Организация коррекционной деятельности, как одно из условий "школьной успешности"

Разделы: Начальная школа


Одной из важнейших отличительных черт нашего времени являются огромные и продолжающие расти объемы информации, которые приходится усваивать и перерабатывать человеку. Этот процесс роста информации является объективным и остановить его невозможно.

Если учесть, что 90% информации поступает в человеческий мозг через зрительный анализатор, то легко представить, сколь большие нагрузки приходится испытывать органу зрения человека.

Практика научных наблюдений показывает, что у 45-60% детей за первый год обучения в школе ухудшается зрение.

Муниципальное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Начальная школа – детский сад компенсирующего вида» является государственным образовательным учреждением, отрабатывающим новую модель учебного заведения, реализующего принципы непрерывности и преемственности в образовании. В нашем образовательном учреждении проводится работа по лечению и коррекции зрения, воспитанию и обучению детей в возрасте от 2 до 11 лет. У детей такие глазные заболевания, как косоглазие разных видов, амблиопия, гиперметропия, миопия, астигматизм и другие. Данная модель образовательного учреждения позволяет решить проблему профилактики ухудшения состояния зрения через создание щадящих условий обучения, общеукрепляющих, коррекционных, лечебных мероприятий.

Основными направлениями работы образовательного учреждения являются:

  • Обеспечение оптимальных условий для охраны и укрепления здоровья, улучшения зрения, физического, психического и личностного развития дошкольников и младших школьников.
  • Осуществление преемственности и непрерывности в содержании и организации воспитательно-образовательного процесса с продолжением лечения глазной патологии.
  • Обеспечение дошкольного и начального образования в соответствии с Государственным стандартом.
  • Предоставление психологического комфорта для детей.

В специальном образовательном учреждении, как наше, в окружении сверстников с нарушением зрения, ребенок не видит ничего необычного в ношении очков, окклюдоров и выполнения упражнений по коррекции зрения.

Зная особенности патологий зрения, будучи знакомыми с принципами воздействия, понимая зрительные возможности младшего школьника, систематически консультируясь с врачом-офтальмологом, поддерживая в ребенке интерес к лечению, убеждая его в наличии положительного результата, педагоги становятся участниками возвращения детям возможной полноты зрительных функций.

Таким образом, коррекционная работа выступает, как одно из важнейших направлений обучения детей с нарушением зрения. Коррекция в тифлопедагогике определяется как система педагогических мероприятий, направленных на преодоление недостатков психического и физического развития детей.

Коррекционное воздействие помогает преодолеть недостатки психического развития, связанного со зрительными дефектами (в развитии восприятия, мышления, памяти, речи), а также недостатки в физическом развитии (в ориентировке в пространстве, осанке, моторике, координации движений).

Мы рассматриваем коррекционно-педагогическую работу приоритетно к результату (компенсации), ибо вся педагогическая сущность в качественном и количественном объеме заключена именно в ней.

Компенсация – это восстановление нарушенного зрения в результате перестройки функциональных особенностей организма.

Коррекция первична, а компенсация вторична. Это - тесно связанные процессы, которые обуславливают друг друга и не могут рассматриваться один без другого. Цель коррекционной работы непосредственно связана с результатом, т.е. с компенсацией. (см. Приложение № 1)

Эффективность коррекционно-педагогической коррекции зависит от того, насколько этот процесс связан с медицинской коррекцией. Эти два процесса взаимосвязаны и, несмотря на существующие особенности и профессиональную направленность, выполняют общее дело.

Педагоги и медицинские специалисты совместно решают проблемы лечения и оздоровления, утомляемости детей, освещенности помещений и многие другие вопросы.

Системный и комплексный подход к проблеме коррекции позволил нам выделить 4 важнейших формы организации деятельности по преодолению недостатков в психофизическом развитии младших школьников с нарушением зрения.

В основу классификации были положены место, условия и цели проведения коррекционно-педагогической работы.

