Использование информационных технологий на уроках в начальной школе

Разделы: Информатика, Начальная школа


С помощью программно-методического комплекса “Наставник” можно организовать целую серию уроков для организации диагностического и коррекционного тестирования, визуального контроля за усвоением учебного материала, выдачи ребенку индивидуальных рекомендаций по устранению пробелов в знаниях. Программно-методические комплексы “Семейный наставник” существуют и успешно применяются по программе “Математика” для 2-6 классов и по программе “Русский язык” для 2-9 классов.

Вашему вниманию предлагается урок математики в 3 классе, проводимый в компьютерном классе. К этому времени все дети владеют элементарными навыками работы на персональном компьютере и знают, как работать с обучающим комплексом “Семейный наставник”. В зависимости от численности класса и количества ПК можно организовать индивидуальную работу на компьютере (по очереди) или работу в парах. Если для работы создаются пары, то необходимо помнить, что уровень подготовки учащихся в паре должен быть близок, а также необходимо учитывать индивидуальные психологические особенности детей.

Урок математики в 3 классе по теме: “Устное умножение в пределах 100”.

Оборудование урока:

  • компьютерный класс (при наличии только одного компьютера с мультимедийным проектором и экраном необходимо изменить все построение урока);
  • комплексы “Семейный наставник. Математика. Начальная школа. 2 класс” и “Семейный наставник. Математика. Начальная школа. 3 класс” на всех ПК;
  • тетради, учебник математики, линейка, карандаш;
  • карточки с индивидуальными заданиями;
  • мультимедийный проектор с экраном для фронтальной работы.

Цели урока:

  • доведение до автоматизма знаний табличного умножения и деления;
  • отработка приемов внетабличного умножения;
  • отработка навыка применения полученных знаний по внетабличному умножению для решения задач, в том числе геометрических;
  • развитие и закрепление навыков работы с ПК;
  • воспитание внимания, терпения и терпимости, взаимопомощи и навыков работы в паре.

Ход урока

I. Оргмомент (3-5 минут)

  1. Проверка готовности к уроку.
  2. Напоминание правил охраны труда в компьютерном классе.
  3. Сообщение темы урока, плана работы на уроке.

План урока:

  1. Устный счет.
  2. Деление на группы и работа в группах:
    1 группа – индивидуальная (или парная) работа с программой “Наставник” по теме “Математика. 3 класс. Устное умножение в пределах 100”;
    2 группа – работа по учебнику: решение задач и индивидуальных заданий.
  3. Смена вида работы в группах.
  4. Подведение итогов своей работы, самооценка, рефлексия, заполнение оценочного листа.
  5. Общий итог работы.
  6. Домашнее задание.

II. Устный счет (5-7 минут)

Учитель на своем компьютере загружает программу “Семейный наставник. Математика. 2 класс” и выбирает тему “Табличное умножение и деление”.

Проводится фронтальная работа. Дети по цепочке дают ответы на задания программы. Работать за ПК, выбирать названный ответ может сам учитель (для экономии времени) или хорошо знающий клавиатуру ПК ученик. Для этого этапа работы можно выбрать вид диагностики “Самооценка с поощрением”, где на каждый ответ дается картинка-подтверждение правильности или ошибочности выбранного ответа. Этот вид диагностики более эмоционален и сразу виден результат.

На этом этапе ученикам знающим правильный ответ, приходится сдерживать свое желание произнести его вслух, т.к. ответ должен дать тот, чья очередь по цепочке подошла. Здесь могут возникнуть различные моменты воспитательного характера, которые не следует игнорировать, т.к. в учащихся необходимо воспитывать терпение и толерантность.

Если ПК оснащены наушниками и класс малочисленный, то возможно проведение устного счета в виде диктанта из программы “Наставник”.

III. Работа в группах по видам работы

1 группа – индивидуальная (или парная) работа с программой “Наставник” по теме “Математика. 3 класс. Устное умножение в пределах 100”. (12-15 минут)

Учащиеся работают на закрепленных за ними ПК по вышеуказанной теме в следующей последовательности:

1) выбор пользователя и пароля;

2) выбор учебного курса;

3) выбор вида контроля (произвольный самоконтроль) и темы (Устное умножение в пределах 100 - 22 вопроса);

4) работа над темой (для принятия каждого ответа необходимо нажимать Enter);

5) в оценочный лист заносятся баллы, выставленные программой.

Если ученик закончил задание раньше отведенного времени, то он может по усмотрению учителя получить дополнительное задание-карточку у учителя или решить логические задачи из той же программы.

2 группа – работа по учебнику: решение задач и индивидуальных заданий. Задания для этого этапа работы можно выбрать в зависимости от Вашей программы, учебника и уровня подготовки класса. По окончании работы над этим этапом работы учащиеся получают лист с ответами для самопроверки (можно организовать взаимопроверку). Ученики оценивают свою работу и заносят результат в оценочный лист. (12-15 минут)

Примерный перечень заданий (количество заданий может быть изменено в зависимости от подготовки и темпа работы учащихся):

1) Реши задачи (из учебника либо на карточках):

  • В дом отдыха приехали 50 женщин и 30 мужчин. Сколько столов они заняли в столовой, если за каждый стол сели по 4 человека? (4 балла)
  • При ремонте дома на окраску окон пошло 20 кг краски, а на окраску полов в 5 раз больше. На сколько больше килограммов краски пошло на окраску полов, чем на окраску окон? (4 балла)

2)Реши геометрические задачи и сделай к ним чертежи:

  • Ширина прямоугольника АВСD 6 см, а длина в 2 раза больше. Найди периметр этого прямоугольника. (3 балла+2 балла за правильный чертеж)
  • Периметр квадрата KLMN равен периметру прямоугольника ABCD. Найди сторону этого квадрата. (3 балла+2 балла за правильный чертеж)

3)Реши уравнения:

  • х*6=60   (2 балла)
  • 11*х=77 (2 балла)
  • 7*х=40+2  (3 балла)
  • 36:у=3*3  (3 балла)
  • 24*у=4*10+8  (5 баллов)

По окончании работы над этим этапом работы учащиеся получают лист с ответами для самопроверки (можно организовать взаимопроверку). Ученики оценивают свою работу и заносят результат в оценочный лист. Можно вынести правильное решение для проверки на компьютер учителя в виде презентации PowerPoint.

IV. Смена вида работы группы

V. Подведение итогов своей работы, самооценка, рефлексия, заполнение оценочного листа (3 минуты)

VI. Общий итог урока (2-3 минуты)

Обсуждение результатов урока, что удалось, на что обратить внимания в следующий раз, оценивания индивидуальной работы и работы всего класса.

Домашнее задание (1-2 минуты)

На дом задаются ребусы из учебника.

Приложение 1. Проверочный лист

Приложение 2. Оценочный лист