Урок русского языка во 2-м классе по теме: "Как связаны слова в предложении. Развитие умения ставить вопросы от слова к слову в предложении"

Разделы: Начальная школа


Тема: Как связаны слова в предложении. Развитие умения ставить вопросы от слова к слову в предложении.

Цели:

  • учить находить в предложении грамматическую основу, ставить вопросы от слова к слову, самостоятельно конструировать предложение.
  • обогащать словарный запас детей в ходе наблюдения за лексическим значением слов.
  • развивать связную речь, орфографические навыки, а также умение говорить и читать с правильной интонацией.
  • воспитывать патриотизм в детях.

Оборудование: Ребусы, карточки со словами: собака, народ, дорога, грамматическая основа предложения, подлежащее, сказуемое.

Ход урока:

I. Организационный момент:

– Добрый день, девочки и мальчики!

– Какой замечательный сегодня день! На улице тепло, светит яркое солнышко.

– В нашем классе тоже должна присутствовать тёплая атмосфера, поэтому мы

повернемся, друг другу, и улыбнёмся.

– Молодцы, а теперь присаживайтесь.

II. Тема урока:

1. Минутка чистописания.

О, о, об, ро, до.

2. Словарная работа.

– Повторим написание изученных словарных слов.
– Разгадайте ребусы, запишите словарные слова.

Вывешиваются карточки:

Приложение:

Рисунок 1. СОБАКА

Рисунок 2. НАРОД

Рисунок 3. ДОРОГА

– Проверьте их написание.

– Выполните задания: разделите на слоги, поставьте ударение, подчеркните

орфограммы.

– Составьте 1 предложение с этими словами.

– А я придумала такое предложение и предлагаю его записать:

Собаки помогают пограничникам.

– Кто такие пограничники? (Пограничники – это люди, которые охраняют нашу

границу от врагов.)

– А как собаки могут помогать пограничникам?

– Укажите части речи.

– Найдите главные члены предложения.

– На какие вопросы они отвечают?

– Как подчёркиваются?

3. Введение в новый раздел.

– Прочитайте на странице 59 [Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Пронина О. В. Русский язык.

Учебник для 2 – го класса. Изд. 2 – е, перераб. – М.: Баласс, 2005.] название раздела.

(Связь слов в предложении.)

– Как наши друзья его понимают? (Слова в предложении «дружат», они связаны, и

ребята взялись за руки.)

– Так какова же тема сегодняшнего урока? (Связь слов в предложении.)

– Но не только главные члены предложения связаны между собой. Все слова в

предложении связаны. Чтобы увидеть эту связь, надо уметь правильно и

последовательно ставить вопросы к словам.

4. Наблюдение.

– Прочитайте задание в упражнении 92.

Образец рассуждения после чтения предложения.

– Прочитайте предложение, записанное в образце.

Тихий дождик моросит.

– В предложении говорится о дождике. (Что?) дождик, дождик (что делает?) моросит.

Дождик моросит – это грамматическая основа предложения или

главные члены предложения.

Вывешивается карточка: ГРАММАТИЧЕСКАЯ ОСНОВА ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

– Дождик – это подлежащее, выражено существительным.

– Моросит – это сказуемое, выражено глаголом.

– Поставлю вопрос к оставшемуся слову. Дождик (какой?) тихий.

– Это словосочетание. Связь покажу стрелками.

– Составлю схему предложения.

– Сколько слов в предложении? (3)

– Вместо слова дождик напишу вопрос, на который оно отвечает.

1 – ые 3 предложения разбираются учениками у доски под руководством учителя.

Последние 2 предложения дети выполняют самостоятельно.

– Какой же можно сделать вывод? (Вывод: Слова в предложении связаны по смыслу.

От слова к слову можно задать вопрос.)

5. Работа с правилом.

– Прочитаем правило на странице 60. (Читают хором.)

– Верно ли мы сделали вывод? (Да.)

III. Итог урока:

– Молодцы!

– Какое открытие вы для себя сделали на уроке?

– Мне урок очень понравился, так как вы работали дружно и быстро.