Литературный час по теме: "В серебряном царстве Зимы"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • с помощью путешествия в мир образа воспитывать у ребенка желание познавать прекрасное; чувствовать красоте и по-новому открывать в себе читателя;
  • развивать речь учащихся, творческое воображение; формировать навык выразительного чтения, способствовать желанию увидеть и услышать в музыке образ; воспитывать любовь к природе, умение видеть красоту.

Оборудование и матариалы:

  • репродукция “Февральская лазурь” И.Грабарь;
  • рассказ “Однажды ночью” К.Паустовский;
  • стихи А.Пушкина, С.Есенина, А.Фета, Ф.Тютчева, С.Маршака;
  • рисунки учащихся на тему “В царстве зимы”;
  • музыка “Времена года” П.Чайковского, эстрадная музыка “Зимняя сказка”, “Снег кружится”; “Потолок ледяной”;
  • трафареты снежинок.

Схема доски:

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

- Сегодня совершим увлекательное путешествие. Мы идем в гости. А куда, догадайтесь сами!

Тройка, тройка прилетела
Скакуны в той тройке белы,
А в санях сидит царица
Белокоса, белолица,
Как махнула рукавом,
Все покрылось серебром.

На доске открывается изображение зимы, учащиеся отвечают на загадку. (Зима)

- Мы совершим путешествие в мир красок и звуков зимы, будем слушать музыку зимы, всматриваться в ее картины. А после нашей встречи попробуем описать, какой мы увидели, услышали и почувствовали зиму?

2. Путешествие в зимнюю сказку.

- Итак, приглашаю в гости к сказке.

(На фоне музыки П.Чайковского “Щелкунчик” ученик читает сказку “Снежный всадник”.)

… Говорят, когда выпадает первый снег, объявляется в лесах Снежный всадник. На белой лошади скачет он по заснеженным оврагам, по сосновым борам, по березовым рощам. То там, за елочками, то там, на просеке мелькнет снежный всадник, объявится перед людьми и мчится бесшумно дальше – по заснеженным оврагам, по сосновым борам. Никто не знает, зачем он появляется в лесу и куда путь держит. Мчится конь по дороге…

- Отправимся и мы в зимнюю дорогу (звучит музыка “У леса на опушке”).

- Закроем глаза. Давайте шепотом произнесем слово “Зима”.

- Какие слова и словосочетания возникли у вас в памяти? (Снег, пурга, мороз, снежная горка, коньки, лыжи …).

3. Работа над рассказом А Паустовского “ Однажды ночью”

Учитель читает строки из стихотворения А.Фета:

Еще вчера, на солнце млея,
Последний лес дрожал листом.
Сегодня – вдруг исчезло лето.
Бело, безжизненно кругом
Земля и небо – все одето
Каким-то тусклым серебром.

- Вспомним, когда в этом году выпал первый снег и сказочно преобразил землю. (Рассказы детей).

Представить картину первого снега поможет рассказ Константина Паустовского “Однажды ночью” (чтение рассказа группой учащихся).

- Что особенно вас удивило в этом рассказе? Что привлекло ваше внимание? Чем был поражен автор?

- Какие слова и выражения помогли вам представить, как первый снег преобразил землю (ссыпание снега, хруст подмерзшей земли, писк птиц).

- Зима вступила в свои права. Какими звуками может быть наполнена она? (Воем ветра, скрипом снега, шумом метели).

4. Слушаем музыку зимы

- Вот мы сегодня послушаем музыку П.И.Чайковского из цикла “Времена года”.

- Представьте каждый свою необычную, неповторимую зимнюю картинку, а потом расскажите нам, что вы увидели, слушая музыку (ответы детей).

- А вот мне представилась картина, описанная А.С.Пушкиным (чтение стихотворения, написанного на доске).

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце снег лежит…

- Вслушайтесь в эти замечательные строки, перечитайте сами описание зимнего утра.

