмана.

3-я ученица: Однажды весь фронт облетела весть о подвиге Ольги Голубевой. Снайперским бомбометанием она подняла на воздух важнейший склад горючего танкового соединения немцев. Склад тщательно охранялся с земли и с воздуха. Яркий свет прожекторов слепил глаза, но в наушниках летчица по-прежнему слышала спокойный голос штурмана: “Зайдем-ка еще раз…”. На земле родного аэродрома их уже не надеялись увидеть живыми – только чудом можно было назвать их возвращение и посадку истерзанной осколками машину. На аэродроме техники насчитали в самолете восемь пробоин, две из них были в кабине летчика и штурмана. Ольга первой из однополчан стала кавалером ордена Красного Знамени. Ей было тогда 19 лет. “На вид – стрекоза, а как до драки – львица”, - говорили о ней.

Свой последний, шестисотый по счету, боевой вылет штурман звена Ольга Голубева совершила 4 мая 1945 года.

После войны гвардии капитан запаса, кавалер 5 орденов и многих медалей О.Т. Голубева-Терес закончила институт иностранных языков и долгое время работала преподавателем английского языка в одном из вузов г. Саратова. У нее много дел, но она не прекращает переписку с ребятами и часто приезжает в родную школу.

4-й ученик: С начала войны вместе со всеми друзьями-одноклассниками в военкомат пришел Женя Смирнов. Спортсмен, физкультурник, футболист, заядлый книгочей. И хотя в семье в те годы не было большой библиотеки, все таки на этажерке для книг уже была “Как закалялась сталь” Н.А. Островского, трилогия Горького А.М., Фурмановский “Чапаев”, А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, А.П. Чехов и Л.Н. Толстой. А спортом он начал заниматься еще с 6-го класса. Играл в юношеской команде спортивного общества “Спартак” и с гордостью носил свою спортивную красную майку с белой полосой и буквой “С” на груди, гетры с такими же красными полосами и футбольные ботинки. Летом 1941 года Женя закончил 9 классов, но на просьбы отправить его на фронт он всякий раз получал отказ, наконец, в августе 1941 года, его направили учиться в Томское артиллерийское училище. Курс подготовки был предельно сокращен, весной 1942 года он был уже на фронте, далеко от дома, в суровой обстановке войны, он продолжал оставаться таким же добрым и внимательным. В его письмах домой – забота о родных, воспоминания о друзьях, школе, теплые слова об учителях и горячее желание разгромить ненавистного врага. “Я не вернусь домой до тех пор, пока последний фриц не будет уничтожен. Будьте уверены, что за счастье Родины я не пощажу своих сил и не пожалею крови, а если потребуется и жизни”,- писал он в одном из писем домой. Младший лейтенант Евгений Смирнов провоевал немного, всего 6 месяцев. Последнее письмо он написал 10 сентября 1942 года, а 23 сентября у него был день рождения. Но Женя не дожил до своего девятнадцатилетия, он погиб 17 сентября 1942 года. (звучит музыка).

5-й ученик: Вместе с Женей в военкомат пришел и выпускник 1941 года Алексей Благонравов. После окончания краткосрочных курсов в г. Омске, он был отправлен на фронт. Как раз в это время газеты сообщили о подвиге А. Матросова. Алеша написал домой, что он хотел бы быть похожим на него. Он, действительно, был достоин человека, которому хотел подражать. 20 июля 1944 года за образцовое выполнение заданий командования сержант Благонравов был награжден орденом Отечественной войны 2 степени. В памяти матери он навсегда остался молодым, высоким, стройным, с блестящими глазами и ясной улыбкой, внимательным, заботливым и ласковым.

6-й ученик: Фантазер и мечтатель Юра Ануфриев. Он хотел стать летчиком, совершить подвиг. Когда же оказалось, что мечта его неосуществима, он шутя и смеясь, говорил, что газеты все равно еще напишут о нем, как о прославленном и обязательно дважды герое. Веселый, общительный, он редко бывал один. Очень любил музыку, хорошо пел, часто вечерами, когда приходил с работы отец, они играли и пели вдвоем… Юра закончил Томское пехотное училище, воевал под Сталинградом. 27 августа 1942 года он писал домой: “Движемся на юг, к Сталинграду. Надо с честью оправдать доверие, которое нам оказало правительство”. Это было его последнее письмо.

7-й ученик: Александр Расторгуев закончил школу в 1935 году. Это был первый выпуск десятиклассников. В 1941 году он закончил институт физкультуры в г. Москве и добровольцем пошел на фронт. Участвовал в боях под Москвой, в составе отдельной мотострелковой бригады особого назначения, его бригада была сформирована из спортсменов-добровольцев и предназначалась для выполнения особых заданий советского командования в тылу врага… Солдаты-лыжники, одетые в белые маскировочные халаты, совершали дерзкие рейды по тылам врага, уничтожая их штабы, нападая на их обозы и автоколонны, сея панику и страх среди противника. Александр Расторгуев неоднократно направлялся в составе специальных групп в тыл врага и успешно выполнял задания командования. Он был подрывником. После того, как немецко-фашистские полчища были отброшены от Москвы, бригада продолжала действовать на отдельных коммуникациях врага в сложной и опасной обстановке. За личное мужество и героизм при выполнении заданий командования А. Расторгуев был награжден медалью “За отвагу”. В июне 1942 года спецгруппа, в которой был Саша, под г. Юхновым попала в засаду и после ожесточенного боя почти вся группа погибла. За отвагу и смелость, проявленные в этой операции Александр Расторгуев посмертно был награжден орденом Красной Звезды. Человек открытой и честной души, он любил свою Родину и не раз говорил, что “если потребуется, он не пожалеет для нее своей жизни”.

