Тема урока: "Рабская война" 74–71 гг. до н.э.

Разделы: История и обществознание


Оборудование:

  • Карта “Древняя Италия”
  • Учебник А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая “История древнего мира”, 5 класс.
  • Иллюстрация Микеланджело “Восставший раб”.
  • Раздаточный материал. Фрагмены из книги Р.Джованьоли “Спартак”.
  • Фрагмент аудиозаписи из серии “Голоса истории живые”. Восстание Спартака (по книге В.Яна “Спартак”).
  • Материал на доске: “Рабская война” 74-71 гг. до н.э. “Раб может быть свободен, а рожденный свободным - рабом”.

Всякое действие вызывает противодействие:

  • 419 г. до н.э. в Риме
  • 198 г. до н.э.
  • 196 г. до н.э. в Этрурии
  • 186 г. до н.э. в Апулии
  • 136 г. до н.э. в Энне
  • 104-100 гг. до н.э. второе Сицилийское восстание.

Ход урока

Учитель:

Цирк вкруг бойца плывет, он умирает -
А в честь убийцы вопль звериный не смолкает.
Он слышит, но не внемлет. Взор его
С душою вместе далеко витает.
Что жизнь ему, и приз, и торжество?
Перед ним – шалаш на берегу Дуная:
И детворы его играет стая,
И там их мать… И вот
Отец зарезан, римлян забавляя!
(Байрон)

Вопросы к классу:

  1. О каком зрелище пишет Байрон?
  2. Почему гладиаторские бои – самые страшные зрелища Древнего Рима?
  3. Кто выступал на арене цирка?
  4. Охарактеризуйте положение рабов в Древнем Риме.

Сегодня на уроке мы поговорим о самом крупном восстании рабов в Древнем Риме. Это восстание под предводительством Спартака.

К сожалению, сведений об этом событии не много, но образ Спартака вдохновил ни одно поколение писателей на создание произведений. Особое место занимает книга Р.Джованьоли “Спартак”, которую с интересом читают жители планеты Земля. Именно фрагменты этой книги станут нашими верными спутниками на уроке и помогут наиболее полно воссоздать картину “рабской войны” 74 – 71 гг. до н.э.

Знакомство с этим событием древней истории мы осуществим по следующему плану:

  1. Причины восстания
  2. Состав восставших
  3. Цели восставших
  4. Ход восстания
  5. Причины поражения
  6. Значение восстания.

Давайте вспомним, что представляла из себя Италия накануне “рабской войны”?

Рабство в Риме приобретало грандиозные размеры и сопровождалось ухудшением положения рабов. Обратимся к данным о волнениях рабов в Италии (материал на доске комментируется учителем и совместно с учащимися делается вывод о том, что Италия была готова к появлению Спартака).

Вопрос к классу: каковы причины “рабской войны” 74 – 71 гг. до н.э.? (Ответ учащихся фиксируется в тетради).

Причины восстания:

  1. Жуткое положение рабов.
  2. Гражданская война.

Учитель: Что же это был за человек, сумевший поднять рабов на борьбу и навека оставшийся в памяти народа.

Сообщение учащегося о Спартаке: Родился Спартак около 120 года до н.э. во Фракии, на земле племени медов. Когда ему исполнилось восемнадцать лет, он поступил на военную службу в состав вспомогательных фракийских войск в римской провинции Македония и проявил такую храбрость, что его сделали начальником отряда в десять человек. Он мог бы постепенно добиться высокого положения в римской армии, но римляне снова начали войну с фракийцами. Спартак не захотел сражаться против своих соотечественников, бежал от римлян и встал на защиту своей родины. В одном из сражений его, раненного, взяли в плен и продали одному из содержателей гладиаторских школ в Капуе.

В гладиаторской школе Лентула Батиата Спартака обучали искусству гладиаторского боя, умению метко наносить смертельные удары. За шесть лет подготовки в гладиаторской школе Спартак со своим хозяином объехал почти все города Италии, где принял участие более чем в ста сражениях, ни разу не получив серьезной раны. Своей силой и храбростью он настолько превосходил своих противников, что слава о непобедимом фракийце гремела по всем циркам Италии.

В 76 году до н.э. Спартак получил свободу и отставку. Как гладиатора высшего класса его переводят в число преподавателей школы. Хозяин школы гордился своим выдающимся учеником, считался с его мнением и во всем ему доверял. Он развернул в школе агитацию, в результате которой ему удалось создать группу из 200 человек. Это были в основном фракийцы, галлы и германцы, считавшие, что лучше пойти на крайний риск ради свободы, чем рисковать своею жизнью на арене для потехи зрителей.

Далее учащиеся слушают аудиофрагмент о начале восстания.

Учитель: Каковы же были цели восставших? Это один из спорных вопросов, т.к. отсутствуют документы. Обратимся за помощью к книге Джованьоли и нашим знаниям. (После прочтения фрагмента №1 и обсуждения цели восставших записываются в терадь:

  1. Свобода;
  2. Возвращения рабов домой;
  3. Борьба против Рима;
  4. Установление связей с Сицилией;
  5. Раздел имущества.

Ход восстания рассматривается опираясь на материал учебника и карту, основные события заносятся в тетрадь.

