Новые информационные технологии как фактор влияния на развитие образовательной среды

Разделы: Администрирование школы


Новые информационные технологии – как фактор влияния на развитие образовательной среды

Процессы информатизации общества в целом находят несомненное отражение в практике современной школы. Явление, только наметившееся в конце 18 века, когда количество социально-значимой информации стало значительно увеличиваться в течение одной человеческой жизни и переработка всей этой информации стала практически непосильной для одного человека, приобрело всеобъемлющий характер сегодня. "Информационный взрыв", о котором писал С.Лем, стал ежедневной реальностью каждого человека.

Программа информатизации школы была разработана в 2003 году. Появление данной программы стало естественным продолжением работы школы по программе развития, прежде всего, и отражением изменяющихся условий функционирования образования в современном обществе. Программа инновационной модели "Наш мир и мы" предусматривает осуществление деятельности по нескольким направлениям, в том числе и развитие педагогической культуры: использование современных технологий и методик обучения, предусматривающих субъект-субъектные отношения, направленных на гуманизацию обучения, простраивание партнерских связей, обеспечивающих собственную образовательную деятельность всех участников образования, ориентированных на получение компетенций.

На первом этапе работы по программе решался насущный вопрос осознания и согласования понимания семантики данного процесса всеми его участниками. Участниками были выявлены следующие основополагающие элементы: основное противоречие процесса освоения знании, психологический аспект процесса освоения информации, этапы формирование информационной культуры в образовательном учреждении, организация деятельности по реализации программы информатизации.

Проработка информационных материалов по проблеме информатизации определила, что центральное место занимает противоречие между темпом приращения знаний в обществе и ограниченными возможностями их усвоения индивидом. Были рассмотрены материалы первой отечественной концепции "информатизации образования", разработанной в 1988 году группой учёных под руководством А.П. Ершова, в которой этот процесс понимался достаточно узко, как "формирование компьютерной грамотности". Наше осознание этого сложного процесса было выражено в схеме:

Изучение материалов показало, что на сегодняшний день педагогическое сообщество выходит на более высокий уровень осознания значимости происходящих процессов в данной области, поскольку появление достаточного количества компьютерной и оргтехники в образовательных учреждениях не привело к значительному повышению эффективности образовательной деятельности. Это связано, по-нашему мнению, с тем, что достаточно проблемным вопросом, остается обеспечение сферы образования методологией оптимального использования современных информационных технологий, включающей в себя стратегии отбора содержания, методов и организационных форм обучения и воспитания, соответствующих задачам развития личности обучаемого; создание методических систем обучения, ориентированных на развитие интеллектуального потенциала обучаемого на основе информационных технологий,

Самая главная трудность заключается в том, что этот процесс неизбежно ставит вопрос о противоречии между коллективными формами обучения, характерными для классно-урочной системы и индивидуализацией обучения, как основного фактора нового образования. При этом о необходимости изменений в современной школе говорят уже сами учащиеся. По данным Соколовой Н.Ю, кандидата педагогических наук, м.н.с. лаборатории ТСО и медиаобразования ИСМО РАО, 92% опрошенных выпускников школ считают, что методы и формы учебной работы, а так же содержание образования должны значительно измениться, поскольку "неинтересно смотреть в подзорную трубу, когда дома есть мощный телескоп". (Соколова Н.Ю. Методы и приемы работы с разными источниками информации//Интернет-журнал "Эйдос". - 2005. -29 мая. http://www.eidos.ru/journal/2005/0529-07.htm)

Рассмотрев процесс передачи информации с точки зрения его психологического аспекта, мы пришли к пониманию, что эта "подзорная труба", то есть информационная среда школы, состоит из нескольких элементов: носители информации, источники информации, потребители информации, средства осуществления информационных процессов, информационные технологии. Как и в любой подзорной трубе, качество получаемого изображения зависит от правильного соединения элементов. Так, традиционно центральным связующим элементом между носителем и потребителем информации является источник последнего.

Неизбежно возникающий в данной ситуации "эффект воронки" имплицитно содержит в себе несоответствие на входе и выходе в сторону уменьшения. В идеале в учебном процессе могут быть задействованы все источники и все носители информации. Однако и педагогу и учащемуся следует помнить, что "привычный источник информации - учитель, существующий лишь в специально сконструированной среде, в "среде взрослой жизни" исчезнет, а все прочие останутся. И от умения пользоваться другими источниками, а так же от умения эффективно работать будет с различными носителями информации радикальным образом будет зависеть дальнейший образовательный потенциал индивида, становление его личности, и как следствие этого, его профессиональная карьера, его самореализация в общественной и личной жизни". (Оспенникова Е.В. Моделирование учебного процесса по физике в средней общеобразовательной школе/Пермь, 2001. - ч.2:Система методов обучения. - 198с.)

