Использование программ виртуальной школы "Кирилл и Мефодий" на уроках биологии в 6-м классе

Разделы: Биология, Информатика


Учебник биологии (бактерии, грибы, растения) для 6-го класса по образовательной системе “Школа 2100” под редакцией С.Н. Ловягина, А.А. Вахрушева, А.С. Раутиана называется “О тех, кто растет, но не бегает”. Объем материала в учебнике достаточно большой и сложный, а времени – один учебный год (в прежние времена ботанику изучали в 6-х и 7-х классах). Такое уплотнение материала в школьных программах создает трудности и для учителя, и для учащихся. Чтобы избежать перегрузки и вооружить учащихся знаниями по биологии, учителю необходимо использовать разные формы и методы обучения, и, конечно, заинтересовать учащихся новым для них предметом.

Наряду с традиционными, одним из методов является активное использование компьютерных технологий. Гимназия № 13 располагает такими возможностями, т.к. имеет кабинет открытого доступа, где занимаются только учителя-предметники (кабинет освободили от занятий по информатике). К тому же гимназия расположена в Академгородке г. Красноярска, где большинство родителей – научные работники. Поэтому у 80% учащихся дома имеется компьютер, и ученики владеют начальными навыками работы с ним.

В гимназии четыре компьютерных кабинета. В центре каждого расположен большой стол, который позволяет половине учащихся выполнять различные виды работ, когда остальные работают за компьютерами. В кабинете открытого доступа учителя-предметники используют его в различных целях, в том числе для проведения лабораторных работ.

В учебном плане школы предусмотрен базовый курс информатики. Учащиеся 6 класса занимаются по учебнику “Информатика. 5–6 класс. Начальный курс под редакцией Н.В. Макаровой”. Одна из целей – дать учащимся начальные знания в области информатики, обучить их работе на компьютере в системной среде Windows. Поэтому учащиеся могут использовать готовые программные продукты, рассчитанные на пользовательский уровень и целенаправленно работать с информацией.

Внедрение в учебный процесс ИКТ существенно изменяет методы преподавания различных дисциплин школьного курса, делает обучение более содержательным, зрелищным. Главным отличием от стандартного урока является то, что каждый ученик индивидуально осваивает данную тему в зависимости от восприятия материала и темперамента. Обучение становится более активным. Это позволяет заинтересовать слабоуспевающих учеников, а для сильных – придать процессу обучения характер исследования, а также активизировать процесс контроля усвоения материала. Учет индивидуальных особенностей учеников необходим для формирования прочных знаний, умений, навыков по биологии и информатике.

На основе виртуальной школы по биологии “Кирилл и Мефодий” разработаны 8 уроков, форма – интегрированный урок биология–информатика. К каждому уроку разработаны инструктивные карточки, содержащие проблемные вопросы урока, последовательность изучения программы, а также различные задания по заполнению схем, классификации различных объектов, записи определений и составных частей тех или иных органов растений. Кроме обучающих программ использованы и тестирующие блоки.

Проведенные уроки показывают несомненное повышение уровня мотивации и качества обучения за счет новизны деятельности.

Проведя серию уроков, считаем безусловными достоинствами этого программного продукта: интересную форму подачи материала (зрительная и звуковая), яркие иллюстрации, доступность материала, использование интересных дополнительных фактов с учетом возрастных особенностей. Происходит обучение системному подходу к осмыслению всего, что происходит вокруг, в процессе анализа и исследования моделей реальных объектов и процессов.

Приводим ниже конспект урока.

Урок по теме “Размножение грибов”

Тип урока: изучение нового материала.

Методы обучения: частично-поисковый и объяснительно-иллюстративный.

Оборудование: диск виртуальной школы “Биология 6–7 класс” фирмы “Кирилл и Мефодий”, инструктивные карточки для работы с обучающей и тестирующими программами. Для лабораторной работы: микроскопы, предметные и покровные стекла, плесень в банке. Сухие дрожжи, трутовики, муляжи шляпочных грибов, пинцет, стакан с водой, пипетки.

