Урок физики в 8-м классе по теме "Изучение электрических цепей"

Разделы: Физика


Тема: “Изучение электрических цепей”.

Цель урока:

  1. Научить учащихся собирать простейшие электрические цепи.
  2. Развивать технические приемы умственной деятельности.
  3. Выявить наличие навыков, их сформированности.
  4. Воспитать настойчивость в достижении цели, культуру труда.
  5. Применять знания в учебной практике.

Методы обучения:

  • самостоятельной работы и работы под руководством учителя
  • исследовательский
  • проблемно-поисковый
  • практический
  • самоконтроля
  • словесный

Оборудование: лампочка, гальванический элемент, резистор, ключ, амперметр, вольтметр.

Технические средства обучения: кодоскоп.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент. Психологическая пауза.

Сядьте поудобней, не напрягая мышц. Не скрещивайте рук, ног. Отдыхайте, дайте вашему телу расслабиться. Глубоко вдохните, втягивая воздух медленно, через нос, пока легкие не наполнятся.

Выдохните плавно, тоже через нос, пока полностью не освободите легкие. Не сжимайтесь и не выдыхайте все разом. “Плавный вдох – плавный выдох. Вдох – выдох…”

Прислушивайтесь к своему дыханию, к тому, как легкие раздуваются, а затем плавно выпускают воздух. Не похоже ли это на волны, мягко набегающие на берег (вдох) и снова откатывающиеся назад (выдох). Постарайтесь вообразить волны, их плеск, запах, вкус морской воды, легкое дуновение ветерка. Вы чувствуете себя легко и свободно. Вы готовы к работе.

II. Проверка знаний и умений.

    Задание 1

Повторяем условные обозначения, применяемые на схемах. Если вы согласны со мной, покажите зеленую карточку, не согласны – красную.

Сигнальные карточки

Согласны ли вы, что это: (учитель показывает карточки с условными обозначениями, применяемыми на схемах)

Рис. 8

            резистор

(Ответы: 1) да; 2) да; 3) да; 4) да; 5) да; 6) да; 7) да; 8) да.)

    Задание 2

Электрические цепи состоят из источников тока, потребителей тока, ключа, соединительных проводов.

Пользуясь сигнальными карточками ответьте, согласны ли вы, что это: (учитель показывает лабораторные приборы)

Лампочка – источник тока?

Гальванический элемент – источник тока?

Резистор – потребитель тока?

Лампочка – потребитель тока?

Ключ – потребитель тока?

(Ответы: 1) нет; 2) да; 3) да; 4) да; 5) нет.)

    Задание 3

На магнитной доске схема

Вопрос 1:

Какие условия должны выполняться, чтобы по цепи пошел ток?

(Ответ: носители тока, источник тока, замкнутая цепь)

Использование занимательной шутки.

…Бегут заряженные частицы,

торопятся,

вздыхают на ходу:

“ой, проводник кончается,

сейчас я пропаду…”

Вопрос 2: Если заряженные частицы “бегут”, почему “я пропаду”?

(Ответ: направленное движение заряженных частиц – это электрический ток)

Вопрос 3: Какое направление приняли условно за направление тока?

(Ответ: направление от положительного полюса источника тока к отрицательному)

Вопрос 4: А как движутся отрицательные частицы – электроны?

(Ответ: от отрицательного полюса источника тока к положительному)

III. Новый материал.

В рабочей тетради записываем тему урока: “Изучение электрической цепи”.

Цель нашего урока: по рисункам, по схемам научиться собирать простейшие электрические цепи, поэтому сегодня от вас, ребята, потребуются внимание, настойчивость в достижении цели. Не забывайте о культуре труда.

Задание 1

Каждый ряд получает по ребусу, в котором зашифрованы слова, означающие то, без чего мы не сможем собрать ни одну электрическую цепь.

Под каждым условным обозначением прибора указан порядковый номер той буквы, которую нужно выделить. Соберите все выделенные буквы и назовите что у вас получилось.

Ребус 1

Ребус 2

Ребус 3

(Ответы:

    Ребус 1: звонок, нагревательный элемент, амперметр, Н, резистор, Я

    Ребус 2: У, вольтметра, резистор, звонок, И, Я

    Ребус 3: нагревательный элемент, амперметр, вольтметр, Ы, ключ.

    Знания, умения, навык)

    Задание 2

На рабочем столе перед вами приборы и карточки с цифрами 0; 2; 6.

Внимательно изучите шкалу амперметра.

Покажите с помощью нужной карточки:

А) верхний предел измерения

Б) нижний предел измерения

(Ответы: 2, 0)

    Задание 3

Изучите шкалу вольтметра.

С помощью нужной карточки покажите:

А) нижний предел измерения

Б) верхний предел измерения

(Ответы: 0, 6)

    Задание 4

Через кодоскоп показываю электрическую цепь.

Начертите схему электрической цепи.

Ответ: Схема 1

Раскрываю доску. Ответ проверяем. Просигнальте зеленой карточкой у кого нет ни одной ошибки.

    Задание 5

Соберите данную электрическую цепь.

1 и 2 ряд – с помощью проводников и лабораторного оборудования.

3 ряд - с помощью условных элементов (цветные нитки – проводники, условные обозначения – лабораторное оборудование).

Проверяют выполненные задания.

1 ряд – проверяет учитель.

2 ряд – лаборант.

3 ряд – ученик 1-го ряда, быстро выполнивший свое задание.

    Задание 6

Через кодоскоп показываю вторую электрическую цепь.

З-ий ряд собирает электрическую цепь по схеме 1 с помощью лабораторного оборудования. 1 и 2 ряд чертит схему данной электрической цепи.

Ответ:

Проверяем (на доске) с помощью сигнальных карточек.

Просигнальте зеленой карточкой у кого нет ни одной ошибки.

IV. Релаксационная пауза (отдых для глаз).

Разотрите ладони до горячего состояния и закройте ими глаза, прикрыв веки. Отдохните 5-10 секунд.

А теперь поводим глазками в направлении стрелки по 3 раза.

Снова разотрите ладони до горячего состояния, закройте ими глаза, прикрыв веки. Отдохните 5-10 секунд. Уберите ладони, откройте глаза. Отдохнули? Продолжаем работать.

V. Загадки.

  1. Параллельно в цепь включают,
  2. напряжение измеряют
    горизонтально располагают
    как этот прибор называют?

    (Ответ: вольтметр)

  3. Без нагрузки не включают
  4. силу тока измеряют
    горизонтально располагают
    как этот прибор называют?

(Ответ: амперметр)

VI. Найди ошибку.

    Задание 1

Найди ошибку на схеме

(Ответ: Нет нагрузки. Амперметр без нагрузки не включают)

    Задание 2

На какой схеме вольтметр включен неправильно? Докажи, объясни.

(Ответ: рис. 1, 3. Вольтметр включается в цепь параллельно)

VII. Закрепление.

Выполнение самостоятельной работы (через копировальную бумагу).

Задание 1

Заполните таблицу (см. приложение 1).

Верхние листы снимаем, сдаем на проверку.

На доске таблица правильных ответов.

Просигнальте зеленой карточкой у кого не было ни одной ошибки.

0 ошибок – оценка “5”
1, 2 ошибки – оценка “4”
3, 4 ошибки – оценка “3”

Поставите себе оценку и сдайте вторые листы на проверку.

Подводим итог урока.