Урок математики в 6-м классе по теме: "Нахождение числа по его части и части от числа"

Разделы: Математика


Цели урока:

  1. Обеспечить осознанное усвоение учащимися понятия нахождения части от числа и числа по его части за счет укрупнения дидактической единицы; совместное и одновременное изучение действий, единства процесса и решения прямой и обратной задачи.
  2. Способствовать развитию творческого мышления.
  3. Формирование навыков самоконтроля.
  4. Воспитание аккуратности, культуры учебного труда.

Ход урока:

I. Продолжаем работать по теме “Нахождение части от числа и числа по его части”.

Чем мы будем заниматься на уроке?

  1. Закреплять.
  2. Будем учиться распознавать в заданиях, какое из них часть от числа, какое число по его части.
  3. Формировать прочные навыки этих операций.

Вот цель урока.

Устно: Гимнастика ума. – Фронтальная работа.

“Ромашка”

Кому трудно, вам подсказка:

Опора:

Число Часть Значение части Действие Опорные слова
36 1/2 ? * умножение 36*1/2=18 От
? 1/2 18 : деление 18:1/2=36 Что составляет

Дробь равна

это

II. Следующий этап урока – Самостоятельная работа на компьютере, во время которой вы должны показать умение распознавать, какое из изученных понятий -часть от числа, а какое число по его части.

2.10.А01 Уровень “О”. Вариантов: 30.

Найдите 5/8 числа 232.

2.10.А02 Уровень “А”. Вариантов: 30

Найдите число, 3/8 которого есть 30.

2.10.А03 Уровень “А”. Вариантов: 30

В книге 30 страниц. Девочка прочитала 2/3 книги. Сколько страниц она прочитала?

2.10.А04 Уровень “А”. Вариантов:30

Число 22 составляет 2/7 некоторого числа. Найдите это число.

2.10.А05. Уровень “А”. Вариантов: 30

Число 192 составляет 8/17 некоторого числа. Найдите это число.

2.10.А06 Уровень “А”. Вариантов: 30

Велотуристы за три дня проехали 274 км. В первый день они проехали 1/5, а во второй день 3/8 всего пути. Сколько километров проехали велотуристы в третий день пути?

2.10.А07 Уровень “А”. Вариантов: 30

В книге 189 страниц. Мальчик прочитал 32 страницы. Какую часть книги прочитал мальчик?

2.10.А07 Уровень “А”. Вариантов: 30

В книге 198 страниц. Мальчик прочитал 17 страниц. Какую часть книги прочитал мальчик?

2.10.А08 Уровень “А”. Вариантов: 18

Сыну 10 лет. Его возраст составляет 2/15 возраста отца. Сколько лет отцу?

2.10.А08 Уровень “А”. Вариантов: 5

Сыну 8 лет. Его возраст составляет 2/11 возраста отца. Сколько лет отцу?

2.10.А08 Уровень “А”. Вариантов: 4

Сыну 4 года. Его возраст составляет 2/11 возраста отца. Сколько лет отцу?

А09 Уровень “А”. Вариантов: 15

Сыну 75 лет. Его возраст составляет 5/7 возраста отца. Сколько лет отцу?

2.10.А09 Уровень “А”. Вариантов: 6

Сыну 60 лет. Его возраст составляет 5/7 возраста отца. Сколько лет отцу?

2.10.В01 Уровень “В”. Вариантов: 30

Найдите число, 4/9 которого равны 31.

Листок ответов:

Фамилия___________________

Ответ

01__________________________

02__________________________

03__________________________

04__________________________

05__________________________

08__________________________

09__________________________

6 человек работают индивидуально по карточкам на местах.

Фронтально проверяю выполнение заданий на компьютере.

Итог:

  • 6,5,7 заданий – промежуточная оценка – “5”
  • 4 задания – оценка – “4”

III. Приступаем к решению задач.

На доске плакат:

№ 1. Продали 3/4 части привезенных яблок, что составляет 48 кг. Сколько всего яблок привезли? Обратная задача (сначала закрыта от учеников)

В магазин привезли 64 кг яблок. Продали 3/4 от привезенных яблок. Сколько яблок привезли?

Схема: (я вписываю в квадратики)

Число часть как найти число часть как найти
? 3/4 -48 48: 3/4 =64 кг 64 3/4 -? 64* 3/4

 

А теперь изменим условие!

Закрываю вопрос и 60 кг яблок. Какую задачу

можно составить?

А если закрыть в условии часть, какую

можно составить задачу?

№ 2. Морковью занято 60 кв. метров участка. Сколько кв. метров занято свеклой? Всего привезли 64 кг яблок. Продали 48 кг. Какую часть от всех яблок составляют 48 кг.

(Этот разговор на следующих уроках).

А) Решили задачу № 1.

Б) Что находим в задаче № 2 (находим часть от числа).

В) В какой связи находится % и дробь? (30 % = 0,3 = 3/10)

Г) А чем она отличается от предыдущей задачи кроме сюжета? (Тем, что в этой задаче часть выражена % и нужно найти часть от числа.) (Решение самостоятельно, один человек на обратной стороне доски).

Составим обратную задачу (вместе проговорили условие).

Что находим в задаче? Какие действия?

Решили самостоятельно.

Домашнее задание

П.18.п.15 № 664, 665, 675 (а).

Дополнительно: Составить задачу обратную № 665.

IV. Выполняем тест.

№ 1. 1. В школе 85 учеников приняли участие в олимпиаде, что составляет 1/10 всех учеников. Сколько учеников в школе?

Р/ 850 Щ/ 750 Х/ 520

2. Найти 40 % от 90.

А/300 С/ 36 К/ 360

3. В парке 120 деревьев, 5/6 березы. Сколько берез в парке?

М/15 Л/18 О/100

4. Турист прошел 50 % пути, что составляет 16 км. Каков путь туриста?

Г/320 У/8 Т/32

№ 2. 1.В ремонте школы приняли участие 94 ученика, что составляет 1/10 всех учащихся школы. Сколько учеников в школе?

О/ 940 Л/360 М/54

2. Найти 20 % от 80.

Ц/ 160 Р/16 В/200

3. В саду 50 деревьев, 3/5 яблони. Сколько яблонь растут в саду?

Ч/100 Д/250 Т/30

4. Пешеход прошел 8 км, что составляет 40 % всего пути. Каков путь пешехода?

Ж/30 Э/16 С/20

Назовите буквы ответов задания (Р.О.С.Т.)

Поставьте следующую промежуточную оценку и поставьте оценку, какую вы получили в целом за урок.

В журнале вы получите оценку после проверки теста и решений задач на компьютере.