Цели урока:

  • Образовательные:
    • сформировать представление о размножении грибов с помощью спор;
    • сформировать представление о размножении грибов почкованием (дрожжи);
    • сформировать представление о делении нитей грибницы на части.
  • Развивающие:
    • продолжить работу над формированием у учащихся:
      • навыков частично – поисковой деятельности;
      • умение применять полученные знания в собственной жизни;
      • умение работать в должном темпе;
      • умение работать с микроскопом;
      • умения работать на компьютере.
  • Воспитательные:
    • воспитывать уважение к интеллектуальному труду;
    • ответственность за самостоятельно выполненную работу.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II.  Актуализация знаний

Учитель: На прошлом уроке мы с вами говорили об удивительном царстве грибов. Вспомнили о разнообразии и питании этих живых организмов.

  1. Какие группы грибов вам известны?
  2. Ответ: известны шляпочные грибы, плесени, грибы-паразиты, дрожжи (учитель по ходу ответов учащихся демонстрирует муляжи шляпочных грибов, плесень в банке, коллекцию трутовиков, сухие дрожжи).

  3. На какие две группы делятся шляпочные грибы? По какому признаку идет деление?
  4. Ответ: шляпочные грибы делятся на трубчатые (подберезовик, подосиновик) и пластинчатые. На нижней стороне шляпки видны трубочки или пластинки, расположенные радиально, у лисичек, груздя, сыроежек (учитель демонстрирует муляжи грибов).

  5. Что такое плодовое тело?
  6. Ответ: шляпка вместе с пеньком называется плодовое тело, в нем накапливаются питательные вещества.

    Дополнение учителя: плодовые тела состоят из плотно прилегающих нитей – гиф.

  7. Как называется часть гриба, расположенная в почве?
  8. Ответ: она называется грибница или мицелий.

  9. Что такое микориза?
  10. Ответ: это грибокорень – мицелий гриба оплетает корни дерева, которое дает грибу органические вещества.

  11. Какие грибы используют для питания готовые органические вещества?
  12. Ответ: все грибы: шляпочные, плесени, дрожжи и паразиты.

III. Изучение нового материала

Учитель: мы изучили строение и питание грибов, возникает вопрос: “Любой организм рано или поздно погибает. Почему не исчезает вид с лица Земли?”. В конце урока мы должны ответить на этот вопрос.
Дальнейшая работа будет проходить следующим образом: учащиеся первой группы, сидящие за компьютерами, работают с образовательной программой, а затем с тестирующей программой виртуальной школы “Кирилла и Мефодия”, используя инструктивную карточку № 1. При возникновении вопросов обращайтесь к учителю информатики Наталье Владимировне. Она познакомится и с результатами тестирования. Для тех, кто закончит раньше всех, предлагаем выполнить задание карточки № 2.
Вторая группа, сидящая за большим столом выполняет лабораторную работу по теме “Плесневый гриб мукор”, используя микроскоп, препарат и инструктивную карточку № 3. Результаты работы оформите в тетради. Успешно выполнить задание вам помогу я – учитель биологии Татьяна Анатольевна. Для тех, кто закончит раньше всех, предлагаем выполнить задание карточки № 4.
Через пятнадцать минут группы меняются местами.

IV. Подведение итогов после выполнения группами задания

Учитель: попытаемся ответить на проблемный вопрос урока “любой организм рано или поздно погибает. Почему не исчезает вид с лица Земли?”.

  1. С каким свойством живых организмов вы познакомились?
  2. Ответ: живые организмы способны размножаться, создавая себе подобных и расселяясь на Земле.

  3. Как размножаются шляпочные грибы? Как называется этот вид размножения?
  4. Ответ: они размножаются при помощи спор, созревающих внутри трубочек или на пластинках шляпок (демонстрация муляжей грибов).