  1. Во-первых, это коррекционная направленность образовательного процесса, которая осуществляется на всех уроках. Общеобразовательные цели и задачи уроков, воспитательных мероприятий обязательно объединяем с целями коррекции. Важно органично соединить изучаемый материал по разным предметам с коррекционно-педагогической работой, определить, какие виды и приемы педагогической коррекции наиболее рационально и эффективно можно использовать при изучении той или иной программной темы.
  2. Далее включаем в классификацию специальные коррекционные занятия, которые ориентированы на преодоление вторичных отклонений (в развитии памяти, мышления, компенсации двигательных навыков и т.д.). Методика этих занятий, коррекционные приемы и способы направлены на получение конечного положительного результата. Это уроки психологического развития, логопедии, ритмики, индивидуальные занятия с тифлопедагогом, ЛФК.
  3. Следующий момент в классификации – коррекционные занятия в семье Они проводятся родителями по рекомендациям педагогов, дефектолога-тифлопедагога, логопеда, социального педагога. Наша задача организовать для родителей широкую консультативную помощь, в ходе которой показать необходимые приемы, способы, средства коррекции, нормативные физические и зрительные нагрузки.
  4. И, конечно, нельзя в классификации педагогической коррекции не отметить самокоррекцию. Она осуществляется самими детьми. Знания, умения и навыки, полученные на уроках, в ходе воспитательных и других мероприятий закрепляются и совершенствуются в процессе самостоятельной, познавательной, трудовой, коммуникативной деятельности. Педагоги наблюдают и контролируют процесс самокоррекции, содействуют его совершенствованию. Тем самым у детей формируется осознанное отношение к своему здоровью.

Какие же технологии коррекционной педагогики мы используем для получения позитивных, успешных результатов в обучении, воспитании и лечении наших учащихся?

1. Осуществление индивидуально-дифференцированного подхода к детям.

Данная технология становится основой всей коррекционной работы. Это является темой экспериментального проекта нашего образовательного учреждения, который осуществляется в рамках ФЭП «Внедрение модели индивидуально-дифференцированной помощи детям с нарушением зрения в условиях образовательного учреждении «Начальная школа – детский сад».

Глубокое изучение личности каждого ребенка – работа педагога- психолога. Она обследует детей, дает рекомендации учителям и воспитателям ГПД для выбора психолого-педагогического воздействия. Важным документом для определения и выбора дифференцированных форм обучения, создания индивидуальных траекторий обучения и развития являются индивидуальные карты на каждого ученика.

Считаем индивидуально-дифференцированный подход, как проявление творчества учителя по отношению к личности учащегося. Он помогает более качественно и целенаправленно проводить педагогическую коррекцию.

2. Организация уроков с учетом гигиенических требований.

В организации уроков очень важно сохранение работоспособности слабовидящих младших школьников. Учителя используют информацию о том, что у учащихся с нарушением зрения в первые 5-10 минут урока отмечается низкая работоспособность. Наибольшая работоспособность наблюдается между 10 и 20 минутами. В последние 10-15 минут работоспособность снижается.

При организации урока обязательно учитываем требования к освещению, учебному оборудованию. Руководствуемся Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.1. 1249-03»

3. Дозирование зрительной нагрузки.

Во время проведения уроков педагоги учитывают допустимую продолжительность непрерывной зрительной нагрузки, длительность активного внимания учащихся.

4. Переключение с одного вида деятельности на другой.

После работы, связанной с интенсивной деятельностью зрительного анализатора, переходим к работе, во время которой основная нагрузка падает на слуховой анализатор.

Смена видов деятельности способствует повышению работоспособности.

5. Включение в уроки коррекционных пауз и физминуток.

Коррекционные паузы проводятся в режиме в течение дня, но особенно они важны во время учебного процесса.

В коррекционные паузы включаем разнообразные упражнения для глаз, точечный массаж, пальчиковую гимнастику.

Используем их несколько раз в течение урока, особенно после напряженного зрительного труда.

Проводя коррекционные паузы, стараемся соблюдать следующие принципы:

  • системность воздействий;
  • постепенное увеличение коррекционной нагрузки;
  • индивидуально-дифференцированный подход, в зависимости от состояния здоровья ученика;
  • сочетание коррекционных упражнений с учебными задачами урока.

Кроме коррекционных пауз, для предупреждения утомления, улучшения общего состояния проводим физкультминутки. Часто они имеют коррекционную направленность, т.е. упражнения сочетаются с гимнастикой для глаз.

Если продумать, как будет связана физкультминутка с содержанием урока, то переход урока к физкультминутке совершается легко.

6. Использование методики доктора медицинских наук В.Ф. Базарного.

Одна из технологий доктора медицинских наук В.Ф. Базарного, которую мы используем – это периодическая смена поз, т.е. перевод из положения сидя в положение стоя. С этой целью используем в начальных классах конторки. По мере адаптации к такому режиму у детей возникает внутренняя потребность к занятиям в положении «стоя». Лучший вариант, когда дети меняют позы через каждые 15 минут.

В смене поз принципиально важным является свобода выбора. Это самый главный момент режима динамических поз.

Следующая технология В.Ф. Базарного – это использование сенсорно-координаторных тренажей. Она заключается в следующем: в четыре верхних углах класса находятся яркие изображения, лучше сюжетные. Непременное условие к изображению – детали должны четко просматриваться с разных мест класса. Под каждой картиной помещены цифры: 1-2-3-4. Учащиеся на уроке по указанию учителя фиксируют взгляд по очереди на соответствующей данной цифре картине. При этом они совершают синхронные движения глазами, головой и туловищем. Также режим счета может задаваться и в случайной последовательности, например: 1-3-4-2 и более быстром темпе.

