Комфорт. Технология воспитательно-образовательной работы с детьми раннего возраста в группе кратковременного пребывания

Разделы: Работа с дошкольниками


При поступлении в дошкольное учреждение у малышей происходит ломка стереотипов: из знакомой семейной обстановки ребенок попадает в непривычную среду детского сада. Четкий режим дня, новые требования, другой стиль общения, постоянный контакт со сверстниками и др. создают для ребенка стрессовую ситуацию. Возрастная незрелость системы адаптационных механизмов приводит к психическому напряжению, в результате проявляются нарушения в поведении, эмоциональном состоянии, физиологических процессах.

Многолетние исследования показали: существенной особенностью раннего детства является взаимосвязь и взаимозависимость состояния здоровья, физического и нервно-психического развития детей, при этом ведущая роль в развитии детей раннего возраста принадлежит взрослому.

Положительное влияние на течение процесса адаптации оказывает его правильная организация и уровень социализации ребенка.

Важную роль играет формирование таких черт личности, как уверенность в себе, самостоятельность, умение решать «проблемы» в игре, умение устанавливать социальные связи со взрослыми, умение общаться со сверстниками.

Одним из путей снижения адаптационного стресса при поступлении ребенка в дошкольное учреждение, повышению качества жизни ребенка является создание группы кратковременного пребывания для детей раннего возраста. В данных группах реализуется технология воспитания и обучения детей раннего возраста, направленная на повышение адаптационных возможностей ребенка путем формирования у него навыков общения со взрослыми и сверстниками, умения решать «проблемы» в игре.

Целью технологии является социализация детей раннего возраста, сокращение сроков адаптации к условиям ДОУ.

Направления работы в группах кратковременного пребывания:

Работа с детьми:

  • Формирование предпосылок сюжетно - ролевой игры;
  • Формирование культурно - гигиенических навыков;
  • Cенсорное воспитание;
  • Музыкальное воспитание;
  • Развитие изобразительной деятельности.

Работа с родителями:

  • Передача психологических знаний родителям,
  • Создание мотивации на сотрудничество с педагогами ДОУ.

Основные задачи работы с детьми:

1. Сохранение, укрепление и формирование здоровья ребёнка путём создания здоровья - сберегающих условий:

  • оптимальная организация педагогического процесса;
  • создание условий для двигательной активности:
  • формирование основ здорового образа жизни.

2. Формирование положительного отношения к окружающей действительности, на основе активной познавательной деятельности, направленной на ознакомление с объектами ближайшего окружения.

3. Передача социального опыта игры.

4. Создание единого образовательного пространства на основе формирования доверительных партнёрских отношений использованием оптимальных форм взаимодействия сотрудников ДОУ с родителями детей раннего возраста.

На наш взгляд, итогом занятий детей раннего возраста в такой группе должна стать готовность ребенка к приходу в группы ДОУ, которая состоит из следующих компонентов:

1. Коммуникативная готовность:

  • контактность;
  • умение выразить потребности и желания;
  • адекватное реагирование на оценки взрослых.

2. Познавательная готовность:

  • активность на занятиях и в играх;
  • умение доводить начатое до конца;

3. Самостоятельность в выполнении действий:

  • игровых;
  • гигиенических навыков;
  • навыков самообслуживания.

4. Эмоционально-положительное отношение к детскому саду.

Группу кратковременного пребывания посещают дети в течение учебного года (сентябрь-май), 3 раза в неделю по 2 часа вместе с мамой или другими близкими ребенку людьми. Посещение группы организовано впервой половине дня: с 9.00 до 14.00 или во второй половине дня: с 15.00 до 17.00, питание, сон не предусмотрены.

Для реализации технологии необходимы следующее оборудование и материалы для развития у детей движений, речи, конструктивной деятельности, сенсорного развития, мелкой моторики, ролевых и предметных действий, изобразительной деятельности, музыкальных способностей, театрализованной деятельности, ознакомления с природой.

Этапы реализации технологии

I этап:

1. Организация специальной развивающей среды:

  • Приемная, где имеются шкафчики для одежды детей и взрослых, мебель для организации консультаций и семинаров для родителей. Здесь собрана популярная педагогическая литература, размещены медико-психолого-педагогические рекомендации.
  • Умывальная комната.
  • Игровая, где сосредоточен материал, необходимый для формирования игровых навыков и умений, предпосылок сюжетно-ролевой игры.
  • Комната для организованной деятельности ребенка и взрослого, в которой расположен дидактический материал и пособия (в т.ч. и монтессори-материал для детей раннего возраста), направленные на развитие познавательных способностей.

II этап.

