Народные традиции в сельской школе

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа, Работа с родителями


Этнопедагогизация образовательного процесса в сельской школе требует учета наиболее значимых и самых действенных особенностей традиций и обычаев: воспитание и обучение детей проходит в совместной деятельности с взрослыми, воспитание и обучение детей происходит на родном языке и носит общинный характер

Поэтому предложенный нами вариант приобщения сельских школьников младших классов к народным традициям и обычаям в целях нравственного воспитания – это педагогически организованная совместная деятельность самих школьников, их родителей, учителей, других взрослых-общественников на родном языке; и осуществлялась она по программе, состоящей из 4 разделов: подготовка педагогического и ученического коллектива, родителей и общественников к эффективному использованию традиций в нравственном воспитании; проектирование, планирование совместной деятельности (разработка основных направлений, методов, форм); организация практической совместной деятельности взрослых и детей на основе традиций и обычаев; педагогический анализ совместной деятельности.

Из перечисленных разделов выделим третий пункт: организация практической совместной деятельности взрослых и детей на основе традиций и обычаев. Совместная деятельность по данному разделу была организована по следующим условиям:

  • создание организационно-педагогических возможностей для совместной деятельности;
  • изучение календаря знаменательных дат предстоящего учебного года;
  • выбор наиболее интересных и полезных традиций для нравственного воспитания учащихся;
  • создание психологического настроя;
  • распределение групповых, индивидуальных заданий, поручений по подготовке совместной деятельности;
  • проведение совместной деятельности;
  • педагогический анализ совместной деятельности.

Чтобы показать влияние каждого этапа воспитательной работы по данным условиям на нравственное воспитание младших школьников, подробно опишем их содержание.

С целью привлечения родителей в жизнь сельской школы мы отошли от традиционной формы деятельности:

  • стали повышать педагогическую культуру родителей, воздействуя через печатные издания, общественные выступления, классные собрания, самих учащихся;
  • погружались в особенности каждой семьи младших учеников, изучать существующие в них традиции, обычаи в общении с детьми, в домашнем труде, организации быта. Использовали их умения, знания в организации обмена опытом среди родителей по нравственному воспитанию детей;
  • все встречи с родителями в экспериментальных классах проводили в удобное для них время: открытые мероприятия – в обеденные перерывы, праздники – на второй половине дня, поздравительные выступления – на их рабочем месте, семинары, конференции – по вечерам;
  • вопросы, обсуждение которых требовало участие только родителей или отдельных родителей, решали без участия младших школьников и других взрослых, вынося их на отдельную встречу, о чем ставили в известность родителей заранее;
  • на общих родительских собраниях, встречах не хвалили и тем более не выделяли отрицательными замечаниями отдельных учеников;
  • родителей просили помочь в традиционных конкретных делах школы и класса;
  • выполненную работу силами взрослых одобряли на общем родительском собрании.

Получая большой эффект от такой организации совместных встреч, учителя и родители с каждым разом между собой все откровеннее делились успехами и трудностями в воспитании детей. Подкрепим наши выводы конкретными примерами из опытных школ: Родительница К.: “Мой сын часто меня огорчает. В школе он всегда выполняет порученные задания и указания учителей. А дома плохо относится к старшей сестре, иногда и ко мне. Часто совершает плохие, необдуманные поступки”. “Коллективные школьные встречи мне очень помогли. Были случаи, когда мой сын убегал с уроков, так как неважно учился. После выступления одной матери из нашего класса о воспитании своего ребенка я поняла, что сама виновата в этом. Я уделяла мало времени своему сыну. Сейчас оказываю ему помощь при выполнении домашних заданий и общественных поручений” - пишет мама другого школьника.

Как видим, создавая такие организационно-педагогические возможности для совместной деятельности, учителя осуществили понимание между младшими учениками, их родителями. Следовательно, и родители стали активнее участвовать в проводимых мероприятиях, собраниях, так как всегда чувствовали себя нужными, важными наравне со всеми, как их дети. Так родилось согласие, сотворчество взрослых и детей, где существовала атмосфера доброты и отзывчивости, честности и правдивости.