Таким образом, умение работать в ситуации множественных информационных потоков ставит задачу формирования рефлексии и информационной культуры, как основных элементов образовательной компетенции, наиболее насущной для образовательного сообщества в лице всех его субъектов. Образование сделало значительный шаг в сторону признания данной задачи, заявив в Концепции профильного обучения, что необходима целенаправленная, опережающая работа по освоению "поля возможностей (информационные потоки) и ответственности (рефлексия собственных достижений)".

С учетом выше сказанного, нами была выработана такая схема процесса передачи информации:

В таком случае количество информации на входе и выходе становится независимыми от взаимных субъектных обязательств. Включается процесс рефлексии, когда количество и качество необходимой и достаточной информации определяется самостоятельно. Вопрос только в том, чтобы уровень информационной культуры субъектов образовательного процесса позволял полностью реализовывать их интенции.

Формирование информационной культуры оказалось значительной проблемой для школы, когда традиционный подход к реализации содержания образования через освоение набора ЗУНов столкнулось с реальностью перенасыщения информационного поля субъектов образовательного процесса. В данном случае ситуация повторила принципиальные этапы процесса осознания педагогической общественностью содержания понятия "информатизация образования".

На момент создания программы информатизации был проведен мониторинг состояния системы, который показал, что этап бессистемного использования компьютеров продолжался довольно долго. Кроме непосредственного использования на уроках информатики, в класс очень редко приходили учителя-предметники для проведения итогового тестирования. Значительное продвижение началось, когда административный аппарат школы получили достаточное количество компьютерной и оргтехники для "управления качеством образования", как было сказано в программных документах школы.

К концу первого этапа среди учителей-предметников появилось достаточное количество тех, кто прошли курсовую подготовку в Иркутском Центре Интернет-образования, на курсах пользователей в городе. В определенный момент количество переросло в качество и среди учителей возникла идея создания школьного педагогического клуба информационных технологий для обсуждения насущных вопросов изменения образовательного процесса с использованием НИТ на уроках и во внеурочной деятельности. Это стало началом второго этапа работы по программе информатизации.

Действующий клуб принял в качестве организующего начала синергетический принцип сети, когда основной смысл понятия "синергетика" "действующий вместе" реализуется в полном объеме. Из 3 вариантов сети - централизованная, децентрализованная, распределенная - был выбран второй вариант.

Такой вариант организационной структуры позволяет свободно взаимодействовать с более опытными участниками сети, при этом всегда есть возможность роста за счет самостоятельного самоопределения все новых центров. В целом система оказалась достаточна открытой для изменений и более эффективно действующей. Первоначально узловыми точками в клубе стали его:

  • председатель, который выполнял функции общей организации и являлся связующим звеном для всех других участников;
  • эксперты по некоторым видам деятельности: создание компьютерных презентаций, предметное программирование, раннее обучение информатике в начальной школе, организатор внеурочной деятельности с использованием НИТ, проектировщик.

Встречи постепенно приобрели характер практических семинаров, где расширилось не только понимание определенных вопросов, но и происходит нарабатывание реального практического навыка. Сегодня можно говорить о 4 "знаниях" на клубных встречах.

1. Неосознанное незнание - "оказывается это есть, а мы об этом не знаем". Членами клуба были приготовлены презентационные материалы по темам: "Интернет для учителя-предметника", "Центр дистанционного образования "Эйдос" и его программы". Рассматривались вопросы, что такое виртуальная школа, электронные учебники и работа с ними, возможности Интернета для исследовательской деятельности. Материалы были подготовлены теми участниками клуба, кто реально имеет опыт работы в данном направлении. Презентационные материалы содержали подробную информацию по раскрываемому вопросу и содержали все ссылки на Интернет-адреса. Сохраненные в папке "Клуб" с указанием автора, эти материалы являются доступными для всех учителей школы, которые хотели бы ознакомиться с ними и узнать более подробную информацию у знающего человека (автора).

2. Осознанное незнание - "я знаю, что я этого не знаю". Педагог-эксперт организовывал практическую деятельность по обучению определенным навыкам работы на компьютере в связи с реальными запросами членов клуба. Так, учителя научились эффективным навыкам форматирования крупных текстовых файлов, что особенно важно в реферативных и исследовательских работ; получили навык работы с таблицами и графиками в текстовом редакторе WORD, что является насущной проблемой в процессе обобщения собственного педагогического опыта, для отчета по темам самообразования и педагогическим экспериментам. Познакомились с программой "Конструктор тестов", чем значительно упростили свою работу по формированию собственных пакетов тестов. Особенно важным на данном этапе являлось то, что обучение проходило в реальном режиме "делай, как я", "следуй инструкции" или "послушай и примени по-своему" и т.д. Процессуальный аспект организации подобной деятельности становился темами обсуждений: какие возможности дает тот или иной прием на уроке, какие могут возникнуть затруднения и как их можно преодолеть или, по крайней мере, снизить негативный эффект.