Основной задачей этого этапа является сбор информации о ребенке от родителей и других близких ему людей, а также выявление уровня педагогической компетентности родителей. Для этого мы предлагаем родителям заполнить «Анкету - знакомство», написать сочинения на тему «Мой ребенок, его индивидуальные особенности». В сочинениях родители рассказывают о своем ребенке, излагают свой взгляд на проблемы, с которыми сталкиваются. Затем родители получают подборку «Памяток», в которых раскрыты основные подходы к вопросам воспитания и развития детей раннего возраста

III этап.

Данная группа, рассчитанная на воспитание детей в возрасте от 1 до 3 лет, предполагает формирование разновозрастных групп. Педагогическое воздействие осуществляется с учетом разных темпов развития, возрастных и индивидуальных особенностей детей.

img1.jpg (118159 bytes)

Рис. 1. Направление работы в рамках технологии «Комфорт»

На данном этапе детей включают в группу кратковременного пребывания, формируют разновозрастную группу от 1 года до 3 лет, в количестве 10 человек. Первые две недели пребывания в группе с детьми и родителями одновременно работают два воспитателя. Организуют совместную деятельность взрослого и ребенка, разные виды игр при этом особое внимание уделяется играм, направленным на освоение окружающей среды, знакомство с педагогами ДОУ, другими детьми.

Затем функции воспитателей разделяются:

1 воспитатель: осуществляет общую организацию деятельности всех детей и родителей; организует совместную деятельность ребенка и взрослого по направлениям.

2 воспитатель: проводит индивидуальные занятия по развитию речи и сенсорному воспитанию (в специально оборудованной комнате для занятий).

Учитывая специфику группы занятия по развитию речи и сенсорному воспитанию, проводятся 3 раза в неделю с целью реализации принципа повторности и качественного освоения материала.

Занятия, направленные на развитие движений проводит инструктор по физкультуре 2 раза в неделю в соответствии с перспективным планом, в индивидуальной форме.

В работе группы участвуют учитель-логопед. Его деятельность направлена на развитие речевого дыхания, подготовку артикуляционного аппарата детей к произношению звуков, обучению пальчиковым играм. Занятия проводятся в индивидуальной форме 1 раз в неделю.

Музыкальные занятия проводит специалист 2 раза в неделю, участвует вся возрастная подгруппа, т.к. действия детей основаны на подражании.

Преподаватель по изобразительной деятельности занимается с детьми лепкой, рисованием. Занятия по изобразительной деятельности планируются 1 раз в неделю (лепка в чередовании с рисованием).

Длительность занятий зависит от их содержания. Занятия со сменой видов деятельности (физкультурные, музыкальные) могут продолжаться до 10-15 минут; требующие сосредоточенного внимания (развитие речи, сенсорное развитие, лепка, рисование, занятия с логопедом) от 5 до 8 минут.

Основные методы и приемы

На занятиях широко используются наглядные методы (показ предметов, образца, способов действия); словесные (вопросы, указания, объяснения); игровые методы и приемы, сюрпризные моменты, в виду особенности восприятия детей данного возраста рассказ воспитателя используется редко.

В случае, если у ребенка возникают сложности в общении с педагогом, педагогическое воздействие осуществляется через маму или другого близкого ребенку человека, присутствующего на занятии.

Воспитатели постепенно включают родителей в совместные игры, занятия; учат использовать игрушки, предметы, игровое пространство, события происходящие в детском коллективе.

Изменение степени участия родителей в педагогическом процессе происходит по схеме:

img2.jpg (35469 bytes)

Параллельно с родителями ведут просветительскую работу специалисты детского сада. Они организуют семинары-практикумы, консультации; индивидуальные беседы в «Школе раннего развития» по всем интересующим вопросам.

Контроль и анализ развития детей - составная часть воспитательно-образовательной работы в группе кратковременного пребывания для детей раннего возраста, который имеет целью определение индивидуальной направленности психолого-педагогического воздействия и выражается в следующем:

- наблюдении за поведением и развитием каждого ребенка;

- принятии решения о своевременной коррекции воспитательных воздействий.

В контроле за развитием и поведением детей участвуют воспитатели группы. Результаты наблюдении заносят в «Карту развития и поведения ребенка», которая хранится в группе. Карту заводят на ребенка в день поступления в группу и ведут в течение всего периода посещения данной группы.

Во время комплектования групп ДОУ возможен перевод ребенка по инициативе родителей в основную группу ДОУ. При переводе ребенка из группы кратковременного пребывания в группу на полный день воспитатели проводят оценку уровня психолого-педагогической готовности к поступлению ребенка в ДОУ. Перевод осуществляется в случае положительного прогноза адаптации. Если ребенок «не готов», или «условно готов» родителям рекомендуется продолжить посещение группы.

Организация воспитательно-образовательной работы в группе кратковременного пребывания с детьми раннего возраста позволяет решать вопросы адаптации и удовлетворять потребности родителей детей раннего возраста в посещении данной группы.