Информационные технологии на уроках окружающего мира

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

образовательные - познакомить с новыми понятиями “тело”, “частица”; закрепить понятие “вещество”

развивающая – продолжить работу по развитию познавательных процессов (логического мышления), расширению кругозора учащихся,

воспитывающая воспитывать чувство ответственности при работе в парах.

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Форма проведения урока – традиционная, с использованием компьютера.

Формы обучения – фронтальная, парная, индивидуальная.

Место урока в учебном плане – 1 урок по разделу “Вещество и энергия”

Методы:

  1. Объяснительно-иллюстративные
  2. Частично - поисковые
  3. Проблемно - сообщающие

Оборудование:

1. Плакат- кроссворд

2. Схемы расположения частиц в твердых телах, жидкостях и газах;

3. Схема молекулы воды;

4. Карточки со словами атом, молекула;

5. Рисунок гнома Всезнайкина.

Ход урока:

1. Организационный момент.

Кинезиологические упражнения:

- “Шапка размышлений”

Данное упражнение позволяет быстро включиться в работу, улучшает внимание.

Растираем ладошки до образования “ теплого комочка”, одеваем комочек на голову, и крутим мочки уха. Упражнение выполняется 3 раза

- “Ленивые восьмерки”

Данное упражнение активизирует структуры, обеспечивающие запоминание.

Дети рисуют в воздухе в горизонтальной плоскости “ восьмерки” по 3 раза каждой рукой, а затем повторяют эти движения обеими руками.

2. Подготовка к изучению нового материала.

Раскрытие значения слова изыскатель (межпредметная связь с уроками чтения)

На уроке чтения мы с вами познакомились с героями произведения Сергея Голицына. Как они себя называли? (Изыскателями)

-Кого называют изыскателями? ( Тех, кто любит открывать новое, путешествовать).

Гном Всезнайкин тоже решил стать изыскателем. Он отправился путешествовать. Шагает, песню напевает, смотрит на все вокруг.

- Что же он может видеть?

- Как одним словом назвать то, что нас окружает? ( Предметы)

3. Отгадывание кроссворда. Знакомство с новым материалом.

В науке все предметы, которые нас окружают, имеют свое название. Отгадайте кроссворд Всезнайкина и вы тоже узнаете это слово.

(В выделенных клетках должно получиться слово “тело”)

  1. В полотняной стране, по реке Простыне плывет пароход то назад, то вперед. (Утюг)
  2. Течет, течет, не вытечет, бежит, бежит, не выбежит. (Река)
  3. Что же это за девица: не швея, не мастерица, ничего сама не шьет, а в иголках круглый год? ( Елка)
  4. Днем спит, ночью летает, прохожих пугает. (Сова.)

4. Формирование определения понятия “тело” (работа в паре).

Итак, попробуйте теперь сами дать определение, что мы называем телами.

Работа со слайдами: (Приложение1)

Важное у нас есть дело. Мы запомним слово тело.

а) Окружающие нас тела.

Прочитайте. Скажите, какие могут быть тела?

б) Искусственные тела.

Приведите свои примеры искусственных тел.

в) Природные тела.

На какие 2 группы можно разделить природные тела?

г) Тела состоят из веществ.

Игра “Тело – вещество”

Один ученик называет тело, другой вещество из которого он состоит

5. Микроитог (заполнение таблицы в учебнике)

( Учебник А.А. Вахрушев “Обитатели Земли” 2002г. Урок 1, страница 2)

6. Физминутка

“Зоркие глазки” - упражнение для глаз

“ Перекрестное движение”

Данное упражнение активизирует работу обоих полушарий, подготавливает к усвоению новых знаний.

Перекресты на лице: правая рука кладется на левое ухо, а левая рука на нос; меняем положение рук.

7. Введение понятия молекула.

7.1. Постановка проблемной ситуации, проведение опыта.

Беру жидкое вещество, кладу в него твердое тело - кусок сахара. Куда он исчез? ( Сахар растворился в воде. Он распался на мелкие частицы, которые смешались с частицами воды)

7.2 Чтение с заданием. Найти ответ на вопрос “Из чего состоят вещества?”.

(страница 3 )

7.3. Постановка проблемной ситуации. Расположение частиц в телах (использование побуждающего диалога).

Рассмотрите схемы. Как вы думаете, где здесь изображена схема расположения частиц в твердых телах, жидкостях и газах? (В результате обсуждения дети приходят к выводу, что в твердых телах частицы плотно прижаты друг к другу).

7.4. Чтение текста с заданием “ Найдите особенности расположения частиц в жидкостях и газах” ( страница 4)

7.4 Работа со слайдом “Молекулы в движении”. (См. Приложение)

8. Информация для любознательных.

Работа со схемой молекулы воды. (Страница 4)

Рассмотрите схему молекулы воды. Что заметили?

Она состоит из частиц. Эти частицы называются атомы.

Атом – мелкая частица. Мельче, чем молекула. Он нам тоже может пригодиться. В тепло он может превратиться и обогреть наш дом

Рассказ о Сибирском химическом комбинате.

Свойства атома используется на атомных станциях. У нас в городе Северске тоже есть такая станция. Жители нашего города используют тепло, вырабатываемое ею.

9. Проверь себя.

Индивидуальная работа на компьютере.(См Приложение)

10. Итог урока.