Конспект урока-исследования "Как научиться жить в согласии с природой биоритмов", или моделирование биоритмов человека. 11-й класс

Разделы: Информатика

Класс: 11


Цели:

Учебная: обучение моделированию биоритмов человека с помощью программы Excel.

Развивающие: развитие критического мышления, приобретение опыта исследовательской деятельности, развитие коммуникативности, умения работать в группе.

Воспитательные: формирование гражданской позиции школьников, расширение их кругозора.

Форма урока – урок-исследование.

Оборудование: компьютерный класс, проектор, программа Excel, файл-заготовка биоритмы.xls, презентация биоритмы.ppt, карточка “биоритмы человека”, карточка-задание для групп, карточка с домашним заданием.

I этап Организационный момент

Я научилась просто, мудро жить,.
Смотреть на небо и молиться богу,
И долго перед вечером бродить,
Чтоб утомить ненужную тревогу.

Добрый день!

Глядя в ваши умные, внимательные глаза, я испытываю уверенность за наше сегодняшнее сотрудничество.

II этап Создание проблемной ситуации, выдвижение гипотезы, постановка цели.

Ребята, а вы когда-нибудь задумывались над тем, почему наша жизнь как зебра: сегодня нам все удается, а через неделю элементарная задача кажется очень трудной; сегодня, несмотря на пасмурный день, настроение отличное, а через 3 дня нас раздражает все вокруг.

Ученые установили, что жизнь человека подчиняется трем циклическим процессам, называемым биоритмами:

Физический биоритм характеризует жизненные силы человека, т.е. его физическое состояние, энергию, силу, выносливость. Периодичность ритма составляет 23 дня.

Эмоциональный биоритм характеризует состояние нервной системы, настроение. Продолжительность периода эмоционального цикла равна 28 дням.

Интеллектуальный цикл определяет мыслительные способности, способность обрабатывать информацию. Цикличность его – 33 дня.

Вот так выглядят биоритмы графически.

img1.gif (4765 bytes)

В каждом из трех циклов первая половина является благоприятной для человека, вторая – неблагоприятной, пересечение же графика с осью абсцисс считается критической точкой, в такие критические дни человек может ожидать для себя наибольших опасностей. Необязательно считать, что должно произойти несчастье, просто в этот день нужно быть начеку, так как ваши физические, интеллектуальные или эмоциональные возможности снижены.

Не все считают эту теорию строго научной, но многие верят в нее. Более того, в некоторых странах людям рискованных профессий (летчикам, каскадерам и т.д.) предоставляется выходной в тот день, когда нулевую отметку пересекают одновременно две или три кривые биоритмов.

Всегда интересно соответствие теории и практики.

День смерти человека можно воспринимать по-разному. Но то, что это критический день, я думаю, вы со мной согласитесь.

Рассмотрим несколько примеров биоритмов известных людей в день их смерти:

img2.gif (4005 bytes)

img3.gif (3997 bytes)

img4.gif (4113 bytes)

img5.gif (4110 bytes)

Графики показывают, что в день смерти или накануне у данных людей биоритмы находятся в критической точке. Как вы думаете, зависит ли реальная жизнь человека от его биоритмов?

Ваши предположения?

Сформулируем в виде гипотезы: да, зависит.

Каким способом мы можем проверить гипотезу? Практическим: построить биоритмы. Итак, тема сегодняшнего урока: “Как научиться жить в согласии с природой биоритмов”, или моделирование биоритмов человека.

Помните стихи, которые я читала в начале урока? Они принадлежат перу Анны Ахматовой. Жизнь поэта неразрывно связана с его произведениями. Я приготовила для нашего маленького исследования несколько стихотворений Ахматовой, даты создания которых известны.

Итак, наша цель – построить биоритмы конкретного человека, А. Ахматовой, и проанализировать состояние ее биоритмов в момент написания стихотворений.

III этап. Проверка гипотезы.

  1. Моделирование биоритмов с помощью Excel.

Что будет результатом моделирования?

Графическое представление биоритмов.

Какие исходные данные необходимы для построения графиков?

