Интегрированный урок русского языка и окружающего мира во 2-м классе по теме: "Одушевленные и неодушевленные существительные в живой и неживой природе"

Разделы: Начальная школа


Задачи урока:

Образовательная - обобщить знания учащихся по теме;

Развивающие - продолжить работу по развитию речи и мыслительных процессов: анализа и синтеза, классификации;

Воспитывающие – продолжить работу по формированию чувства сопереживания, желания оказывать помощь.

Тип урока: урок - обобщение.

Форма проведения урока - “Урок-путешествие”.

Место урока в учебном плане: итоговый урок по темам: “Живая и неживая природа” (окружающий мир) и “Одушевлённые и неодушевлённые существительные” (русский язык).

Методы:

1) Объяснительно-иллюстративный.

2) Частично-поисковый.

Оборудование урока:

1) Компьютер.

2) Карточки, оценивающие эмоциональное состояние (настроение) каждого ученика в начале и в конце урока.

3) Картинки-иллюстрации с изображениями сказочных персонажей и животных: “Колобка”, “Водяного”, “Совы”, “Лисёнка”.

4) Карточки – “брёвнышки” со словами.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

1.1. Кинезиология (3 мин.):

а) “Перекрёсты на лице” (активизация работы полушарий);

б) “Лезгинка” (активизация работы полушарий);

в) “Шапка для размышления” (улучшение внимания).

2. Определение темы урока через проблему. Сообщение целей урока (6 мин.)

2.1. Загадка.

Кто на масле и сметане мешен?
Кто на блюдечке лёжа смешон?
Кто от бабушки и дедушки ушёл?
Кто в лесу приключения нашёл?
Он, конечно, был немножечко неправ,
Но у него такой весёлый нрав.

Дети – Колобок!

Учитель – У этой сказки есть другая версия. Колобок заблудился. Он спустился с высокой горы и оказался перед рекой. Стоит Колобок и горюет. Как ему перебраться через реку?

Дети – На плоту, лодке или через мостик.

Учитель – Какие из этих элементов букв напоминают вам мостик? (На доске написано несколько вариантов).

2.2. Минутка чистописания.

На помощь Колобку пришел Водяной.

2.3. Игра “Построй мостик”.

Водяной – Построй мостик из карточек-брёвнышек. Используй только те слова, которые обозначают предмет: вода, камень, дерево, рыба, деревянный, рыбный, подводить, водолаз, мост.

2.4. Классификация слов.

Учитель – Что общего у этих слов? Чем эти слова отличаются друг от друга?

Учитель называет цели урока.

3. Работа в тетрадях: классификация слов на одушевлённые и неодушевлённые существительные (3 мин.).

Учитель – Слова – бревнышки распределите в два столбика:

Одушевлённые
существительные
Неодушевлённые
существительные
Рыба
Водолаз
Вода
Камень
Дерево
Мост

Учитель - Преодолел Колобок препятствие и покатился дальше. Оказался Колобок в непроходимой чаще. Но ему решила помочь мудрая Сова, если Колобок выполнит её задания.

4. Обобщение знаний. Работа на компьютерах (10 мин.).

4.1. Словарная работа.

4.2. Классификация:

- живая и неживая природа

- одушевлённые и неодушевлённые существительные

5. Физкультминутка (2 мин.)

5.1. Игра “Живая и неживая природа”

Правила игры: учитель называет слова, дети выполняют команду:

- Живая природа – поднять руки вверх.

- Неживая природа – сесть.

- Изделия человека – похлопать в ладоши.

6. Работа в тетрадях: задания хитрого Лисёнка (7 мин.).

6.1. Определите какие это слова и запишите их в нужный столбик.

- Ребус (зашифровано слово “Животное”).

- Шарада: Всего две ноты и предлог построить я на даче смог (До - ми - к).

Загадки:

Всё лето гуляет
В наряде весёлом,
А зиму встречает
И босым, и голым
(лес)

Утром – на четырёх ногах,
В полдень – на двух,
Вечером – на трёх
(человек)

Стоят высокие подружки
Прячут в облаках синие макушки
(горы)

Ползун ползёт, иглы везёт (ёж)

Дышит, растёт, а ходить не может (растение)

7. Игра “Вставь слово в стихотворение” (7 мин.).

- Слова-помощники записаны в тетрадях, в колонках “Одушевлённые, неодушевлённые существительные”.

Всё, что нужно, год от года
Нам даёт сама (природа).
И поэтому все мы
Жить не можем без воды,
Без растений и (животных),
Без красивых гор высоких,
Без (лесов), полей и рек
Жить не может (человек).
Так давайте сбережём
Наш земной природный (дом).

8. Подведение итогов урока (2 мин.).

Не горюйте, бабушка и дед!
Не попался Колобок к лисе на обед.
Он в лесу встретил разных зверей,
Приобрел в них надежных друзей,
Он живой к вам вернется домой
Наш румяный и храбрый герой.

Приложение