  5. Как размножается мукор – представитель плесневых грибов?
  6. Ответ: мукор размножается спорами. На концах нитей образуется спорангии – мешочки со спорами, созревая они лопаются и споры высыпаются, прорастают при благоприятных условиях.

  7. Как размножаются трутовики, как они расселяются?
  8. Ответ: поселяясь на дереве, грибница прорастает внутрь дерева, используя его питательные вещества для образования плодового тела трутовика, часто копытообразного, на нижней стороне которого в трубочках созревают споры, расселяются ветром, падают в трещины деревьев. Спор много (демонстрация коллекции трутовиков).

  9. Как размножаются дрожжевые грибы?
  10. Ответ: они размножаются почкованием. Одна клетка делится на две дочерние клетки, которые остаются с материнской. Процесс деления продолжается при благоприятных условиях.

  11. В чем заключается вегетативное размножение?
  12. Ответ: при неблагоприятных условиях нить грибницы может распадаться на отдельные части (клетки), каждая из которых может вырасти в целый гриб. Потомков мало.

Дополнение учителя: все рассмотренные примеры размножения относятся к бесполому размножению. У грибов есть и половое размножение, при котором сливаются клетки разных нитей одного вида, в клетке остается два ядра, а значит и признаки разных родителей.
Сегодня мы познакомились с размножением разных грибов. Каждый из вас получил оценку по результатам тестирования. Сдайте тетради с оформленной лабораторной работой. Получат оценки ребята, активно участвующие в беседе на уроке (перечисление фамилий).

V. Домашнее задание

Запишите в дневниках задание на дом: §17, выполнить творческое задание по желанию: составьте памятку грибнику, указав правила сбора грибов в лесу. Задание можно выполнить на компьютере, за консультацией обращайтесь к учителю информатики.

Инструктивные карточки

Карточка № 1

Для работы на компьютере.

  1. Пройдите регистрацию, записав свою фамилию. Продолжите работу, нажав на указатель “Содержание”.
  2. Откройте раздел и урок по теме “Грибы”. Запишите тему в тетрадь.
  3. Для знакомства с обучающей программой вам дается 10 минут.
  4. Обратите внимание на разнообразие грибов, их возраст, их сходство с животными и растениями. А также на отличия от растений и животных. Деление на съедобные и ядовитые грибы.
  5. Выполните все задания на самопроверку при работе с программой.
  6. Ответьте письменно на вопросы:
    1. Как размножаются шляпочные грибы?
    2. Как размножаются дрожжи?
  7. Вернитесь к оглавлению. Откройте тест по теме “Грибы”. Выполните 7 заданий за 5 минут. Результат покажите учителю информатики.

Желаем успехов!

Карточка № 2

Карточка № 3

Лабораторная работа

Тема: Строение плесневого гриба мукора.

Цели:

  • Познакомиться со строением плесневого гриба, его особенностями.
  • Развивать умение работать на компьютере.

Ход работы:

  1. Рассмотрите невооруженным глазом плесневый гриб. Опишите его внешний вид в тетрадь.
  2. Рассмотрите микропрепарат мукора под микроскопом, найдите нити мицелия (гифы), нарисуйте их в тетрадь, подпишите.
  3. Найдите на концах гиф плесени черные головки со спорами – это спорангии. Рассмотрите их, зарисуйте в тетрадь, подпишите.
  4. Найдите лопнувшие спорангии, из которых высыпаются споры. Рассмотрите их, зарисуйте в тетрадь, подпишите.
  5. Ответьте письменно на вопросы:
    1. При помощи чего происходит размножение мукора?
    2. Могут ли гифы грибницы распадаться на части для размножения?

Желаем успехов!

Карточка № 4

Использованная литература:

  1. Ловягин С.Н., Вахрушев А.А., Раутиан А.С. Учебник для шестого класса “ о тех, кто растет, но не бегает”, образовательная система “Школа 2100”, издательство “Баласс”.
  2. Бурова Л.Г. “Загадочный мир грибов”, Москва “Наука”, 1991.