Проблемный урок по русскому языку в 4-м классе по технологии Мельниковой Е.Л.

Разделы: Начальная школа


Обучающая цель: научить распознавать спряжение глаголов по неопределённой форме через проблемную ситуацию.

Развивающая цель: активизация познавательной деятельности через решение логических задач.

Воспитательная цель: создание атмосферы доброжелательности между учащимися, учителем и учащимися, стимулирование активного творческого труда.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Учащиеся записывают число и месяц, подчёркивая орфограммы.

2. Минутка чистописания.

На доске:

М.л.ко, к.рова, трава
Врач, б.лезнь, выздор.вление
Д.ма, стр.итель, кирпичи
Простуда, хол.д, б.лезнь

Учитель. Составьте цепочку слов по смысловой закономерности (например: трава, корова, молоко).

Учащиеся.

Болезнь врач выздоровление
Кирпичи строители дома
Холод простуда болезнь

Учитель. Какие буквы пропущены в этих словах? Охарактеризуйте букву.

Учащиеся. В словах пропущена безударная гласная О.

Учитель. Назовите буквы, в написании которых есть элемент « овал».

Учащиеся. Элемент « овал» есть в написании букв О, Д, В, А, Б, Ю, Ф.

Учитель. Составьте цепочку из данных букв и запишите в тетради.

Учащиеся. Самостоятельно составляют цепочки из букв.

Учитель. Объясните, какую закономерность соблюдали в своей цепочке?

Учащиеся. Дети объясняют закономерности. (Например: Я написал эти буквы по алфавиту. Я написала их, чередуя гласные с согласными и т. д.).

3. Словарно-орфографическая работа.

На доске: земледелие, расстояние, космонавт.

Учитель. Найдите лишнее слово по трём и более признакам и узнаем новое словарное слово.

Учащиеся. Слово космонавт лишнее, так как это слово мужского рода, одушевлённое, в нём 3-го слога, начинается с глухого согласного.

Учитель. Объясните значение слова космонавт. Выслушав ответы детей, учитель даёт объяснение слова по словарю русского языка С.И.Ожегова стр. 257: «Космонавт - это тот, кто совершает полёты в космическое пространство».

Учитель. Найдите это слово в словаре, запишите в тетрадь, поставьте ударение. Что можете отметить в его написании?

Учащиеся. В слове космонавт запоминаем орфограммы О и В.

Учитель. Образуйте однокоренные слова к слову космонавт.

Учащиеся. Космонавтика, космический, космос, космодром, космовидение, космооткрыватель космография...

Учитель. Составьте с одним из них предложение, используя глаголы НАБЛЮДАЕШЬ, ИЗУЧАЕМ, ПОМНИТЕ. Обозначьте спряжение глаголов.

Самостоятельная работа детей и последующая проверка: дети читают составленные ими предложения и называют спряжение глаголов. Объясняют правописание безударной гласной в окончании глаголов.

4. Новая тема.

Учитель. Скажите, какие глаголы относятся к 1 спряжению, а какие ко 2 спряжению?

Учащиеся. Глаголы 1 спряжения в форме 3 лица множественного числа имеют окончания – ут( -ют), а глаголы 2 спряжения : -ат(-ят).

Упражнения в распознавании спряжения глаголов.

(2 учащихся работают у доски).

Учитель. Как сказать иначе? Напишите глаголы в 2 столбика по спряжениям.

Обращаться к кому-либо с вопросом (спросить)
Переместить снизу вверх (поднять)
Становиться зелёным (зеленеть)
Сделать чистым (чистить)
Отдавать деньги за покупку (платить)
Бояться опоздать куда-либо (спешить)
Убирать сорняки на грядке (полоть)
Набрать воздух в воздушный шарик (надуть)

Проверка.

Учитель. Вы выполнили моё задание? Как вы его выполнили?

Учащиеся. По-разному.

Учитель. Почему так вышло? Что мы не знаем о глаголах в неопределённой форме?

Учащиеся. Мы не знаем, как распознавать спряжение глаголов по неопределённой форме.

Учитель. Значит, какая тема нашего урока?

Учащиеся. Тема урока: «Распознавание спряжений глаголов по неопределённой форме».

Учитель. Итак, получились разные мнения. Как можно проверить, какой из них верный?

Учащиеся. Мы умеем определять спряжение глаголов по форме 3 лица множественного числа.

Учитель. Определите спряжение данных глаголов.

Учащиеся.

