Обобщающий урок по теме: "Перестройка: объективная необходимость или козырная карта М.С. Горбачева?"

Разделы: История и обществознание, Общепедагогические технологии


Цели и задачи:

  • познакомить учащихся с причинами “перестройки”;
  • попытаться понять, каковы особенности, ход и итоги “перестройки”;
  • проанализировать национальную политику, причины и последствия распада СССР.

Ход урока

I. Познакомить с основными понятиями: “перестройка”, “ускорение”, демократизация, гласность, плюрализм.

Перестройка – попытка “сверху” реформировать экономическую и политическую систему советского общества. Связана с именем ее инициатора М,С, Горбачева. Хронологические рамки перестройки – 1985-1991 гг.

Ускорение – это курс руководства СССР, принятый в апреле 1985 года, на ускорение социально-экономического развития страны. Этот курс предполагал внедрение в промышленность и сельское хозяйство научно-технического прогресса, технологическое перевооружение машиностроения и активизацию “человеческого фактора” через процессы демократизации.

Демократизация – внедрение демократических начал, реорганизация на демократических основах; признание и осуществление демократии, т.е. народовластия.

Референдум – всенародный опрос, в котором принимают участие все граждане, имеющие избирательные права; производиться по особо важным вопросам государственной жизни.

Плюрализм – (с лат. – множественный) философское идеалистическое учение, утверждающее, будто в основе мира лежит множество самостоятельных независимых духовных сущностей.

План изучения нового материала

  1. Путь к перестройке. Причины, объективная потребность в преобразованиях.
  2. Экономика: реформирование без реформ.
  3. Попытки реформирования политической системы.
  4. Внешняя политика СССР в 1985-1991 гг.
  5. Обострение национального вопроса.
  6. Распад СССР.

После смерти Л.И. Брежнева (10 ноября 1982 года) наступает период острой борьбы за власть. Во главе коммунистической партии становится Ю.В. Андропов, затем К.У. Черненко. После смерти К.У. Черненко к власти пришла группировка относительно молодых политиков, готовых в большей степени к обновлению системы.

В марте 1985 года Генеральным секретарем ЦККПСС стал Михаил Сергеевич Горбачев, представителем Совета Министров СССР – Н.И. Рыжков. Началась перестройка. Как заявил в то время М.С. Горбачев, перестройка должна была осуществляться в рамках социалистической системы, социалистического выбора, сделанного народом в 1917 году.

В апреле 1985 года на пленуме ЦККПСС был провозглашен курс на ускорение социально-экономического развития страны. Его рычаги виделись в научно-технической революции, технологическом перевооружении машиностроения и активизации “человеческого фактора”. Для контроля за качеством продукции была введена госприемка. Позднее директивный государственный план сменился госзаказом, предприятиям предоставлялась значительно большая самостоятельность.

На селе было признано равенство пяти форм хозяйствования – совхозов, колхозов, агрокомбинатов, арендных коллективов и фермерских хозяйств.

Экономическая стратегия партии и основные направления экономического развития СССР на период 1986-1990 гг. и до 2000 г. Стали предметом обсуждения XXVII съезда КПСС, состоявшегося в феврале 1986 года. Приоритетными были определены развитие машиностроения, топливно-энергетического комплекса, химической, нефтяной и угольной промышленности. В сельском хозяйстве предлагалось продолжить реализацию долговременной программы мелиорации, химизации и технического перевооружения. Первый этап реформы вызвал на короткое время оживление в экономике, но уже с 1988 года начинается общее сокращение производства в сельском хозяйстве, а затем в промышленности.

В этих условиях концепция перестройки подверглась критике как справа, так и слева. На октябрьском (1987 г.) пленуме ЦККПС с критикой нерешительности в проведении политики реформ и методов преобразования выступил первый секретарь Московского горкома Б.Н. Ельцин, а несколько месяцев спустя в марте 1988 года, в “Советской России” появилась статья консервативного толка “Не могу поступиться принципами” преподавателя вуза из Ленинграда Н.Андреевой.

К 1990 году идея перестройки практически исчерпала себя. Не удалось остановить падения производства. Центр все больше утрачивает инициативу, назревает политический кризис. Тем не менее была сделана еще одна попытка экономических преобразований.

24 мая 1990 года Н.И. Рыжков выступил на третьей сессии Верховного Совета СССР с концепцией регулируемой рыночной экономики. Предполагалось с 1 июня 1990 года поднять цены на хлеб, а на другие потребительские товары поднимать цены постепенно, начиная с 1 января 1991 года. Предусматривались также последующие денежная и налоговая реформы. Программа была рассчитана на 6 лет. Против программы решительно выступил Б.Н. Ельцин, выдвинувший тезис “переходить к рынку не в ущерб населению”. В июне 1990 года было принято постановление Верховного Совета СССР “О концепции перехода к регулируемой рыночной экономике”. В свою очередь. Верховный Совет РСФСР 11 сентября 1990 года принял для Российской Федерации другую экономическую программу – “500 дней”, выработанную Г.А. Явлинским и С.С Шаталиным. Переход к рынку в соответствии с этой программой должен был произойти без централизованного повышения цен.

21 сентября на заседании Верховного Совета СССР было принято решение на основе двух программ подготовить одну объединенную. В результате в октябре 1990 года были выработаны “Основные направления по стабилизации народного хозяйства и переходу к рыночной экономик”. В них предусматривались постепенная демонополизация, децентрализация и разгосударствление собственности, учреждение акционерных обществ и банков, развитие частного предпринимательства.

Середина 1988 года отмечена попытками администрации придать новый импульс начавшей тормозить перестройке. Ставка была сделана на политическую реформу.

