Учебно-методические использования звуковой среды в сельской школе

Разделы: Администрирование школы


Проблемой здоровья Кеульская школа занимается уже шесть лет. Педагогический коллектив решает данную проблему в новой педагогической ситуации – сегодня это развитие личности как индивидуальности. Наша задача заключается в необходимости помочь учащемуся познать и сотворить себя, задача учить детей сообразно с природой каждого, приспосабливая способы и условия обучения к ребёнку, а не наоборот. Для нас актуальным явилось создание в школе здоровьесберегающего пространства.

Современная наука о здоровье называет большое множество проблем современного ученика в школе при традиционном подходе в обучении. Вот некоторые из них. Качественно-информационный стресс, то есть проблема право- и левополушарных детей. Не секрет, что традиционная школа ориентирована в основном на левополушарных учащихся. О существовании такой проблемы говорил ещё советский математик Б. В. Раушенбах: «Человеческое сознание складывается из двух составляющих (соответственно, левое и правое полушария человеческого мозга): рациональное (на нём держится наука, промышленность, здравый смысл и т. д.) и иррациональное. Сейчас мы склонны ценить рациональное гораздо выше. Но это досадный перекос. Ценнейших человеческих качеств мы не досчитались бы, сводись человек к одному лишь рациональному началу. Такое понятие, как «милосердие», рационально объяснить нельзя, потому что рациональное милосердие – это уже не милосердие…». Учащиеся правополушарные имеют образное эмоционально-чувственное невербальное мышление. Для них важны так называемые эмоциональные качели. Ещё одной проблемой является гипердинамический синдром, который должен корректироваться правополушарной нагрузкой. Не меньшой проблемой в учении для некоторых детей является и межполушарный перенос, когда ребёнку нужно преобразовать один вид информации в другой (образ в знаково-символьную форму и наоборот). Разной силой обладает и нервная система у наших учащихся. Снятие её утомления так же должно сопровождаться правополушарной нагрузкой. Важным моментом является соблюдение эргономики урока в отношении его трудности, насыщенности и эмоциональности, для коррекции вышеназванных проблем. К коррекции проблем приводит включение мультисенсорности на уроке, так как при ней учитывается воздействие на все анализаторы ребёнка при получении информации. В конечном итоге все названные проблемы приводят ещё к одной – тревожности. Наука рекомендует для решения данных проблем правополушарную нагрузку на учащихся в учебном процессе.

Использование звуковой среды в учебном процессе позволяет реализовать один из приёмов такой нагрузки и решать задачи коррекции многих проблем выделяемых наукой о здоровье учащихся. Создание звуковой среды в Кеульской школе является составной частью всего здоровьесберегающего пространства. Это позволяет решать не только здоровьесберегающие и коррекционные задачи, но и нравственные. «В настоящее время наука становится главной, - писал Л. Н. Толстой. – Но это противоречит истине, надо начинать с нравственности, остальное придет потом, более естественно, легко, с новыми, возросшими за это время силами». Возможности звуковой среды педагоги школы используют через разные формы – урок, учебный план образовательного учреждения, через внеклассную работу, через детскую организацию «Подросток».