Учитель: (читает выдержку из письма) “В холод и дождь, в пургу и метель приходилось выполнять свой долг перед Родиной, и в самые трудные минуты вспоминалась школа, дни юности. И веселее становилось на душе, легче было жить, бить врагов. Это вы, дорогие воспитатели, вложили в наши руки сильное оружие, которое помогло нам разгромить фашистские орды и выйти победителями”. Эти слова принадлежат бывшему выпускнику нашей школа 1941 года Николаю Павловичу Лазутятскому, кавалеру трех боевых орденов и восьми медалей. Он командовал батареей, удостоен именного карабина, который экспонируется в нашем музее-заповеднике.

После войны окончил медицинский институт, сейчас Н.П. Лазутятский подполковник медицинской службы. Более двухсот питомцев средней школы № 1 сражались за Родину. В те далекие суровые годы 87 из них пали смертью храбрых. Объявляю минуту молчания. (стучит митраном)

На северо-западном фронте воевали молодые офицеры-артиллеристы Станислав Алексеев, Александр Глухих, Всеволод Робертов. Там же в небе на своем “МИГе” смело вступал в схватки с “мессершмитами”, “юнкерсами” летчик-истребитель, Виктор Балашов. Сокол из Тобольска нес на крыльях своих возмездие немецким ассам рейхсмаршала Геринга. Геройски погиб выпускник школы 1937 года летчик Константин Шмуклер. При взятии Кенигсберга пал смертью храбрых лейтенант Юрий Лопарев.

Война застала его на Кавказе. Юрий закончил школу в 1939 году. Поступил учиться в Свердловский индустриальный институт. Осенью 1939 года был призван в армию. Участвовал в войне с белофиннами, а потом служил в г. Тбилиси. После окончания курсов командиров подразделений противотанковых ружей был отправлен на фронт. 14 декабря 1942 года ранен в боях под Моздоком. Госпиталь, фронт, опять госпиталь. Осенью 1944 года его направили на учебу в военное училище, но он подал рапорт с просьбой снова послать его на фронт. Гвардии лейтенант Лопарев воевал в Прибалтике, освобождая Латвию. Погиб 25 декабря 1944 года и похоронен на воинском кладбище.

8-я ученица: Фронтовые письма, треугольные конверты, опаленные дорогами войны, вы до сих пор хранитесь в гимнастерках и бушлатах погребенных воинов.

Вы до сих пор хранитесь в нашем школьном музее. И за каждым письмом, не сочиненный рассказ, не написанная никем новела… (читают выдержки из писем)

9-й ученик: Школьные фотографии. Сколько их? На одной из них голубоглазый юноша в форме и две девочки, одна постарше, с волнистыми волосами, вторая поменьше, в пионерской форме. Это Кокорины: Гай, Ия и Нина. Они сфотографировались в 1937 году.

В Тобольск Кокорины приехали из Ирбита в 1928 году. В доме всегда было многолюдно. Отец, Михаил Прокопьевич, в кругу друзей часто вспоминал, как воевали с беляками. Слаженным хором взрослые и дети пели любимые песни: “Наш паровоз, вперед лети!”, “Расстрел коммунаров”, “Колодники”. Иногда возникали импровизированные концерты: в доме были и скрипка, и гитара, и мандолина, и гармонь – играли и дети, и отец. Детей было трое. Гай – серьезный, немногословный, он был старшим. Ия – быстрая, ласковая, бойкая. В школе на самых ответственных местах. Нина любили уединение, хотя в школьных делах не отставала от сестры. Все трое учились в школе № 1. Все трое, один за другим, ушли на фронт. “Вспомнив, как отправляли Гая в армию, - пишет его младшая сестра Нина Михайловна Кокорина, - он стоял среди берез в городском саду, где у них был сборный пункт. В руках гармонь, а вокруг уже новые друзья, с которыми теперь придется делить все заботы…Поют “Раскинулось море широко”. Я прибежала с букетом алых астр и все цветы раздала ребятам. Так и запомнила старшего брата: под березами, с гармошкой, с алой астрой на фуражке. Пароход скрылся, навсегда унося нашего Гайку – винтика, болтика”.

10-й ученик: Летом 1941 года Гай воевал под Москвой. В армии вступил в партию. Он хотел идти в бой коммунистом. Хотя знал: принадлежность к партии не дает никаких привилегий, кроме одной: первым подняться в атаку, первым идти в огонь, первым погибать. Вскоре Гай Михайлович был назначен заместителем командира батальона по политической части. Комиссары…

Люди особого склада. О них сказано немало прекрасных и волшебных слов. Они заслужили их своими делами. Гай Кокорин погиб в ноябре 1943 года. Один из четырех миллионов коммунистов, погибших на войне, тех, кто остался лежать в снегах Подмосковья, прикрыв собой пядь горячей, родной земли. За героизм и мужество Гай Михайлович Кокорин был награжден медалью “За боевые заслуги”.