По мере того, как родители прониклись идеей важности использования народных традиций в нравственном воспитании детей, стали привлекать их к совместному творчеству. С этой целью в каждом учебном году младших школьников и их родителей более основательно знакомили с календарем знаменательных дат предстоящего года. Предстоящих праздников систематизировали по знакомым темам для сельских учеников: о Родине и родительском доме; о труде и об учении; о явлениях природы; о людях и животных; о добре и зле; о правде и лжи; о совести и чести. В ходе изучения традиций, как отдельных тем, учителя больше привлекали детей к душевному разговору по их содержанию, т.е. обращали внимание на те духовные ценности, чем богаты традиции и обычаи. Раскрывая значение и содержание каждой традиции, они в экспериментальных классах добивались того, чтобы ученик не был пассивным слушателем происходящего, чтобы в глазах светился огонек радости и творчества о возможном участии его самого и участии его родителей в предстоящих мероприятиях. Учителя-экспериментаторы отмечали: “Углубленное изучение содержание традиций и обычаев в опытных классах сплачивало школьников, увлекало их общим интересом, выявляло развитие каждого”. Приведем результаты опроса ребят, записанных их учительницей после изучения группы экологических традиций: “Несмотря на то, что я любил окружающий нашу деревню лес с детства, никогда о нем не заботился. Соблюдал правила поведения в нем при условии контроля со стороны учителей и родителей. Теперь я понял общественную ценность леса. Хорошо веду себя независимо от наличия контроля”. “Марат из нашего класса хорошо различает голоса птиц, умеет безошибочно ориентироваться в лесу, очищать воду для питья. Он очень добрый, заботливый, охотно помогает лесу и его обитателям. Я хочу на него быть похожим”. “Раньше я уклонялась от общественных поручений по сбору сосновых шишек. После ознакомления с лесом во время экскурсий стала ответственно относиться к общественным поручениям”.

С выяснением того, что содержание каждой традиции и обычая обогащает личность сельского школьника определенным видом общественного ценного опыта, мы приступили к решению следующего условия воспитательной работывыбору наиболее интересных и полезных из них для нравственного воспитания учеников. У одних учителей, младшие школьники высказывали, а учитель записывала их пожелания, что они хотят увидеть в этом году, что сделать, куда сходить, какие праздники, беседы, уроки… на основе народных традиций и обычаев их интересуют. Затем дома каждый из младших учеников вместе с родителями обсуждал предложенные традиции. Родители предлагали свои пожелания о проведении того или иного обычая, праздника учителю через детей устно или письменно. У другой учительницы выбор традиций для нравственного воспитания школьников прошел в форме игры “Что? Где? Когда?”. В ходе игры родители и дети разбивались в такие команды, у которых выбранные праздники, мероприятия были одинаковыми или почти одинаковыми. Все команды должны были объяснить и доказать: с какой целью или для воспитания каких моральных ценностей они предложили данные традиции и праздники. После получения заданий командам учитель дала время на обсуждение. В каждой команде шла бурная дискуссия. С приходом к единому мнению начались слушания ответов. В качестве примера приведем некоторые из этих ответов:

  • “Предлагаем провести праздники “Новый год”, “Науруз”, так как в ходе проведения данных праздников дети учатся общаться друг с другом, самостоятельно соблюдать правила поведения в школе, дисциплину в общественных местах”.
  • “Лучше всего провести такие старинные праздники, как “Вышитое полотенце”, “8 Марта”, ибо эти праздники более поучительны. Они воспитывают в детях трудолюбие, уважение к трудовому человеку, добросовестное отношение к труду”.
  • “Думаем, что проведение “Дня птиц” способствовало бы воспитанию таких нравственных качеств, как бережное отношение к природе, животным и птицам”.
  • “Не следует забывать и о “Дне пожилых людей”. Они учат наших детей уважать старших, ценить доброту и быть терпеливыми в общении с пожилыми людьми” и т. д.