Звуковая среда на уроке может решать одновременно несколько задач. Ресурс звука поистине неисчерпаем. Первым с чего мы начали – это простое использование музыкального фона при решении какой-либо учебной задачи. Музыка включалась при решении заданий, при выполнении практической работы и тому подобное. Это в основном спокойная мелодичная музыка, такая как этюды Чайковского «Месяцы года», например этюд «Январь», или звуки природы. С накоплением опыта по данной проблеме мы провели тестирование учащихся на основные анализаторы при приёме информации. Картина, которую мы получили, разбила учащихся на две группы: учащихся предпочитающих видеть получилось 65 %, а учащихся предпочитающих слышать 35%. Мы изучили влияние звуковой среды на человека и стали применять звук более сознательно. Для повышения продуктивности учащихся на уроках мы стали использовать звуковые сигналы при смене видов деятельности на уроках, при переходе с одного этапа урока на другой, особенно успешно это применяется в начальной школе. Звуковые сигналы позволяют переключить внимание учащихся. Кроме этого компенсаторные возможности звука стали использоваться во время релаксационных пауз и физминуток на уроке. Такими звуками стали звуки природы, она лечит стресс, успокаивает нервы, благоприятно действует на организм, улучшает настроение и нормализует обменные процессы. Это музыка бегущего ручейка, пения птиц, завывания ветра, стрекотания сверчков и цикад, шума морского прибоя, журчание воды в источнике, шелест листвы и травы, стука дождевых капель. Так же очень эффективно слушать в зимние морозы звуки летней деревни, это всегда неожиданно для ребят и вызывает улыбку, таким образом, поднимает настроение, а значит комфортность на уроке. Применение таких звуковых пауз позволило более эффективно восстанавливать силы учащихся. Многие учителя используют возможности звука и для актуализации учебного материала, обогащения звукового кругозора учащихся, а так же включение правополушарного воздействия на приём новой информации. Например, те же звуки природы: шум прибоя, бури, грозы, дождя, голоса животных и птиц, звуки разных природных зон – тайги, джунглей, пустыни широко используются на уроках географии и биологии. Использование фонотеки Большой энциклопедии Кирилла и Мефодия позволяет уделить больше внимания этнографическим звукам, при прослушивании этих мелодий создаётся ассоциативный образ народа, страны, региона. Ребята начинают находить связи между разными народами по их национальным мелодиям, которая отражает темперамент народа, его самостильность. Эти звуки оказывают на учащихся не только компенсаторное, но и развивающее влияние – развивают ассоциативную память, а в традиционной школе это одна из больших проблем. На уроках литературы педагоги используют мелодии для описания образов литературных героев и даже целых произведений. Такой приём использования звука на уроке позволяет снять тревожность учащихся, создать большую комфортность, создаёт ситуацию успеха правополушарных детей. Во многом помогает решить проблемы, о которых говорилось с начала. На уроках и внеклассных мероприятиях педагоги школы используют мелодии разных инструментов. Сейчас наукой уже доказано лечебное воздействие звуком. Многие музыкальные инструменты оказывают лечащее воздействие. Скрипка – благотворно действует на меланхоликов. Альт – при нарушении нервной системы и упадке сил оказывает хорошее действие на флегматиков. Арфа – помогает при истерии. Флейта – при заболеваниях бронхиальной системы и несчастной любви. Кларнет – помогает при подавленном состоянии. При депрессии и психозе – показаны элегии, ноктюрны и колыбельные. Бессонница – «Грустный вальс» Сибелиуса, «Мелодия» Глюка, «Грёзы» Шумана, пьесы Чайковского. Проблемы головной боли решаются прослушиванием «Венгерской рапсодии» Листа, «Фиделио» Бетховена, «Американец в Париже» Гергивина. Успокоить нервы помогут «Колыбельная» Брамса, «Свет луны» Дебюсеи, «Аве Мария» Шуберта, мазурки и прелюдии Шопена, вальсы Штрауса. Раздражительность и озлобленность снимает «Лунная соната» Бетховена, «Кантата № 2» Баха, «Симфония» Гайдна, «Итальянский концерт» Баха. Стойко снижают кровяное давление: музыка из балета «Лебединое озеро» Чайковского, ноктюрн ре минор Шопена и концерт ре минор для скрипки Баха. На организм оказывает влияние и просто произношение звуков. Этот приём в последнее время стал применяться на уроках биологии. Влияние на организм различных звуков следующее:

Звук «И» - вибрируют голосовые связки, гортань и уши, возникают колебания в голове, выводятся из тела вредные вибрации.

Доктор тибетской медицины В. Востоков так рекомендует произносить звук «И»: «Попробуйте издать сильный и пронзительный звук И-и, раздвинув губы, как в улыбке. Делайте это не в виде пения, а скорее, в виде крика издалека. Звук должен быть ровным и одной высоты в начале, середине и в конце. Нельзя начинать мощно, а заканчивать слабым писком; остановитесь раньше, чем вам не хватит дыхания, так как перед концом звука всегда должен оставаться небольшой запас воздуха. Отдохните и повторите 2 – 4 раза. Вначале не больше. Постепенно вы заметите воздействие колебаний на голову, возникают очень приятные ощущения. Это помогает очистить мозг, глаза, нос, уши и создаёт впечатление выдоха.

