Связь русской словесной и музыкальной культуры с христианским миросозерцанием

Разделы: Музыка, Внеклассная работа


Цель: познакомить студентов с произведениями русской словесности и музыки, которые непосредственно связаны с христианской культурой, привитой на Руси с X столетия.

Задачи:

  • дать знания о христианских тенденциях в различных видах художественной культуры;
  • развитие мыслительных способностей;
  • воспитание у студентов нравственного отношения к себе и окружающим людям на литературных и музыкальных примерах, проникнутых христианским миросозерцанием.

Оформление зала: репродукции картин художников И.И. Левитана “Над вечным покоем” и И.С. Остроухова “Сиверко”, портреты И.С. Тургенева, русских композиторов П.И. Чайковского, С.В. Рахманинова, В.С. Калинникова, магнитофон, аудиокассеты.

С принятием христианства в X веке Русь все больше и больше укреплялась в православии, в христианском миропонимании. Не случайно во времена Сергия Радонежского Русь уже не мыслилась иначе, как Святая.

Светом христианства был просвещен весь русский народ, и даже в XIX столетии, когда вера, под тлетворном влиянием Запада, стала оставлять не только слои русской интеллигенции, но и крестьянские массы, люди, внешне нецерковные, светские, невольно в глубине души своей несли в себе голос своих предков, проникнутый нравственными началами, основанными на христианском миросозерцании. В этом смысле весьма характерно творчество Ивана Сергеевича Тургенева, западника по своим убеждениям, но чисто русского художника слова по ощущению родного языка.

Ярким примером его внутреннего христианского миросозерцания является роман “Отцы и дети”, который может и должен быть осмыслен в ключе библейской притчи о блудном сыне. Таким же образом, на основе библейских заповедей, могут быть проинтерпретированы и другие его произведения.

Мы сегодня обратимся к его небольшой миниатюре, стихотворению в прозе “Щи”, которое, на наш взгляд, прекрасно характеризует глубокую связь художника с русской духовной культурой.

(Чтение текста под музыку П. И. Чайковского [фрагмент из Сюиты № 2, соч. 53 Анданте]).

ЩИ

У бабы-вдовы умер ее единственный двадцатилетний сын, первый на селе работник. Барыня, помещица того самого села, узнав о горе бабы, пошла навестить ее в самый день похорон. Она застала ее дома. Стоя посреди избы, перед столом, она, не спеша, ровным движеньем правой руки (левая висела плетью) черпала пустые щи со дна закоптелого горшка и глотала ложку за ложкой.

Лицо бабы осунулось и потемнело; глаза покраснели и опухли... но она держалась истово и прямо, как в церкви.

“Господи! — подумала барыня. — Она может есть в такую минуту... Какие, однако, у них у всех грубые чувства!”

И вспомнила тут барыня, как, потеряв несколько лет тому назад девятимесячную дочь, она с горя отказалась нанять прекрасную дачу под Петербургом и прожила целое лето в городе!

А баба продолжала хлебать щи. Барыня не вытерпела наконец.

— Татьяна! — промолвила она. — Помилуй! Я удивляюсь! Неужели ты своего сына не любила? Как у тебя не пропал аппетит. Как можешь ты есть эти щи!

— Вася мой помер, — тихо проговорила баба, и наболевшие слезы снова побежали по ее впалым щекам. — Значит, и мой пришел конец: с живой с меня сняли голову. А щам не пропадать же: ведь они посоленные.

Барыня только плечами пожала — и пошла вон. Ей-то соль доставалась дешево.

И.С. Тургенев

Беседа по тексту.

  • О чем этот текст?

Текст повествует о трагическом событии в жизни крестьянки Татьяны — погиб ее 20-летний сын, кормилец и надежда. Вместе с его жизнью обрывается и жизнь его матери, так как она стара, бедна и немощна, и все надежды на продолжение жизни у нее были связаны с сыном.

  • Какое впечатление он на вас произвел? (Размышления студентов)

Обратите внимание на детали текста: что происходит в крестьянской избе и как это описывает автор.

Татьяна стоит посреди избы, не спеша, ровным движением правой руки черпает пустые (то есть, сваренные без мяса) щи, глотая ложку за ложкой.

  • Может ли Татьяна утолять голод в эту минуту? Нет.

Посреди избы — как в храме у аналоя.