  • Начало отсчета.
  • Уравнение зависимости.
  • Период исследования.
  1. За начало отсчета всех трех биоритмов берется день рождения человека. Очевидно, что момент появления на свет очень труден для него, ведь ребенок, появляясь на свет, меняет водную среду на воздушную. Происходит глобальная перестройка всего организма. С точки зрения биологии достаточно правдоподобно, что все три биоритма в этот день пересекают ось абсцисс.
  2. Предположите, график какой функции вы видите на экране? Действительно, математики предположили, что эта зависимость синусоидальная и описывается следующими формулами:

a. Физический цикл:

eq1.gif (322 bytes)

b. Эмоциональный цикл:

eq2.gif (315 bytes)

c. Интеллектуальный цикл:

eq3.gif (312 bytes)

где х – количество прожитых дней.

3. Период исследования – 30 дней

Какое средство можно выбрать для реализации? Excel.

Откроем заготовку файла биоритмы1.xls

Дата рождения – 23 июня 1889 года.

Дата начала прогноза – 10 сентября 1911 г .

Ячейка А7= Е3 А8=А7+1, маркером автозаполнения растягиваем до 30 дней.

Вычисляем количество прожитых дней.

В7=А7-$Е$2 Ошибка, даты понимаются только с 1900 года,

Значит, нам не удастся построить биоритмы? Как обойти эту ошибку? Пишем дату рождения 1.1.1900 и В7=А7-$Е$2+ 3844, растягиваем формулу.

Заполняем физический биоритм =SIN(2*ПИ()*B7/23),

Аналогично рассчитываем эмоциональный и интеллектуальный биоритмы.

Строим график:

  • Выделим диапазон для графика: дата рождения и значения всех трех биоритмов (CTRL)
  • Мастер диаграмм.
  • Тип диаграммы – точечная.
  • Формат оси: шкала – цена основных делений 1, шрифт – 8, число – формат дата, тип 14.3

Получаем график:

img6.gif (3162 bytes)

биоритмы2.xls.

2. Анализ биоритмов А. Ахматовой в момент написания стихотворений.

  1. Пример анализа биоритмов
  2. Дата написания первого стихотворения 24 сентября

    Смуглый отрок бродил по аллеям,
    У озерных грустил берегов,
    И столетие мы лелеем
    Еле слышный шелест шагов.

    Иглы сосен густо и колко
    Устилают низкие пни…
    Здесь лежала его треуголка
    И растрепанный томик Парни.

    24 сентября 1911г Царское село

    Стихотворение посвящено А.С. Пушкину, кумиру А. Ахматовой.

    Эмоциональный биоритм – пик, в стихотворении чувствуется гармония с окружающей природой, легкая грусть и восхищение.

    Интеллектуальный биоритм – пик, ощущение, что стихотворение написано на едином дыхании, как будто она шла и просто рассуждала в стихах, может быть, поэтому есть точная дата.

    Физический биоритм – благоприятный, человек в ладу с самим собой, его не тревожат физические недомогания. Данное стихотворение не опровергает это суждение.

  3. Самостоятельная работа в группах

А теперь разделимся на группы и проанализируем биоритмы А. Ахматовой в день написании двух других стихотворений. Я выдам вам оба стихотворения и одну дату. Интересно, по анализу биоритмов вы сможете сказать, какое из этих стихотворений написано в анализируемый день?

1 группа изменяет начало прогноза на 08.09.1916 (дата написания стихотворения 13-14 сентября 1916г)

2 группа – 25.04.1940(дата написания стихотворения 4 мая 1940г)

1 группа –

img7.gif (3223 bytes)

2 группа –

img8.gif (3213 bytes)

 

Стихи:

Царскосельская статуя

(поэтический ответ А.С. Пушкину)

Уже кленовые листы
На пруд слетают лебединый,
И окровавлены кусты
Неспешно зреющей рябины,
И ослепительно стройна,
Поджав незябнувшие ноги,
На камне северном она
Сидит и смотрит на дороги.
Я чувствовала смутный страх
Пред этой девушкой воспетой.
Играли на ее плечах
Лучи скудеющего света.
И как могла я ей простить
Восторг твоей хвалы влюбленной…
Смотри, ей весело грустить,
Такой нарядно обнаженной.