Желающие по ходу дополняли, предлагали свой вариант ответов. Особенно радовались те команды, чьи ответы совпадали или близки были с мнением учителя.

В таком проведении выбора традиций в этом классе учителя-предметники отметили немало положительного по сравнению со своими классами. Вот их мнения: “В моем классе в традиционном выборе праздников и родители, и дети были пассивными слушателями. Их трудно было вовлечь в общий разговор, услышать их мнения. А в этом классе предложенные для обсуждения традиции, праздники заставили родителей, учителей и детей общаться между собой, а значит ближе узнать друг друга”. “По ответам выявлялись плюсы и минусы семейного, школьного воспитания; вовремя определялась помощь нуждающимся родителям и детям”. “Дети при такой организации совместной деятельности в экспериментальном классе по отношению друг другу и взрослым были более уважительными, общительными и доброжелательными, чем в наших классах”.

Таким образом, все проводимые традиции в экспериментальных классах исходили из детских и родительских желаний, предложений, советов. Суммируя все желаемое, учителя начальных классов приводили это в систему и определяли направление. Они в нужном месте, в нужное время корректировали пожелания родителей и детей. Своими советами и практической помощью, придавая выбранным мероприятиям форму реального дела, увлекали младших школьников радостной перспективой, интересной и обучающей деятельностью коллективного обсуждения. Это уже следующее условие совместной работы создание психологического настроя.

Решение данного условия совместной работы младшим школьникам помогло войти в школьный детский коллектив, приучало школьников к доброму, отзывчивому отношению друг с другом, воспитывало у них стремление быть полезными школе, окружающим. Посмотрим воспитание этих качеств у младших школьников при создании психологического настроя по поводу праздника “Науруз” (“Проводы зимы и встречи весны”).

  • Учитель, прежде всего, перед детьми и их родителями с чувством рассказала о том, что предстоит сделать им для того, чтобы праздник получился красочным и запоминающим:
  • дети пойдут в лес на экскурсию, а потом на уроках русского и татарского языков на основе этих впечатлений напишут сочинения и сказки о природе, которых потом прочтут перед взрослыми;
  • на уроках чтения выучат стихи о сезонном состоянии природы и расскажут их на празднике перед гостями;
  • на уроках изобразительного искусства нарисуют образы окружающей природы, плакаты экологического характера и ко дню праздника организуют выставку своих работ;
  • учитель музыки поможет в разучивании песен, частушек, подборе музыкального сопровождения;
  • на уроках труда могут сделать корзины для сбора подарков и т.д.

Далее учитель, продолжая “заманивать” своих учеников и их родителей в совместную деятельность, не забыла рассказать про костюмы, наглядные материалы, которых они могут подготовить дома; про крашеные подарочные яйца, блины; про то, как эти подарки дети потом соберут в сопровождении игрой на гармони, под плясками взрослых и их самих. С большим удовольствием рассказала она и том, какими словами в старину люди обращались друг другу. И они, во время праздника, будут обращаться друг другу этими необычными для современного слуха словами “судари”, “сударыни”, “сударушки”, “милости просим”. В ходе экскурсии показала, с какой горы школьники будут кататься на санках, а по каким улицам деревни – на лошадиных повозках; куда приклеят объявления; кого пригласят как гостя, гармониста и многое другое.

В познавательном и воспитательном отношении проведение этого этапа совместной деятельности, по отзывам учителей этой школы, и для детей, и для их родителей имел большой смысл. Так по отзыву учительницы русского языка узнаем: “Такой психологический настрой наполнял души младших школьников и родителей радостью творческой подготовки к нему, предвкушением необычайности. В родителях просыпался дух творчества, взаимопонимания, сотрудничества. В детях пробуждался степенность и неторопливость, чувство достоинства и раскованность”.

