Семинарское занятие по теме: "Твердые тела. Взаимные превращения жидкостей и газов". 10-й класс

Разделы: Физика

Класс: 10


Цели:

  • Закрепить основные понятия темы путем обсуждения материала, найденного учащимися , и решения качественных задач.
  • Отработать решение основных типов задач при работе в группе и фронтальном решении.
  • Развивать познавательный интерес учащихся, умение работать с литературой, таблицами.
  • Воспитывать чувство ответственности, умение работать в коллективе.
  • Формировать материалистическое мировоззрение.

ХОД УРОКА

Этап урока

Время, мин.

Подведение к теме, задачи урока
Доклады учащихся
Работа в группах
Решение задач у доски
Срез знаний
Итоги, домашнее задание

5
20
15
20
15
5

Учащиеся до урока делятся на группы и рассаживаются за столы, поставленные соответствующим образом.

I. Подведение к теме, задачи урока

– Узбекская пословица гласит: “Что в юности узнал – на камне выбито, что в старости узнал – по льду написано”.
На прошлых уроках мы узнали с вами, что такое влажность воздуха и каким прибором ее можно измерить; говорили о кристаллических и аморфных телах; бурно обсуждали процесс испарения жидкости и с интересом рассматривали выращенные кристаллы.
Сегодня мы продолжим “выбивать на камне” ваши знания. А именно, обсудим тот материал, который вам удалось найти в литературе, продолжим дискуссию об испарении и свойствах кристаллов. Будем учиться сами и учить своих товарищей решать задачи по теме “Твердые тела. Взаимные превращения жидкостей и газов”, посмотрим, какие кристаллы удалось вырастить вам в домашних условиях, а заодно проверим с помощью теста как глубоко в ваши юные годы мы выбили на камне определенный багаж знаний.
Итак, в добрый путь, в страну таинственного мира кристаллов.

II. Обсуждение докладов учащихся

А) Кристаллические тела

– Гете писал: “Глянем поглубже в расселины скал: тихо в кристаллах растет минерал.”
А Линдер утверждал: “И не внешняя форма характеризует кристалл, а его внутренняя структура, расположение атомов”.
Так ли это?

Доклад “Кристаллы”.

Б) Аморфные тела

– Обратимся к стихотворению А.С.Пушкина “Анчар” (дерево яда). У него мы найдем таки строки:

В пустыне чахлой и скупой,
На почве, зноем раскаленной,
Анчар, как грозный часовой,
Стоит – один на всей вселенной.

Природа жаждущих степей
Его в день гнева породила
И зелень мертвую ветвей
И корни ядом напоила.

Яд каплет сквозь его кору,
К полудню растопясь от зною,
И застывая ввечеру
Густой прозрачною смолою.

– А финская пословица гласит, что смола течет в мороз. Почему?

Доклад “Аморфные тела”.

В) Изготовление предметов из стекла

– Стекло – тоже аморфное тело. И нас в жизни окружает множество изделий из стекла. А как их изготовляют?

Доклад “Изготовление предметов из стекла”.

III. Работа в группах

– Вы очень хорошо подготовились теоретически дома. Но нам надо еще обсудить процесс испарения, поговорить о влажности воздуха.
Работать будем следующим образом: на каждом столе есть карточки с задачами. Я дам вам 15 минут на то, чтобы вы каждый из вас выбрал себе любую из предложенных задач, решили ее у себя в тетради, а затем в своей группе обсудили ряд предложенных вопросов и принцип решения вашего типа задач. Если возникнут затруднения – поднимите руку.

1 группа

  1. Найти относительную влажность воздуха при показаниях сухого и влажного термометров психрометра, равных соответственно 28 и 22оС; 16 и 9оС; 26 и 21оС; 20 и 18оС.
  2. Относительная влажность воздуха в комнате 48%, температура 28 оС. Что должен показывать смоченный термометр психрометра?
  3. Относительная влажность воздуха 73%. Что показывают сухой и смоченный термометры психрометра, если разность их показаний равна 2оС?
  4. Определить абсолютную влажность воздуха, если его температура 15оС, а относительная влажность воздуха 80%.
  5. Почему температура воды в открытых водоемах летом жарким днем ниже температуры окружающей среды?
  6. Почему вода гасит огонь? Что быстрее потушит пламя – кипяток или холодная вода?
  7. Почему купающемуся не становится холодно, когда он выходит из реки во время теплого летнего дождя?
  8. Почему сырые спички или дрова не загораются?