- Вы наверное вспомнили нашу экскурсию в зимнюю рощу? А помните, как прекрасно звучали стихи А.С.Пушкина в морозном воздухе. В солнечных лучах искрился и переливался всеми цветами радуги снежок. Вспомнили? На сколько многообразна и великолепна цветовая гамма зимы. Мы привыкли видеть только белый цвет, а оказалось что есть и зеленый, и желтый, и голубой цвет. Я предлагаю вам каждому снежинку. Раскрасть ее так какой вы увидели ее в зимней роще. (Звучит эстрадная музыка “Падает снег”. По окончанию работы, каждая снежинка крепиться на доску).

- Какой обильный снегопад?!!

В нашем классе зима вступила в свои права, предлагаю погреться.

5. Физминутка

Мы похлопаем в ладоши
Дружно веселее
Наши ножки постучали
Дружно веселее.
По коленочкам ударим
Тише, тише, тише
Наши ручки поднимитесь
Выше, выше, выше.
Наши ручки закружились
Ниже опустились
Завертелись, завертелись
И остановились.

 6. Зимние зарисовки русских художников

- Продолжаем гостить у Зимушки. Идем по дорожкам в царство лунных серебряных грез.

- Всмотритесь в краски зимы на картине художника И.Грабаря “Февральская лазурь”.

- Какие основные цвета он использовал? (Розовые, голубые, фиолетовые, белые, черные).

- А вот, что рассказал художник об истории создания этой картины (выступление ученика).

“Было необычайное утро, казалось, что природа праздновала какой-то небывалый праздник, - праздник лазоревого неба, жемчужных берез, коралловых веток и сапфировых теней на синем снегу…”

7. Ожившие иллюстрации учеников

- Мы побывали в роли читателей, слушателей и художников, а сейчас мы послушаем отрывки из стихотворений замечательных русских поэтов (учитель обращает внимание на портреты поэтов), которые вы проиллюстрировали своими рисунками (на мольберте выставляется рисунок, ученик озвучивает его отрывком из стихотворения, сопровождается музыкой “Зимняя сказка”).

А.А.Фет

Печальная береза
У моего окна
И прихотью мороза
Разубрана она.

Чудная картина,
Как ты мне мила
Белая равнина,
Полная луна.

Учись у них – у дуба, у березы
Кругом зима. Жестокая пора
Напрасные на них застыли слезы
И треснула, сжимаяся кора.

 Ф.И.Тютчев

Чародейкою зимою
Околдован лес стоит.
Сном волшебным очарован
Весь окутан, весь окован
Легкой цепью пуховой.

И стоит он околдован
Не мертвец и не живой
Весь окутан, весь окован
Легкой цепью пуховой.

А.С.Пушкин

Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна.
На печальные поляны
Льет печально свет она.

С.Есенин

Заколдован невидимкой
Дремлет лес под сказку сна.
Словно белою косынкой
Подвязалася сосна.

Поет зима аукает,
Мохнатый лес баюкает
Сто звоном сосняка.
А по двору метелица
Ковром шелковым стелется
Но больно холодна.

Белая береза под моим окном
Принакрылась снегом,
Будто серебром.
На пушистых ветках
Нежною каймой
Распустились кисти белой бахромой.

С.Я.Маршак

Сосен сизые иголки
Побелели на верху,
А разряженные елки
Словно в заячьем пуху.

Тишина. И только дятел,
Хлопотливый деловой,
Барабанит будто спятил,
Машет пестрой головой.

Хлопья снега с неба падают
Пеленой сквозной
И, мелькая, сердце радуют
Чистой белизной.

Сыплет, сыплет снег охапками
На поля зима.
До бровей накрылись шапками
Низкие дома.

С ледяной съезжая горки
На открытый лед реки,
Пишут тройки и восьмерки
Наши острые коньки.

Кругом деревья до небес
И с каждым ветерком
Вздыхает лес, роняет лес
Тяжелый снежный ком.

8. Итог

- Вот такой нам представилась Зимушка-зима.

- Какой же вы увидели, услышали и почувствовали зиму?

- Для кого она стала любимым временем года?