7. Обязательное использование наглядности.

Пословица говорит: «Лучше увидеть один раз, чем сто раз услышать». Учителя широко используют разнообразные наглядные методы: сигнальные карточки, таблицы, картины, схемы, фотографии, ребусы, кроссворды и т.д. Это помогает качественно объяснять учебный материал. Усвоение его во время урока облегчается, если ученик не только воспринимает объяснение на слух, но и рассматривает наглядные пособия. Для детей с нарушением зрения наглядность имеет большое значение.

Учебно-наглядные пособия стараемся подбирать так, чтобы одновременно соответствовать лечебно-офтальмологическим и педагогическим требованиям, т.е. способствовать решению конкретных лечебных задач и вызывать у детей интерес к уроку.

Частая смена видов работ на уроке способствует снятию зрительного напряжения и улучшает внимание учащихся. Таким образом, решаются коррекционные задач.

Одной из технологий коррекционной педагогики мы считаем коррекционно-развивающие ресурсы игры.

Игра занимает значительное место в режиме жизнедеятельности наших учащихся. Она выступает, во-первых, как форма, в которой наиболее успешно может осваиваться содержание урока; во-вторых, как эмоциональная опора личности, обеспечивающая психологический комфорт; в-третьих, как элемент творческого самовыражения.

Педагоги строят игры как на учебном, так и не учебном материале и включают их в структуру любого урока, а также в режим группы продленного дня.

Очень полезны в плане коррекции лечебно-оздоровительные игры: подвижные, спортивные.

Большим потенциалом для воспитания у школьников интеллектуальной готовности, любознательности располагают досуговые, интеллектуальные игры типа «Что? Где? Когда?», «Счастливый случай», «Звездный час».

О любой работе лучше всего судить по результатам.

Периодическое внесение в процесс уроков сенсорного разнообразия, переключение ближнего зрения на дальнее, а также активизация зрительно-координаторного чувства с помощью интенсивных движений способствуют не только предупреждению утомляемости детей, но и поддерживают естественный ход психофизического развития ребенка с нарушением зрения.

Использование различных технологий коррекционной работы, дружеское принятие ребенка таким, какой он есть всеми участниками педагогического и медицинского сообществ, создания при этом ситуации успеха способствуют повышению уровня «школьной успешности».

У младших школьников возросла доброжелательность во взаимоотношениях, что повлияло на улучшение межличностных отношений в классных коллективах. Очень редко наблюдаются признаки агрессии. Дети дружны, активны в жизни класса и школы.

Анализ успеваемости показывает стабильные результаты. Успеваемость и качество знаний младших школьников в сравнении по учебным годам выглядит следующим образом:

Учебный год 2001-2002 2002 -2003 2003 - 2004 2004 -2005
Успеваемость 93,8% 96,7% 98,2% 100%
Качество знаний 55% 55,9% 56,9% 56,9%

Наши выпускники легко адаптируются к обучению в среднем звене в «большой» школе и успешно учатся. Отслеживание выпускников показывает, что даже учащиеся с «проблемами» продолжают хорошо учиться, занимают активную жизненную позицию в жизни класса и школы.

Наши учащиеся ежегодно участвуют в городских предметных олимпиадах, международном математическом конкурсе «Кенгуру», всероссийском конкурсе по языкознанию «Русский медвежонок». Даже незначительные успехи ребят радуют нас. Но есть и призеры.

Ежегодно младшие школьники участвуют в городских конкурсах детского рисунка, организованных городской Картинной галереей:

2001 г. – «Вифлиемская звезда».
2002 г. – «Вот мир, который построил Я».
2003 г. – «Радуга над городом»
2004 г. – «Служба спасения 01»..
2005 г.- «Великой Победе посвящается» и всегда отмечаются поощрительными призами.

Мы тесно сотрудничаем с городской детской библиотекой «Первоцвет». Дети являются ее активными читателями и участниками всех мероприятий. В 2005 году ученики 4 класса совместно с библиотекой участвовали в областном конкурсе «Хоровод жемчужин вокруг Байкала», получили диплом.

Результаты школьной успешности обсуждаются на педсоветах, школьных МО, медико-психолого-педагогических консилиумах, выявляются проблемы, намечаются пути их решения.

Таким образом, считаем, что коррекционная деятельность в специальном образовательном учреждении проводится в системе чёткого взаимодействия учителей начальных классов, воспитателей групп продлённого дня, родителей, медицинских специалистов и детей, т.е. осуществления педагогики сотрудничества.