После создания психологического настроя шло условиераспределение групповых, индивидуальных заданий и поручений по подготовке совместной деятельности. При решении этого условия одни учителя организовывали диспуты, другие – беседы с одной целью, как лучше, интереснее провести выбранную традицию, чтобы каждый ученик получил удовольствие и хорошо подготовился, проявил себя, развил свои способности и отличился хорошими нравственными, физическими, эстетическими качествами.

Подготовку к празднику “Новый год” учитель 3 класса начала в ноябре месяце с увлекательного рассказа о том, что такое “нардуган”, как отмечали его в старину наши предки, и предложила детям выбор: отмечать традиционный новогодний праздник или подготовить “Нардуган”. После такого рассказа предложение учителя о проведении старинного праздника было принято “на ура”. Всю вторую четверть третьеклассники жили этим праздником, ждали его, основательно готовились.

Первым делом определили, где будет проходит этот праздник, кто будет в нем участвовать. Решили, что “Нардуган” пройдет на площадке перед школой и предназначается всему населению села. Поэтому следовало оповестить школьников и всех жителей о празднике, привлечь к нему их внимание и хорошо подготовиться к нему. Все подготовительную деятельность разделили по группам и назначили ответственных за каждый этап работы и за качество проделанной работы.

С целью широкого оповещения населения о празднике и привлечения к нему внимания в начале декабря через учащихся распространили информацию о предстоящем празднике “Нардуган”, сообщили дату и порядок его проведения.

С учениками-“художниками” изготовили множество афиш, плакатов, печатных приглашений, эмблем праздника. Красочные афиши школьники дней за десять до его начала развесили в самых многолюдных местах сельской территории, еще раз напоминая жителям о народном гулянье.

Особое внимание уделили оформлению входа на площадку перед школой. Эту площадь ученики-оформители украсили сказочными фигурами из снега, льда, а близлежащие к школе улицы – нарядными плакатами.

Вместе с учителем музыки группа, отвечающая за музыкальное оформление, выбрала позывные праздника, разучивала песни, танцы. Дети спортивной группы с учителем физкультуры знакомились с играми этого праздника, ходили на спортивные тренировки по их проведению. Учителя гуманитарных предметов работали с учениками, которые отвечали за художественное содержание праздника. Они помогли при выборе праздничных стихов и на репетициях совершенствовали произношение и дикцию ребят.

Чтобы сделать праздник веселым и оживленным, обратились к родителям и общественникам. В подготовительный период к празднику осуществили их обучение и консультирование как декораторов, героев сказочной постановки, костюмеров. Поэтому они со знанием дела вместе с детьми в течение одного месяца, декабря, дома учили роли, игры, шили нарядные костюмы, готовили одежду ряженых, придумывали декорации. Попросили сельских баянистов, знатоков народных игр, шуток быть зазывалами праздника. Территорию, где происходил праздник, ученики-хозяйственники силами взрослых радиофицировали.

После проведения этой части совместной деятельности учитель составила следующую характеристику на свой 3 класс: “В подготовительный этап к праздникам мои ученики были более управляемы, терпимее друг другу, так как их всех сплотило одно важное и увлекательное дело. Они лучше стали понимать меня, других учителей, родителей, товарищей, окружающих. С желанием отзывались на просьбы учителей и товарищей; добросовестно выполняли поручения общественного, семейного и индивидуального характеров; старались соблюдать правила поведения в школе, на улице, дома, в общении с окружающими; много читали, посещали библиотеки; охотно делились своими знаниями с друзьями, взрослыми, родителями”. Порадовало учительницу и то, что после праздника ее дети продолжали искать, находить новые интересные загадки, колядки, придумывать сцены, которые можно будет использовать в следующем новом году.

