Модуль "Перекрестки мировой художественной литературы"

Разделы: Литература


“Моноцентризм вреден при изучении родной литературы. Желательно использовать любую возможность для сравнения и сопоставления русских писателей с зарубежными. Широкий взгляд на мир даст молодым людям уверенность в себе, раскроет возможность критического отношения к духовным ценностям прошлого и настоящего”.(В.С. Вахрушев “Уроки мировой литературы в школе”.)

Модуль “Перекрёстки мировой художественной литературы” построен по принципу поиска тематических, проблемных и художественных точек пересечения в произведениях писателей, относящихся к разным культурным пластам и разным эпохам. (“Тема ханжества и лицемерия в пьесах Ж. Б. Мольера “Тартюф” и А.Н. Островского “Гроза”. “Художественные точки пересечения французского и русского символизма. Верлен и русский символизм.”) Такой подход позволяет учащимся лучше понять философию развития мира, глубже проникнуть в мировые проблемы, критически оценить и усвоить общечеловеческие духовные ценности.

Применение модульной технологии даёт возможность развивать диалогическое и проблемное мышление через самостоятельное разрешение поставленной художественной задачи в ходе выполнения нетрадиционной творческой работы с исследовательским подходом. Сюда можно отнести:

– различные варианты сравнительного анализа;

– диалог авторов (героев);

– доказательство литературной теоремы;

– фантазия на тему;

– создание литературной композиции;

– графики, схемы.

Нравственную, мировоззренческую значимость и актуальность вычленяемых проблем подчёркивают нетрадиционные формы урока:

– защита творческих работ, вплетённых в канву определённого литературного произведения;

– урок- диалог поэтов (героев);

– “круглый стол”;

– урок – судебное заседание;

– ролевая игра;

– пресс-конференция.

Творческие работы могут выполняться учащимся как индивидуально, так и в творческих группах; при подготовке к уроку, на уроке, как следствие урока.

Во внеклассной работе модуль может быть представлен творческими работами в виде литературных композиций, написанных учениками на волнующую их тему.

Уроки модуля непосредственно сопряжены с программным материалом по русской литературе, изучаемой в 10 и11 классах.

Цель – формирование эмоционально-ценностной среды, способствующей творческой самореализации личности.

Задачи:

1.

  • способствовать приобщению учащихся к богатствам отечественной и мировой художественной литературы;
  • учить находить в сравниваемых произведениях тематические, проблемные, художественные точки пересечения;
  • учить доказывать эстетическое родство (различия) произведений литературы, относящихся к различным культурным пластам;
  • формировать навыки творческого применения полученных знаний по анализу художественного текста;

2

  • совершенствовать аналитические способности личности по отслеживанию путей взаимопроникновения и взаимовлияния культурных традиций через приобщение к мировой литературе;
  • способствовать развитию активных творческих форм взаимодействия личности с действительностью;
  • актуализировать процессы самопознания, самореализации и саморазвитие личности в исследовательской деятельности;

3

  • способствовать формированию эмоционально-ценностного отношения к духовным, этическим традициям различных культур;
  • способствовать формированию понимания природы литературного произведения как произведения искусства на разных этапах развития цивилизации;
  • способствовать осознанию высокой значимости русской литературы в мировом литературном процессе.

10-й класс

№№

Тема, проблема,
художественное решение

Тема урока

Форма урока

Кол-во
час.

1

Тема ханжества и лицемерия в пьесах Ж.Б. Мольера “Тартюф” и
А.Н. Островского “Гроза”
Можно ли поставить знак равенства между Марфой Игнатьевной Кабановой (Островский “Гроза”) и Тартюфом (Мольер “Тартюф”)?

Защита творческих работ

1

2

Сюжетное родство и идейное различие романа Г. Флобера “Госпожа Бовари” и пьесы А.Н. Островского “Гроза” Можно ли пьесу А.Н. Островского “Гроза” считать “зеркальным отражением” романа Г. Флобера “Госпожа Бовари”?