13-14 сентября 1916г

Реквием IX глава

Уже безумие крылом
Души накрыло половину,
И поит огненным вином
И манит в черную долину.
И поняла я, что ему
Должна я уступить победу,
Прислушиваясь к своему,
Уже как бы чужому бреду.
И не позволит ничего
Оно мне унести с собою
(Как ни упрашивать его
И как ни докучать мольбою):
Ни сына страшные глаза –
Окаменелое страданье,
Ни день, когда прошла гроза,
Ни час тюремного свиданья,
Ни милую прохладу рук,
Ни лип взволнованные тени,
Ни отдаленный легкий звук –
Слова последних утешений.

4 мая 1940г

Биоритм

Подъем

Спад

Эмоциональный Оптимизм, уверенность в своих силах, возможностях, даже переоценивание их. Апатия, пессимистическое отношение к окружающему или, наоборот, человек раздражителен, легко возбудим, недооценивает свои возможности, всё критически анализирует.
Интеллектуальный Повышен творческий настрой, мозг легко принимает и перерабатывает новую информацию. Упадок творческого настроения.
Физический Физические функции человека усилены, он энергичен, это самое подходящее время для того, чтобы заниматься спортом, трудной физической работой и любыми делами, требующими физического напряжения. Спад физической активности, выносливость и тонус организма снижаются, энергичность уступает лености.

Варианты заполнения таблицы:

1 группа

Биоритм

Состояние биоритма

Какое из стихотворений его отражает и почему?

Эмоциональный Благоприятный, оптимизм, уверенность в своих силах, возможностях. ЦС, восхищение, признание, любовь к поэту, преклонение перед ним, девственный восторг, шутливо-ревностный тон.
Интеллектуальный Благоприятный, повышен творческий настрой. ЦС, одно из лучших в ее поэтической пушкиниане
Физический Благоприятный, человек в ладу с самим собой, его не тревожат физические недомогания. Стихотворение ЦС не опровергает это суждение.

2 группа

Биоритм

Состояние биоритма

Какое из стихотворений его отражает и почему?

Эмоциональный Кризис (на спад), пессимистическое отношение к окружающему. Р, страдание, близость безумия, бесконечно горестный монолог матери.
Интеллектуальный Кризис (на подъем). Переход от упадка к подъему творчества. Р. Каждое слово выстрадано, самая страшная глава.
Физический Спад физической активности, выносливости и тонус организма снижаются, энергичность уступает лености. Р, душевные страдания, желание безумия, чтобы их закончить

Заслушиваем ответы.

IV Подведение итогов исследования. Выводы. Домашнее задание.

Давайте вернемся к вопросу: “Зависит ли реальная жизнь человека от его биоритмов?” Как мы сейчас можем ответить на этот вопрос?

Да, зависит.

Можно сказать, что проведенными исследованиями мы проверили это суждение? Частично, но этого мало, исследование нужно продолжить.

Домашнее задание:

  • исправить программу так, чтобы она строила ваши биоритмы, построить и проанализировать биоритмы за прошедшую неделю.
  • если построенные биоритмы подтверждают нашу теорию, то построить биоритмы на ближайший месяц и, проанализировав их, составить для себя рекомендации.
    Вам помогут вопросы:
  1. Выберите дни, когда ваши ответы на уроках будут наиболее удачными, а когда –наименее.
  2. Выберите подходящие дни для сдачи зачета по физкультуре.
  3. Какая неделя месяца самая благоприятная?
  4. Какую еще информацию вы увидели на диаграмме?
  5. Как вы думаете, что будет показывать график, если сложить все три биоритма? Можно ли по нему что-либо определить?

Предположим, гипотеза верна. Зачем нам знать наши биоритмы?

Биоритмы не предсказывают будущее. Они могут только подсказать человеку, когда он будет в наилучшем или в наихудшем состоянии, предсказать дни, когда могут возникнуть кризисные ситуации, чтобы с их учетом спланировать свою деятельность.

И научиться просто, мудро жить.

Литература:

1. Информатика. 9 кл. / Под редакцией Н.В.Макаровой. –СПб: Питер Ком, 1999.