Учитель: О последнем бое Спартака, который произошел в Апулии в 71 году до н.э. Плутарх рассказывает: “Он устремился на самого Красса; ни вражеское оружие, ни раны не могли его остановить, и все же к Крассу он не пробился и лишь убил двух столкнувшихся с ним центурионов. Наконец… окруженный врагами он пал под их ударами, не отступая ни на шаг и сражаясь до конца”. Восстание было подавлено. Шесть тысяч участников были распяты на крестах вдоль Аппиевой дороги, ведущей из Капуи в Рим.

Вопрос к классу: Желание к свободе и мужество восставших было велико, но все же восстание потерпело поражение. Каковы причины поражения восставших? Ответить на вопрос вам помогут фрагменты № 2 и 3. (Ответы учащихся заносятся в тетрадь.)

Причины поражения:

  1. Раскол внутри восставших: этнические и национальные интересы.
  2. Фракийцы – Спартак, кельты, германцы – Крикс.

  3. Плохое вооружение восставших
  4. Различия в положении рабов.
  5. Отсутствие единства.

Учитель: Обратимся к фрагменту № 5. Каково значение восстание Спартака?

Нет более популярного героя древней истории, чем Спартак. И если более чем за две тысячи лет его слава не потускнела, а, наоборот, засверкала новыми красками, то это потому, что имя Спартака для человечества навеки связано с борьбой за свободу. “ Свободы я добиваюсь, свободы жажду, свободу призываю, свободу для каждого отдельного человека и для народов, великих и малых, могущественных и слабых. А со свободой придут мир, благоденствие, справедливость и все то высшее счастье, которым бессмертные боги дают человеку возможность наслаждаться на земле!”.

Приложение
Из книги Р.Джованьоли “Спартак”

– Я надеюсь, - отвечал Спартак, охваченный страстной убежденностью, я надеюсь сокрушить ваш развращенный римский мир и увидеть, как на его развалинах расцветет независимость народов. Я надеюсь уничтожить постыдные законы, принуждающие человека простираться ниц перед другим человеком, законы, повелевающие, чтобы из двух людей, рожденных женщиной и наделенных одинаковой силой, одинаковым умом, один трудился в поте лица, возделывая землю, не ему принадлежащую, и кормил другого, коснеющего в пороках, лени и праздности. Я надеюсь заплатить кровью угнетателей за стоны угнетенных, разбить цепи несчастных, прикованных к колеснице римских побед. Я надеюсь перековать цепи порабощения в мечи, чтобы с помощью этих мечей каждый народ мог прогнать вас назад, в пределы Италии, которая дана вам великими богами и границы которой вы не должны переступать. Я надеюсь сжечь все амфитеатры, где народ-зверь, называющий нас варварами, упивается убийствами несчастных людей, рожденных для счастья, для духовных наслаждений, для любви и вместо этого вынужденных убивать друг друга на потеху тиранам мира. Клянусь молниями всемогущего Юпитера, я надеюсь увидеть, как воссияет солнце свободы и исчезнет позор рабства на земле! Свободы я добиваюсь, свободы жажду, свободу призываю, свободу для каждого отдельного человека и для народов, великих и малых, могущественных и слабых. А со свободой придут мир, благоденствие, справедливость и все высшее счастье, которым бессмертные боги дают человеку возможность наслаждаться на земле!

– Бедный мечтатель! И ты веришь, что все эти фантазии могут воплотиться в жизнь? – сказал Юлий Цезарь с насмешливой жалостью.

– Осуществить то, что ты задумал, более чем невозможно: это фантастичеческая мечта, химера как по целям, что ты себе поставил, так и по средствам, которыми ты располагаешь.

Спартак хотел было возразить, но Цезарь остановил его:

- Не прерывай меня и выслушай; ведь я пришел поговорить с тобой для твоего же блага. Ты, конечно, и сам не считаешь, что твои двадцать тысяч гладиаторов повергнут Рим в трепет. Разумеется, ты этого не думаешь. Ты рассчитываешь на то, что слово “свобода” привлечет под твои знамена огромную массу рабов. Но пусть число этих рабов достигнет ста, ста пятидесяти тысяч, пусть они благодаря тебе будут спаяны железной дисциплиной, пусть они будут доблестно сражаться,

воодушевленные мужеством отчаяния. Пусть будет так! Но неужели ты веришь, что они победят четыреста тысяч легионеров, покоривших владык Азии и Африки, и что эти легионеры, свободные граждане, живущие по всей Италии на своем клочке земли, в своем доме, не будут с величайшей жестокостью драться с рабами, лишенными всякого имущества, с людьми, победа которых грозит им разорением? Вы будете сражаться, движимые отчаянием, они – инстинктом самосохранения, выза то, чтобы получить права, они – за сохранение своей собственности. Численно они превосходят вас, а кроме того, в каждом городе, в каждой муниципии у них окажутся союзники, а у вас – враги. К их услугам – все богатства государственной казны и, что еще важнее, крупные состояния патрициев, на их стороне авторитет римского имени, искусство полководцев, интересы всех римских граждан, несчетное количество судов республики, вспомогательные войска, собранные со всех концов мира. Достаточно ли будет твоей доблести, твердости и твоего великого ума, чтобы внести порядок и дисциплину в толпы упрямых, диких варваров, пришельцев из других стран, не связанных благородным традициями или иными, материальными узами и даже не вполне понимающие те цели, к которым ты стремишься?

– Ну так что ж! – воскликнул Спартак. – Я умру славной смертью за правое дело, и кровь, пролитая нами, оплодотворит древо свободы, выжжжет новое клеймо позора на лбу угнетателей, породит бесчисленных мстителей. Пример для подражания – вот лучшее наследство, которое мы можем оставить потомкам.