Воспитание вышеперечисленных нравственных качеств осуществлялись и во время учебных занятий. Так, учитель 1 класса подготовку к обычному уроку по трудовому обучению (Тема: Работа с бумагой) превратила в большой праздник, где происходило не только моделирование из бумаги, но в большей степени – встреча с деревенскими мастерами и их искусством. Подготовка к этому уроку началась за месяц.

Прежде всего, она провела беседу, где познакомила детей с национальной одеждой, предметами быта из глины, дерева, изделиями из рога, металла, игрушками, амулетами. По ходу рассказа показывала по журналу “Народное творчество” их рисунки и фотографии. Сообщила, что и в их деревне живут такие добрые мастеровые люди. Просто они не кричат о своем мастерстве во весь голос, потому что, как гласит народная мудрость, “кто добр и умен поистине, добро творит в молчании”. После такого эмоционального выступления дети загорелись этим делом. Разделились по группам, ходили по домам. У односельчан нашли вышитые рушники, передники, ажурные шали, расписные ложки, чашки, игрушки попросили их дать на время для оформления выставки “Узоры моей деревни”.

В день урока учитель организовала прогулку по хорошо знакомым деревенским улицам. Школьники разглядывали резные наличники, причелины, пытались догадаться, что изображено в этих причудливых, витых формах. По дороге к ним присоединялись заранее предупрежденные мастера-плотники. По их рассказам дети узнали, что разные орнаменты, узоры в избах исполнялись не только для красоты. В давние времена люди верили в их магическую силу: узоры оберегали от злых сил, духов, природных напастей.

На уроке под не торопливую народную мелодию дети вспоминали увиденное на прогулке, рассказывали о самых красивых домах и их хозяевах – трудолюбивых мастеровых людях. Все тянули руки, все хотели участвовать. Все чувствовали себя на равных правах: и ученик с хорошим уровнем развития, и тот, кому учеба дается нелегко, и тот, кто имеет дефект речи. У младших учеников не было боязни, что они не ответят. Главное, они работали, и работали с желанием. На вопрос “Какую деревню они хотят построить?” дети отвечали, “чтобы все люди в ней дружили”, “чтобы было мирное небо над деревней”, “я бы всех жителей сделал добрыми, чтобы помогали друг другу”, “хочу, чтобы все улицы были чистыми и зелеными” и т.д. Сколько радости было у первоклассников, когда собрали свою бумажную деревню с колодцами, деревьями, птицами.

Так в игровой форме очень живо, интересно прошло на подготовительном этапе к совместной деятельности изучение, объяснение, закрепление таких нравственных качеств, как бережное и уважительное отношение к трудовому человеку и его мастерству; как доброта и отзывчивость по отношению к односельчанам; как умение работать самостоятельно и в коллективе.

Самым решающим, ответственным и способствующим не только нравственному совершенствованию уже имеющихся, но и приобретению новых нравственных качеств у детей являлось условие: проведение совместной деятельности.

Возьмем для анализа проведение традиционного праздника “8 Марта”. За двадцать дней до праздника было проведено предварительное обсуждение с составлением плана проведения. Были определены участники и распределены между ними обязанности. Выбрали ответственных за музыкальное оформление, за цветы и подарки учителям, матерям, бабушкам. Учителями предметниками систематично проводились репетиции. Родители вместе с детьми кроили и шили костюмы, помогали в решении индивидуального задания: подготовит рассказ о своей матери или бабушки. Таким образом, все, особенно дети, в подготовительный период ответственно отнеслись своим обязанностям, проявляли большой интерес к общественным и индивидуальным поручениям, были трудолюбивы и прилежны, добивались хороших результатов в осуществлении своих способностей, искренне помогали своим товарищам.