В соответствии с решением XIX Всесоюзной конференции КПСС проходившей в июне 1988 года учреждается новый высший орган законодательной власти – Съезд народных депутатов СССР и соответствующие республиканские съезды. Выборы депутатов проводились в 1989-1990 гг. на альтернативной основе. Из числа народных депутатов формировались постоянно действующие Верховные Советы СССР и республик. Вводился новый пост председателя Совета (от Верховного до районного). Председателем Верховного Совета СССР стал Генеральный секретарь ЦККПСС М.С. Горбачев в марте 1989 года. Председателем Верховного Совета РСФСР – Б.Н. Ельцин.

Отменена статья в конституции СССР о руководящей и направляющей роли КПСС.

В условиях горбачевской “перестройки” на рубеже 1987-1988 гг. начался процесс формирования новых политических партий с очень широкой ориентацией: от монархистов до анархистов. В республиках появляются партии и массовые движения национальной, а зачастую и националистической ориентации – “народные фронты” (“Саюдис”, “ Рух”, “Свободная Грузия” и т.д.). В противовес им сложились “интерфронты” - движения, выступавшие против сепаратистских, националистических тенденций. Они объединяли в основном русскоязычное население. В самой России возникло значительное количество партий и движений в основном антикоммунистической и антисоциальной направленности. Например, в 1989 году организационно оформилась Либерально-демократическая партия (ЛДПР) (лидер – В.В. Жириновский), было создано Российско-христианско-демократическое движение (РХДД) (лидер – В.В. Аксючиц).

Кризис охватил КПСС в 1989-1990 гг. из КПСС выходят компартии Латвии, Литвы, Эстонии; весной 1990 года образовалось так называемая Марксистская платформа КПСС.

Слабость горбачевского правительства, его неспособность обеспечить интересы номенклатуры в целом и подавить сепаратистские тенденции в национальных районах привели к усилению стремления отдельных республик выйти из состава СССР, добиться суверенитета со всеми вытекающими из этого правами и обязанностями. Весной-летом 1990 года Латвия, Литва, Эстония, а затем Российская федерация и другие союзные республики добились суверенитета. Страна вступила в полосу дезинтеграции. В некоторых регионах вспыхнули межнациональные конфликты: в нагорном Карабахе (1988-1990 гг.), в Фергане (1989г.), в Омской области Киргизии (1990 г.) и других. С весны 1990 года горбачевская администрация, заметно теряя инициативу, приступает ко второму этапу реформ. Вынужденная постфактум принимать произошедшие изменения, она начинает их законодательное оформление. Вводится новая государственная должность – Президент СССР. III съезд народных депутатов СССР в марте 1990 года избрал Президентом М.С. Горбачева.

С середины 1991 г. начинается официальная регистрация партий Министерством юстиций России.

Президент СССР вступает в прямые переговоры с руководством республик о заключении нового Союзного договора. В марте 1991 года был проведен всесоюзный референдум по вопросу о сохранении СССР. 76,4% принявших в нем участие высказались за сохранение СССР как обновленной федерации равноправных суверенных республик. В апреле 1991 года начались переговоры Президента СССР с руководством республик в Ново-Огареве. Из 15 союзных республик только 9 согласились на участие в переговорах, но почти все они выступили против позиции М.С. Горбачева, стремившегося сохранит многонациональное государство на основе реальной федерации субъектов.

К августу 1991 года удалось подготовить компромиссный проект Союзного договора, согласно которому республики получали значительно большую самостоятельность. В руках Центра оставались лишь вопросы обороны, финансов, внутренних дел. Часть вопросов находилась в совместном ведении. Остальные полномочия передавались исключительно республикам. Главы их правительств получили возможность участвовать в работе союзного кабинета министров с правом решающего голоса. Русский язык, оставаясь языком межнационального общения, утрачивал функцию государственного языка. Подписание договора было намечено на 22 августа.

В ночь с 18 на 19 августа 1991 года произошло выступление консервативного крыла в высшем руководстве СССР. Его не устраивал проект Союзного договора, ослаблявшей власть Центра, утрата действенного контроля за республиканскими Верховными Советами и Правительствами. ГКИП мотивировал свое выступление необходимостью защиты СССР и его конституции, видя в подготовительном проекте договора угрозу целостности союзного государства. В “Обращении к советскому народу” говорилось об “экстремиских силах”, взявших курс на ликвидацию Советского Союза, “растоптавших результаты общенационального референдума о единстве Отечества”. ГКЧП объявил о введении чрезвычайного положения в отдельных районах СССР, о расформировании структур власти, действовавших вопреки конституции 1977 г., о приостановлении деятельности оппозиционных партий, о запрете митингов и демонстрации, о контроле над средствами массовой информации. В Москву вошли войска.

В ответ на это Президент Р.Ф. Б.Н.Ельцин, Председатель Совета Министров И.С. Силаев и и.о. Председателя Верховного совета РСФСР Р.И. Хасбулатов охарактеризовали действия ГКЧП как реакционный, антиконституционный переворот с насильственным отстранением от власти законно избранного Президента страны, сам ГКЧП был объявлен неконституционным, а все его указы не имеющими юридической силы на территории РСФСР.

М.С. Горбачев вернулся в Москву. Б.Н. Ельцин подписал указ о приостановлении деятельности КПСС на территории Российской Федерации, а в ноябре 1991 г. Запретил ее.

25 декабря Горбачев подал в отставку с поста Президента СССР.

Итог урока: Что нового узнали на уроке.

Домашнее задание: подготовить лекцию, подготовиться к семинару на тему “Перестройка и ее итоги”.