Урок – суд.
Г. Флобер против
А.Н. Островского:
обвинение в плагиате

1

3

Тема природы в стихах А. Фета и
М. Басё
Природа – источник наслаждений, размышлений и творческого вдохновения. (Поэзия А. Фета и М. Басё)

Урок – диалог поэтов ( с выходом на творческие работы:
стихи в стиле “хокку”)

1

4

Женская тема в поэзии Н.А. Некрасова и Р. Бёрнса Женский вопрос. Его отражение в европейской поэзии XVIII-XIX веков. (Р. Бёрнс и Н.А. Некрасов. Историческое толкование)

Диалог за “круглым столом”

1

5

Социальная сатира П-Ж. Беранже и Н.А. Некрасова. Особенности художественного подхода Размышления о человеческих пороках (Социальная сатирическая поэзия
П-Ж. Беранже и Н.А. Некрасова)

Защита творческих работ

1

6

Тема народа и власти в романах Дж. Свифта “Путешествия Гулливера” и М. Е. Салтыкова-Щедрина “История одного города” А что народ? (Дж. Свифт “Путешествия Гулливера” и М. Е. Салтыков-Щедрин “История одного города”)

Урок – ролевая игра

1

7

Тема сверхличности в романах Стендаля “Красное и черное” и Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание” Родион Раскольников и Жюльен Сорель (Ф.М. Достоевский “Преступление и наказание, Стендаль “Красное и чёрное”)

Урок – диалог.

Часть I – Защита творческой работы.
Часть II - Размышления

2

8

Тема эгоизма в романах Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание” и
О. Уайльда “Портрет Дориана Грея”
Чем русский “бытовой” эгоизм отличается от английского “эстетического” эгоизма?

Защита творческих работ

1

9

Тема самопожертвования и возрождающей любви. О. Уайльд “Соловей и роза” и Ф.М. Достоевский “Преступление и наказание” Зачем и с чем пришел я в этот мир?
(О. Уайльд “Соловей и роза”,
Ф.М. Достоевский “Преступление и наказание”)

Музыкально-литературная композиция

1

10

  Итоговый урок:
“Вслед за Вергилием по кругам ада” Данте “Божественная комедия”

Защита творческих работ, вплетённых в сюжетную канву литературного произведения

2

11-й класс

№№

Тема, проблема,
художественное решение

Тема урока

Форма урока

Кол-во
час.

1

Тема мещанства в новеллах
Г. Мопассана и А.П. Чехова; её художественное решение.
Художественное решение темы мещанства в новеллах Мопассана и Чехова .

Защита творческих работ

1

2

Тема Человека в ранних романтических рассказах М. Горького и Дж. Лондона “Человек – это звучит гордо”!

Защита творческих работ

1

3

Художественные точки пересечения французского и русского символизма Верлен, Рембо и русские символисты

Защита творческих работ

1

4

Эстетические и нравственные идеалы итальянского и русского футуризма Маринетти и русский футуризм

Защита творческих работ

1

5

Тема творчества и творца в поэзии
Микеланджело Буонарроти и
В.В. Маяковского
Микеланджело Буонарроти и Владимир Маяковский о творчестве и творце

Защита творческих работ

1

6

Мужской романтический идеал начала ХХ века (Поэзия Р. Киплинга и Н. Гумилева) “Земля твоя в скрещенье перепутий – Ты человек на ней, а не червяк”.
(поэзия Р. Киплинга и Н. Гумилева)

Урок – диалог

1

7

Женская любовная лирика
(Сапфо и А. Ахматова)
Откровения женской любовной лирики (Сапфо, А. Ахматова)

Урок – экскурсия

1

8

Личность и тоталитарное государство. (Е. Замятин “Мы”, Дж. Оруэлл “1984”) “О, дивный, новый мир”. (Е. Замятин “Мы”, Дж. Оруэлл “1984”)

Урок – пресс-конференция

1

9

Проблема взаимоотношений человека и природы. (В. Астафьев “Царь-рыба” и
Э. Хемингуэй “Старик и море”)
Диалог о человечности. (В. Астафьев “Царь-рыба” и Э. Хемингуэй “Старик и море”)

Урок – диалог за “круглым столом”

1

10

Человек и мир. (Экзюпери “Маленький принц” и Стругацкие “Трудно быть богом”) Трудно быть человеком! (Экзюпери “Маленький принц” и Стругацкие “Трудно быть богом”)

Урок – защита литературной композиции.

1

11

Темы выбора, поиска себя.
(Селинджер “Над пропастью во ржи” и В. Аксенов “Звездный билет”)
Что такое “обрести себя”?
(Селинджер “Над пропастью во ржи”, В. Аксенов “Звездный билет”)

Урок – встреча молодежи разных стран

1