3. Осознанное знание - "я знаю, что я это знаю". И если я это знаю, я это могу. Эти встречи стали для многих очень важными, поскольку учителя представляли собственный опыт применения НИТ в практике реального учебного взаимодействия. Темой для заинтересованного разговора стали: компьютерная игровая программа по английскому языку для учащихся 5 класса по учебнику "Happy Enhlish.ru", тестирующая программа по математике "Пороговые контрольные работы" для учащихся 5 и 7 классов, серия презентационных материалов и тестирующая программа по авторскому курсу "История Земли Иркутской". Очень много вопросов решалось по технологии включения данных материалов в реальный урок, по отбору и группировке материала, чтобы не сделать электронную поддержку урока просто заменой классной доски, по критериям эффективности использования данных материалов.

4. Неосознанное знание - "я не знаю, что я знаю". Я просто это делаю хорошо. Это было время триумфа на каждой встрече. Учителя и учащиеся показывали свои реальные работы, которые получили высокую экспертную оценку в рамках городских, региональных или Российских мероприятиях. В основном это были презентации в PowerPoint и веб-сайты: работы учащихся - победителей городской олимпиады по информационным технологиям, веб-сайты учащихся - победителей городских конкурсов по веб-дизайну и лауреатов Российского конкурса, посвященного 60-летию победы, презентации к исследовательским работам победителей городских научно-практических конференций и победителя конкурса Британского союза, материалы к авторским и элективным курсам, которые стали основой для создания сетевых образовательных программ. Особенно приятно было видеть удовлетворение самих ребят от осознания собственного продвижения в использовании НИТ для реализации конкретных личностно значимых задач. Из разговоров с ними учителя приходили к пониманию, что невозможно изучать информационные технологии в отрыве от практики реального их использования. Администрация, видя заинтересованность и тех и других, стала создавать условия для решения организационных вопросов.

Совместное определение деятельности на встречах, возможность продемонстрировать наработки собственного опыта и, что самое главное, свободно обсудить возникающие проблемы позволило привлечь в клуб большую часть педагогического коллектива школы.

"Безостановочная цепная реакция" сети - переход от "хаоса" в головах преподавателей к определенному порядку, к ситуации "текущего равновесия" и обратно - происходила постоянно. Понимание одних аспектов использования НИТ в практике преподавания выявляли все новые и новые непонятности организационного, дидактического, технологического порядка. Новые вопросы мотивировали педагогов не только на поиск ответов, но и на практические пробы. Рефлексия собственных достижений на очередной встрече становилась для всех участников запускающим механизмом процесса саморазвития. Собственно целью встреч никогда не была плановая и контролируемая организация рефлексии. По сути процесс представлял собой именно это:

  • выявление проблемной ситуации, при этом реальная деятельность была уже прекращена и имеется некий опыт этой деятельности;
  • "разбор полетов", в процессе которого происходило акцентирование внимания на прошлой деятельности в ретроспективе, когда были известны уже не только цели, но и полученные результаты;
  • "взгляд изнутри", когда последовательность действий позволяла осознать внутренние мотивы на каждом отдельном этапе продолжения или прекращения деятельности;
  • проектирование нового способа деятельности на основе полученной информации.

Поскольку в "разборе полетов" принимали участие не только непосредственные участники процесса, но и присутствующие, то освоение опыта происходило всеми. Зачастую приходилось признавать, что при даже при проработанном плане будущей деятельности случайности оказывались достаточно значимыми для достижения целей. Когда казалось все понятным и известным, случайности провоцировали кризис компетентности, но именно эти моменты и становились решающими в плане осознания сути происходящего, потому что выводили на новое видение проблемы. Мы учимся на своих ошибках чаще, чем на своих успехах. Они дают нам обратную связь и мы начинаем думать.

Так как любая, пусть даже скрытая рефлексия, открывает возможности для саморазвития, то процесс личностного саморазвития у членов клуба может быть представлен следующей схемой, когда каждый новый этап вывод на более высокий уровень личностного смысла. Путь достаточно эффективный, поскольку не является жестко детерминированным нормами и рамками общественного сознания по отношению к центральной теме. Работа по данной схеме имеет серьезные перспективы, поскольку количественное приращение в рамке нормы неизбежно должно привести к появлению новой нормы, что в конечном итоге и является основной целью на третьем этапе информатизации образования.

Подводя итоги работы клуба за год по количественным показателям, педагоги и администрация с удовлетворением констатировали тот факт, что произошли и значительные качественные изменения - количество педагогов реально осознающих перспективы использования НИТ в практике преподавания и эффективно использующие последние возросло, уровень педагогического мастерства и в связи с этим удовлетворенность результатами своей работы увеличились, пришло осознание реальной ценности НИТ.

Самое главное, что в коллективе сформировалось устойчивое понимание невозможности простой замены имеющихся традиционных источников информации на новые электронные. Учителя ставят перед собой задачи на перспективу:

  1. как преобразовать содержание предметов и курсов школьной программы, чтобы формировать целостное представление о реально происходящих процессах в окружающем мире;
  2. как организовать совместную деятельность по освоению опыта реального использования информационного материала и зафиксировать эффективность данного процесса;
  3. как учесть множественные личностные интенции участников образовательного взаимодействия для наиболее полной их реализации.