Теплым погожим майским утром 1942 года в составе первой группы девушек-добровольцев, отправившихся из Тобольска, уезжала и младшая сестра Гая, Нина Кокорина. Девушки-тоболячки были направлены санитарками в 308 сибирскую дивизию, которой командовал полковник Леонтий Гуртьев, впоследствии генерал-майор, Герой Советского Союза.

11-я ученица: “Я очень полюбила свой батальон, свой взвод”, - писала в своих письмах Нина. “Мы под Сталинградом. Противник на высоте, которая перед нами, но мы ничего не видим, кроме бесконечной степи, покрытой серой, отвратительно пахнущей полынью. Навсегда остался в памяти первый бой за Волжскую твердыню. Налетели самолеты. Бойцы все в окопах. Мне кричат, чтобы я замаскировала свой красный крест на санитарной сумке. Нет, этого я не сделаю. Могу перевернуть сумку обратной стороной, но замазывать красный крест грязью, нет. Разрыв, крик. Бегу туда. Раненый боец. Слепое осколочное ранение в живот, живот сразу как-то вздулся. Голова кружится , тошнит, не успела окончить перевязку – боец умер. Ползу дальше, отовсюду крики: “Сестра, пригнись! Сестра, помоги!.. Чижик, сюда!”. Вдруг – санитарная сумка, значит, ранен кто-то из наших девушек. Оказывается, Соня Фатеева, подруга по школе. С окровавленной головой она пыталась ползти, цепляясь пальцами за траву. На бледном лице каплями запеклась кровь.

- Соня, Сонька! – подумала я. Вот и сбылись твои слова, когда-то немножко обидевшие меня. Там, дома, в родном Тобольске, в нашей школе Соня была лучшей лыжницей. Высокая, крепкая, с крупными чертами лица, с сильными руками, она однажды посмотрела на меня и бросила шутливо: “Куда тебе, вот ранят меня, что ты делать будешь? Не вынесешь!”

Я укладываю ее на свою шинель, в рукава просовываю лямки и тяну. – Соня, бодрись, еще немного. Я прикрываю собой голову Сони. Соня, милая, если сейчас останемся живы, значит, будем жить долго.

После боя на гимнастерке Нины засверкал орден Славы 3 степени. Со своей прославленной дивизией прошагала Н.М. Кокорина до Берлина. А все это мы узнали из военного дневника Кокориной, присланного в дар школьному музею.

Учитель: Окончилась война и, начиная с 1945 года, в школе ежегодно проводятся вечера встреч.

Особенно радостной, незабываемой была встреча осенью 1945 года. Собрались участники Великой Отечественной войны: Борис и Владимир Крыловы, Ия и Нина Кокорины, Вадим Куликов, Николай Лазутятский, Игорь Рябов и студенты – Кира Юшковская, сталинская стипендиатка, студентка Свердловского политехнического института. Федя Юферов, сталинский стипендиат, студент Московского энергетического института, Людмила Шохина, Юрий Поло студенты Свердловского индустриального института, Рита и Лера Поповы, Лида Ключарева, Ира Тутолмина, Валерия Лебедева, Иван Васильков, Володя Шварц, Галя Андреева, Лена Балюкевич.

Много было радостных воспоминаний, теплых объятий, нежных встреч. Немало слов искренней благодарности было сказано в адрес учителей.

12-й ученик: По всей стране разлетелись выпускники школы тех далеких суровых лет. Они встретились вновь 6 мая 1972 года и во второй раз – 3 мая 1975 года. Не передать той душевной теплоты, в которой проходили эти встречи, и той сердечной признательности, с какой вспоминали эти уже умудренные жизненным опытом люди, своих бывших учителей и наставников.

Председатель совета музея: Идет время, накануне 60-летия Великой победы Совет Музея написал и получил письма от О. Голубевой из Саратова, Н.М. Кокориной из Екатеринбурга, А. Нартымова, В. Хороса и многих других.

В2005 году вся работа школьного музея подчинена подготовке и проведению 60-летнего юбилея Победы: разработка экскурсий, составлен тематический план, намечены встречи с ветеранами войны и тружениками тыла.

Итогом работы явится оформленный альманах к 150-летию школы.

А закончить мне хочется словами моего стихотворения:

“В аттестатах отметок не ставят за смелость,
За любовь к своей Родине, дружбу и честь.
Им в боях довелось проверять
Свою зрелость, и отметок таких невозможно учесть.
И экзамен на верность любимой отчизне
С честью выдержал каждый из наших ребят.
Имена их отныне бессмертно и гордо,
Как в шеренге бойцов,
В школьном списке стоят”.

Звучит песня “День Победы”.

На урок приглашены ветераны войны микрорайона, ветераны пед. труда, родители.

Урок получил очень высокую оценку.