2 группа

  1. Шар, выполненный из монокристалла, при нагревании может изменить не только свой объем, но и форму. Почему?
  2. Почему в природе не существует кристаллов шарообразной формы?
  3. Почему в мороз снег скрипит под ногами?
  4. Почему в таблицах температур плавления различных веществ нет температуры плавления стекла?
  5. Груз весом 5 кН висит на тросе диаметром поперечного сечения 2,8?10-2м. Определить механическое напряжение.
  6. Проволока длиной 5,4 м под действием нагрузки удлинилась на 2,7 мм. Определить абсолютное и относительное удлинение проволоки.
  7. Абсолютное и относительное удлинение стержня 1 мм и 0,1% соответственно. Какой была длина недеформированного стержня?
  8. Верхний конец стержня закреплен, а к нижнему подвешен груз 20 кН. Длина стержня 5 м, сечение 4?10-4м2. Определите напряжение материала стержня и его абсолютное и относительное удлинение, если модуль Юнга для этого стержня равен 2?1011Па.

3 группа

  1. Как изменится поперечное сечение стержня при продольном сжатии? При растяжении?
  2. В двух параллельных плоскостях на тело действует противоположно направленная пара сил. Какой вид деформации испытывает тело?
  3. Какие виды деформации испытывают стены зданий? Тросы подъемного крана? Рельсы на железной дороге? Валы машин? Бумага при нарезании?
  4. При какой кладке определенного количества кирпичей нижний из них окажется под большим напряжением?
  5. На рисунке 4 приведен график зависимости напряжения, возникающего в стержне, от его относительного удлинения. Определить модуль упругости.
  6. На рисунке 5 приведен график зависимости напряжения, возникающего в стержне, от его относительного удлинения. Определить модуль Юнга.
  7. Почему соль, брошенная на раскаленные угли, трещит?
  8. Почему кристалл поваренной соли от удара по нему молотком раскалывается на куски разного размера, но имеющие всегда форму прямоугольного параллелепипеда?

4 группа

  1. Полено легче разрубить вдоль волокон, чем поперек. Почему?
  2. Как известно, вода имеет гораздо большую теплоту парообразования, чем спирт. Значит, налитая на руку вода, испаряясь, должна сильнее охлаждать руку, чем спирт. В действительности все происходит наоборот. Почему?
  3. № 658 (Рымкевич)
  4. № 667 (Рымкевич)
  5. № 666 (Рымкевич)
  6. № 659 (Рымкевич)
  7. № 661 (Рымкевич)
  8. № 663 (Рымкевич)

IV. Решение задач у доски

Пока пишется решение задачи у доски одним учащимся, обсуждаем качественные задачи группы всем классом. Пока ученик объясняет решение задачи у доски – остальной класс записывает это решение себе в тетрадь.

  • 1 группа – задача № 4.
  • 2 группа – задача № 8.
  • 3 группа – задача № 6.
  • 4 группа – задача № 8.

V. Срез знаний (тест)

  1. Изменение формы или объема тела называется_____________________
  2. Деформации, которые полностью исчезают после прекращения действия внешних сил, называются __________________________
  3. Установите соответствие между предметом и обычно испытываемой им деформацией:
    1) ножка скамейки
    2) сиденье скамейки
    3) натянутая струна
    4) винт мясорубки
    А) изгиб
    Б) растяжение
    В) сжатие
    Г) кручение
  1. Механическое напряжение равно:
  2. А) = l – l0
    Б)
    В)

  3. Максимальное напряжение, при котором еще выполняется закон Гука, называют:
  4. А) пределом пропорциональности
    Б) пределом упругости
    В) пределом прочности

  5. Напряжение, при котором происходит разрыв образца, называется:
  6. А) пределом пропорциональности
    Б) пределом упругости
    В) пределом прочности

  7. Что характерно для монокристаллов?
  8. А) Атомы расположены в строгом порядке
    Б) Кристалл обладает высокой прочностью
    В) кристаллы обладают большой твердостью

  9. Относительную влажность воздуха измеряют с помощью:
  10. А) термометра
    Б) психрометра
    В) барометра
    Г) манометра

  11. Установите соответствие:
    1) относительное удлинение

    2) механическое напряжение

    3) сила Упругости

    4) Модуль упругости
    А)
    Б)
    В)
    Г)

VI. Итоги, домашнее задание

Учащиеся подводят итог урока, объявляю оценки.

– Итак, очень хочется надеяться, что узбекская пословица сегодня оказалась справедливой. Ибо все мы юные, все учимся, все стараемся, ищем интересное, узнаем новое.
Урок закончен. Всем спасибо. Сдайте свои рабочие тетради.