В проведенном празднике особенно выделились следующие разделы:

1.  Открытие праздника. Вступительное слово учителя перед учениками:

  • о понятии “мама”, где привела детей к мысли, что все матери характеризуются красотой сердца и души;
  • о “святой матери Мэрьям (Мария)”, матери Мухаммеда. Рассказ о матери Марии школьники выслушали потрясающе внимательно, затихли, успокоились и попросили прочитать еще раз. Отметили, что Мухаммед с большим уважением относился к женщине, в особенности к матери. Его заповеди хадисы “не укради”, “не желай ничего чужого”, “не убий”, “не лжесвидетельствуй”, “будь трудолюбивым”, “чти своего отца и мать”, “возлюби окружающих, как самого себя” учат добру и справедливости. Осознание этих нравственных категорий учитель осуществила в занимательной форме, с рисунками. Каждое творческое задание, предложенное родителям и детям, оформлялось на отдельном альбомном листе, что позволило выставить их в ходе праздника на отдельном стенде.

Вступительная часть обогатила не только словарный запас, но и значительно расширила взгляды младших школьников на окружающий мир. Они почувствовали, что и до них жили на земле великие и малые народы и жили они мирно, помогали друг другу и в радости и в беде.

2.  Литературно-музыкальная композиция. В каждой матери есть что-то особенное, поэтому прозвучал заранее подготовленный рассказ детей о своих матерях, бабушках помимо работы увлекающихся каким-то интересным делом, занятием. Дети из рассказов одноклассников и выступлений родителей узнали, почему важно в семье любить друг друга, что такое семейные обязанности, почему надо помогать старшим, что значит любить маму, как просить у нее совет и помощь, как интересоваться ее делами, как утешить сестренку или братика и поднять настроение маме и т.д.

3.  Проведение акции “Милосердие”. Люди старшего поколения предпраздничные и праздничные дни считают днями подаяния. В эти дни люди должны творить только добрые дела: накормить собаку или кошку, помочь пожилым и больным, поддержать добрым словом друга или соседя, утешить одиноких. Поэтому после торжественной части праздника школьники отправились по сельским улицам поздравить тех бабушек, у которых нет детей, или дети уехали, бросив своих матерей на произвол судьбы.

На данном этапе приобщения к народным традициям и обычаям, по мнению родителей, “младшие школьники по сравнению с началом экспериментальной работы стали намного мягче, спокойнее, добрее, намного внимательнее к окружающим людям. Им теперь больше нравилось творить что-то хорошее, чем разрушать чей-то труд, чьи-то старания, святые места”.

Вот так осуществляя каждое условие совместной деятельности, учителя в экспериментальных школах на основе наблюдений, опроса, анкетирования во время подведения итогов все увереннее отмечали, что “младшие школьники между собой стали жить дружнее, ответственнее относиться к поручениям и просьбам учителей, родителей, одноклассников. Они спокойно воспринимали критику товарища, с удовольствием учились и участвовали в проводимых мероприятиях”.

Таким образом, полученные результаты дают основание сделать следующее обобщение: систематическая и планомерная совместная деятельность по приобщению младших учеников к народным традициям и обычаям способствует более активному участию взрослых в жизни сельской школы; возрастанию той группы родителей и взрослых, которые используют в воспитании своих детей методов народного воспитания; заметному снижению количества не использующих и отрицательно относящихся родителей в семейном воспитании традициям народной педагогики. Но самое главное, как видно из экспериментальной работы, использование народных традиций, во-первых, активизирует процесс мышления и воли детей, обостряет их ощущение и восприятие. В коллективной деятельности школьник младших классов подвергается внутригрупповой внушаемости. Его индивидуальное критическое отношение к яркому явлению снижается, он включается реакции заражения, его мысли и чувства идут в одном направлении с мыслями и чувствами других детей и взрослых; во-вторых, является фактором приобщения личности к духовным ценностям человечества. Через общение с другими детьми и взрослыми, посредством подражания, заимствования и сопереживания ребёнок младшего школьного возраста усваивает человеческие эмоции и формы поведения; в-третьих, будит в ребенке не только то, что в него заложено, но и помогает этому развиться и направить это развитие; в-четвертых, является средой, в которой создаются благоприятные социальные отношения для разностороннего развития и самовыражения личности.