Итоги и уроки ускоренной модернизации в СССР

Разделы: История и обществознание


Цели урока: обобщить знания учащихся об индустриализации и коллективизации в СССР, проследить их долгосрочные экономические, социальные и политические последствия.

План урока:

1.  Вступительное слово учителя.

2.  Работа групп с документами.

3.  Подведение итогов урока.

Вступительное слово учителя.

По мере завершения восстановительного периода НЭП давал все больше и больше сбоев.  В 1927–1928 гг.  грянул кризис хлебозаготовок, и перед страной встала необходимость модернизации. В фабрично-заводской промышленности производилось лишь 20–25 % национального дохода, тогда как сельское хозяйство давало около 50 %. И в городе, и в деревне абсолютное большинство трудящихся было занято тяжелым ручным трудом. Курс на индустриализацию был поставлен на повестку дня 24 съезда ВКП(б) в декабре 1925 года.   Руководство страны поставило задачу превратить СССР из страны, ввозящей машины и оборудование, в страну, их производящую;затем подвести машинную технику под все народное хозяйство и на этой основе добиться ускоренного развития.

Материал по индустриализации и коллективизации мы уже с вами изучили, а на сегодняшнем уроке мы попытаемся посмотреть, чего смогло добиться руководство нашей страны такими ускоренными темпами, каковы были итоги ускоренной модернизации в СССР, какие уроки были вынесены из данного события.

Вы работаете по группам с документами, отвечаете на поставленные вопросы, делаете выводы на основе полученных знаний.

Работа групп с документами.

Раздаются карточки с документами и заданиями к ним (работа на 15–20 минут).

№ 1.

Из обращения М. Н. Рютина "Ко всем членам ВКП(б)":

"Авантюристические темпы индустриализации, влекущие за собой колосальное снижение реальной заработной платы рабочих и служащих, непосильные открытые и замаскированные налоги, инфляция, рост цен и падение стоимости червонца. . . привели всю страну к глубочайшему кризису, чудовищному обнищанию масс и голоду как в деревне, так и в городах. . . "

О каких итогах форсированной модернизации говорит Рютин? Как вы думаете, какую реакцию вызвало его обращение?

№ 2.

В феврале 1931 года Сталин заявил: "Нельзя снижать темпы! Наоборот, по мере сил и возможностей их надо увеличивать. . . Задержать темпы – это значит отстать. . . А отсталых бьют. Но мы не хотим оказаться битыми. История старой России состояла, между прочим, в том, что ее непрерывно били за отсталость. . .  Мы отстали от передовых стран на 50–100 лет. Мы должны пробежать это расстояние в 10 лет. Либо мы сделаем это, либо нас сомнут".

Чем обосновывал Сталин необходимость ускоренного развития промышленности? Оцените характер его аргументов. Какие соображения лежали в их основе – экономической или политической целесообразности?

№ 3.

Историк В. В. Роговин пишет: "Уже на следующий день после рекорда Стаханова партком его шахты постановил:через два дня предоставить ему квартиру, построенную для инженерно-технического персонала, оборудовать ее за счет шахты мягкой мебелью; выделить семейную путевку на курорт и два именных места в клубе на все фильмы, спектакли, вечера. По этому примеру и на других предприятиях изобрели разнообразные привилегии для стахановцев вплоть до бесплатного обслуживания в парикмахерских".

Прокомментируйте эти факты, обсудите экономические и социальные последствия стахановского движения.

№ 4.

Найдите на карте основные стройки первой пятилетки, промышленные предприятия, вошедшие в строй в годы второй пятилетки. Какие выводы вы можете сделать?

№ 5.

Из дневника:

"В деревне стоит стон. Вместо единоличных хозяйств, обрадовавших было мужичков, вместо хуторов и отрубов – коллективизация, причем ее проводят без достаточного числа машин.   Принуждаемые к ней крестьяне режут скот и птицу и входят в обобществленное хозяйство, сравнявшись в нищете. . . .  Принудительное осуществление, сопровождающееся разорением, ссылками, ненавистью и враждой. . . надрывает самое идею. . . "

Почему, по мнению автора дневника, "в деревне стоит стон"? Что подрывает идею обобществления индивидуальных хозяйств? Чем были опасны эти настроения крестьян?

№ 6.

Из дневника:

"Со станции Кавказская из Кубани приехала сестра в гости. Рассказывает про тяжелую обстановку. Обильный всегда край теперь в голоде. Ни в магазинах, ни на базаре ничего нет.  На улицах истощенные люди умирают от голода. Станицы поросли бурьяном.  Многие жители сосланы. . .  Работа в колхозах не налажена. . . А может быть, можно было избежать?"

В чем причины массового голода? Как бы вы ответили на вопрос, заданный автором дневника?