1 спряжение 2 спряжение
Поднимут - поднять
Зеленеют – зеленеть
Полют – полоть
Надуют – надуть
спросят – спросить
чистят – чистить
платят – платить
спешат – спешить

Учитель. Как можно узнать спряжение глаголов по неопределённой форме?

Учащиеся. Глаголы неопределённой формы, оканчивающиеся на -ять, -еть, -оть, -уть относятся к 1 спряжению, а глаголы на –ить – ко 2 спряжению.

Учитель. К 1 спряжению относятся глаголы, неопределённая форма которых оканчивается не только на -ять, -еть, -оть, -уть, но и на –ать, -ыть. Составьте схему к данному правилу.

(Дети обсуждают и оформляют схему в группах, затем вывешивают свои варианты на доску. Выбирается самый оптимальный вариант).

Учащиеся. На доске остаётся запись

1 спряжение - неопределённая форма

-ать
-ять
-еть
-оть
-ыть
-уть

2 спряжение - неопределённая форма -ить

5. Физминутка.

Если услышите глагол 1 спряжения, то хлопаем, а 2 спряжения - топаем.

Платить, ужинать, сеять, ловить, играть, летать, спешить, тянуть, рыть, учить, сеять.

6. Закрепление.

Самостоятельная работа.

Учитель. Выполните упражнение №457 на стр.198.учебника. Напишите глаголы в 2 столбика - по спряжениям.

Проверка выполненной работы. Взаимопроверка.

На доске: боле.шь, спор.м, гуля.шь, зеленее.т, пиш.шь, игра.м, чита.те.

Учитель. Прочитайте написанные глаголы. Поставьте в них ударения.

Учащиеся. Выполняют задание на доске.

Учитель. Какие в данных глаголах личные окончания?

Учащиеся. В данных глаголах безударные личные окончания.

Учитель. Что нужно знать, чтобы правильно написать гласную в безударном личном окончании глагола?

Учащиеся. Чтобы правильно написать гласную в безударном личном окончании глагола, надо знать спряжение глагола. В окончания глаголов 1-го спряжения напишем гласную Е, а в окончаниях глаголов 2-го спряжения – И. (Учащиеся по одному выходят к доске и вставляют пропущенные гласные.)

Работа в группах по карточкам.

1 группа.

ЖУРАВЛИ. В степи между пучками чая танцу.т журавль-красавка. На висках у него косицы. Ветер глад.т и трепл.т их. Но журавлиха танцора не замеча.т. Брод.т и нагиба.тся. Смотр.т по сторонам и охорашива.тся.

2 группа.

КАБАН-СЕКАЧ. Кабан - это дикая свинья. Он брод.т по лесам и похрюкива.т. Дубовые жёлуди подбира.т. Своим длинным рылом землю ро.т. Своими кривыми клыками корни рвёт, наверх выворачива.т. Это он пищу ищ.т.

3 группа.

ЛЕСНАЯ АЗБУКА. Лисий следок похож на след маленькой собачки. Но лиса держ.т лапу в комке. Для этого она крепко сжима.т пальцы. Собака пальцы раздвига.т. Волчий след похож на след большой собаки. Волк идёт шагом и аккуратно ступа.т правой задней ногой в след своей передней левой ноги. Следы его протянулись прямой строчкой в одну линеечку. Это лесная азбука.

4 группа.

КАК ОХОТЯТСЯ ЗМЕИ. С быстротой молнии кида.тся на ящерицу стрела - змея. Змея-яйцеед ест только яйца птиц. Она наход.т птичье гнездо и съеда.т все яйца. Белок и желток она глота.т, а скорлупу выплёвыва.т. Гюрза в жару пряч.тся в камнях у родника и ждёт птиц. Питон чувству.т живое тепло на расстоянии. Он мож.т сразу найти жилую нору.

Учитель. Прочитать тексты. Выписать глаголы, вставляя пропущенные гласные. Указать спряжение глаголов. Образец: бродит – бродить- 2-е спряжение

Проверка. Взаимопроверка групп, оценивание работ.

7. Итог урока.

Учитель. Выбери утверждение. Сегодня я на уроке:

Научилась ( научился) ...
Было интересно....
Было трудно...
Я понял (а), что ....

8. Домашнее задание.

Выполнить упр. 458 стр. 198.

Выписать по пять глаголов 1 и 2 спряжения из произведения К. Булычёва «Консилиум» по учебнику «Родная речь».

Мини- сочинение по теме: «Весенний день».

(Задания разного уровня сложности. Дети выбирают самостоятельно.)