Не спеша, ровным движением — торжественно, как бы молитвенно.

Она глотает, а не ест. Она — совершает обряд!

  • Чем различны во взглядах на жизнь барыня и крестьянка?

Барыня живет душевной, можно сказать, двуличной жизнью. Она после смерти маленькой дочки, которую даже не успела как следует полюбить, отказывается от прекрасной дачи, показывая всем, как она страдает.

Горе Татьяны гораздо глубже, неизбывнее и трагичней, но она несет его одна и не помышляет о сочувствии к себе со стороны чужих людей. Понимая безысходность своего положения, она, тем не менее, держит себя в руках и, сохраняя ясность мышления, доедает щи, которые, хотя и пустые, но посоленные (!), что в бедных крестьянских хозяйствах было большой редкостью. Очевидно, посоленные щи — поминки по родному сыну. Доедая щи, Татьяна поминает его и вместе с тем как бы устраивает тризну и по себе самой.

  • Как бы вы оценили, на месте барыни, поведение Татьяны? (Размышления студентов)
  • Какова главная мысль этого текста?

Главная мысль текста в том, что человек, как бы ни была крута с ним судьба, должен находить опору в себе самом, если он ощущает свое единство с Богом и руководствуется им (единством) в своих поступках.

Спаситель сказал своим апостолам: “Вы — соль земли”. В данном тексте слово соль несет в себе и этот, сокровенный смысл: тому, кому соль достается дешево, входит “широкими вратами”, у кого она весьма дорога — тот идет узкой дорогой.

Когда мы говорим о духовной культуре, мы имеем в виду литературные, изобразительные и музыкальные произведения искусства. Наиболее широкими, можно сказать, абстрактными из них являются произведения музыки. Не случайно нам близки произведения выдающихся музыкантов Западной Европы, других стран, которые созвучны нашим духовным переживаниям.

Прослушайте два музыкальных отрывка, и решите, который из них ближе, по вашему мнению, к духовной тональности текста Тургенева и почему.

(Прослушивание фрагментов “Токатты и фуги Ре минор” Иоганна Себастьяна Баха и “Симфонии № 2” Василия Сергеевича Калинникова).

“Токатта” при всем ее величии все же, как и готические соборы в Западной Европе, устремляет человека вверх, к Создателю, в надежде получить прощение, а может быть, и сравняться с ним в достоинстве.

“Симфония” В. Калинникова убеждает в обратном: Господь рядом, в этой широте полей, рощ и лугов, только ты ему доверься, и он воздаст тебе, по твоему духу и по твоей воле.

Беседа по музыкальным фрагментам.

  • Какие образы несут в себе каждый из музыкальных фрагментов?
  • Какая музыка точнее передает состояние текста и почему?

Найдите слово, которое наиболее точно передает внутреннее состояние Татьяны. (Духовная трагедия)

Перед вами две репродукции картин художников Исаака Ильича Левитана “Над вечным покоем” и Ильи Семеновича Остроухова “Сиверко”. Какая из них, на ваш, взгляд, близка по чувственному восприятию к стихотворению в прозе И. С. Тургенева “Щи”? Почему, объясните. (Размышления студентов)

Близка картина “Сиверко”, ведь не может быть покоя в трагически подорванной душе Татьяны, не может быть широты и свободы ее мысли, неотрывно следующей за душой своего сына. И вместе с тем, холод и всеоставленность в мире очень удачно характеризуется холодным ветреным дуновением в пределах природного края.

Прослушайте еще два музыкальных фрагмента и определите, какой из них ближе по вашему восприятию к тексту И.С. Тургенева.

(Звучат фрагменты 3-й Симфонии В. С. Калинникова и “Всенощной” С. В. Рахманинова.)

Беседа по восприятию музыкальных отрывков.

Конечно, близки оба фрагмента, но если у В.С. Калинникова прослеживается широкая, степная широта, а значит, и чувство покоя, то у С.В. Рахманинова трагедийное начало (независимо от литературного текста) выражено более отчетливо. Кроме того, оно воспринимается в определенном контексте – храмовом, который накладывает на всю церковную музыку определенную трагедийную печать, чего мы не ощущаем в музыке В.С. Калинникова.

Итог занятия: русская духовная культура, пронизанная идеями христианства, представляет собой целостное явление, реально воплотившееся в произведениях художественной литературы, живописи и музыки.