№ 7.

В постановлении Политбюро ЦК ВКП(б) "О мероприятиях по ликвидации кулацких хозяйств в районах сплошной коллективизации" 30 января 1930 года, в частности, говорилось: ". . . принять в отношении кулаков следующие меры: а)первая категория – контрреволюционный кулацкий актив немедленно ликвидировать путем заключения в концлагеря, не останавливаясь в отношении организаторов террористических актов, контрреволюционных выступлений и повстанческих организаций перед применением высшей меры репрессии; б)вторую категорию должны составить остальные элементы кулацкого актива, особенно из наиболее богатых кулаков и полупомещиков, которые подлежат высылке в отдаленные местности Союза ССР и в пределах данного края в отдаленные районы края; в)в третью категорию входят оставляемые в пределах района кулаки, которые подлежат расселению на новых, отводимых им за пределами колхозных хозяйств участках". Это постановление было секретным. Объясните почему.   Почему в конце 20-х начале 30-х гг., по словам известного писателя А. Солженицына, неудержимо шло раздувание хлесткого термина "кулак".

№ 8.

Проследите связь между курсом на форсированную индустриализацию и коллективизацию сельского хозяйства. Приведите конкретные примеры такой взаимосвязи.

№ 9.

К двенадцатой годовщине Октября "Правда" опубликовала статью Сталина "Год великого перелома", раскрывающую новое в колхозном строительстве, а именно: в колхозы пошел середняк. Коллективизация превратилась, по его словам, в действительно массовое движение самих крестьян.

Как вы считаете, в статье дана объективная или приукрашенная оценка состояния колхозного движения? Ответ обоснуйте.

№ 10.

А. Раскулачивание сплошь и рядом носило характер не экспроприиации основных средств производства, а конфискации всего имущества, вплоть до предметов быта. Н. К. Крупская в письме к И. В. Сталину 22 февраля 1930 года отмечала :"Неправильны, между прочим, те формы раскулачивания, которые касаются не орудий производства, а френчей, письменных столов, ламп и прочего. . . которые предполагается выдавать в виде премий. . . "

Б. "У Трифона Гордеевича и Марии Митрофановны Твардовских (родители советского поэта А. Т. Твардовского) было семеро детей. Семья еле сводила концы с концами : изнурительный труд на пашне в мелких болотцах, замшелых березничках, кочковатых полянках не вознаграждался желанным урожаем. . .

Беды в семье начались весной 1930 года с начала коллективизации.  Хозяйство обложили непосильным налогом, отец покинул Загорье, уехал работать на Донбасс. Ивана исключили из школы как сына кулака.  Константина на год посадили в тюрьму за неуплату налогов.

Что это были за кулаки? В хозяйстве имелась одна корова, одна лошадь, мелкая живность, старая мебель, около 40 метров жилплощади на всех.

19 марта 1931 года всю семью Твардовских посадили на подводы и отвезли в Ельню.  А оттуда в таежное селение Парга на реке Ляля, отобрали документы, разместили в бараках.  Старших отрядили на лесоповал и сплав леса. "

Дайте ваш комментарий к вышеприведенной информации. Почему руководство страны столь упорно и форсированно проводило коллективизацию, вопреки желанию большинства крестьян, сопровождая ее репрессивными мерами по отношению к ним?

Как вы думаете, оправдана ли цена, заплаченная нашим сельским хозяйством, всем народом за раскрестьянивание деревни?

№ 11.

Обсудите следующие данные. О чем говорят эти показатели?

№ 12.

Какой вывод из данных сведений вы можете сделать:

Подведение итогов урока.

Выступление групп по своим документам, подведение общих итогов, работа с заданием на доске – заполнение таблицы "Цели, результаты и последствия ускоренной модернизации в СССР".

Цели Результаты Последствия
1.    
2.    
и т.д.     

(Заполняется одним учеником при помощи класса и учителя, класс дублирует таблицу в тетрадях).

Форсированная индустриализация позволила СССР достичь экономической независимости от Запада по стратегическим поставкам. По производству электроэнергии, угля, нефти, чугуна, стали, цемента, древесины СССР обогнал Германию, Англию, Францию или вплотную приблизился к ним. Но по производству главнейших видов промышленной продукции на душу населения Советский Союз значительно отставал от этих стран. В процессе индустриализации в экономике образовались серьезные диспропорции между обрабатывающей и добывающей промышленностью, между тяжелой и легкой промышленностью, между промышленностью и сельским хозяйством. Очень велика была цена ускоренной модернизации, к огромным потерям привели эти процессы и в человеческом факторе, и в экономическом.

Домашнее задание: найдите ответ на следующий вопрос : Связана ли ускоренная модернизация с политическим развитием страны в те годы?Аргументируйте свой ответ.