Звук «А» заставляет вибрировать грудь и приводит в действие всю звуковую гамму в организме, даёт команду всем клеточкам настроится на работу. В то же время происходит углубление дыхания и увеличение потребления кислорода.

При звуке «О» вибрирует грудь, но уменьшается глубина дыхания. Мантра «ОУМ» резко уменьшает глубину дыхания, а звуки «ОО – ХАМ» оказывают выраженный лечебный эффект.

Звук «Н» заставляет вибрировать головной мозг, активизирует его правую половину и лечит болезни мозга, а также активизирует интуитивные процессы и творческие способности.

Звук «В» исправляет неполадки в нервной системе, головном и спинном мозге.

Звук «Е» - особый вибрационный звук. Он используется практически во всех сочетаниях. Этот звук – чистильщик нашего организма от грязи. Он создаёт вокруг человека энергетический барьер для защиты от энергоинформационного загрязнения.

Звук «М» - замечательный звук. Не случайно одним из первых слов в жизни ребёнок произносит слово «мама»: этот звук определяет энергетическую связь матери и ребёнка. Если нарушаются вибрации этого звука, нужно подумать об отношениях матери и ребёнка. Этот звук – любовь и покой. Особенно важна эта вибрация в подростковом возрасте, когда идёт перераспределение энергии. Кроме того, звук «М» действует на сосуды головного мозга. Поэтому звуки «М – ПОМ» оказываются полезными при склерозе мозговых сосудов.

Сердечники должны сначала укрепить сердце коротким ОМ – МАНИ – ПАДМЕХУМ (на одном дыхании).

Звуки «ПАА – МЕИ» усиливают лечебный эффект.

Звуки «РЭ» помогают снять стрессы, страхи, заикание

Звуки «ТЭ» - очищают душу от тяжести, укрепляют сердечно-сосудистую систему.

Звук «У» - вызывает колебания в глотке, гортани. Укрепляет уверенность в своих силах.

Звуки «СУ» - вызывают колебания в нижней части лёгких.

Звук «Я» - укрепляет уверенность в своих силах. На звук «Я» работают семь рефлексов. Этот звук – резонатор. И генератор психологических процессов, он восстанавливает связь через разум с больными органами. Слово «семья» отражает эти семь психорефлекторных воздействий, гармонию и психическую энергию. Многократное произношение «Я» избавляет от боли, усиливает биоэнергетику и гармонизирует работу всего организма.

Звук «Ч» - это вибрация чистоты организма. При её нарушении возникает бессонница, мучает совесть, беспокоят чувства. Восстановление этой вибрации возвращает способность любить и чувствовать.

Звук «Э» - вызывает колебания в железах, в мозгу. Его используют в народе для снятия сглаза и порчи.

Звуки «ШЭ» и «ЩЭ» - очищают организм, успокаивают нервную систему, благоприятно действуют на головной мозг.

Звук «Х» - очищающий. Имя Христа начинается с этого звука. Изменения его вибраций говорит о том, что есть нарушение в душе человека. Грехи и болезни порождают всё новые страдания. Поэтому восстанавливая общие звуковые вибрации, мы очищаем душу от грехов, привносим туда положительную энергию, снимаем груз с души.

Звуки «ХА – ХА, ХО – ХО», по преданию древних изгоняют духов болезни, потому что мы смеёмся над ними и в тоже время призываем помощь для очищения души и тела.

На уроках биологии всегда интересно выполняются рекомендованные упражнения на дыхание «Подружитесь со своим голосом», после прохождения тем по гигиене. Часто на уроках сначала в начальной школе, а теперь и в старшей школе можно услышать скороговорки, которые так же выполняют релаксационную функцию. Правила произношения скороговорок:

1. Сделать вдох с участием диафрагмы и мышц живота (короткий вдох, как-будто вы удивились).

2. Произносить скороговорки надо на одной высокой ноте, добиваясь чёткости произношения каждого звука и скорости говорения.

СКОРОГОВОРКИ:

У перепела и перепёлки пять перепелят.
Вставай, Архип, петух охрип.
У воза – овца, на возу – пуд овса.
У Сашки в кармашке шишки и шашки.
Колотил Клим клин, колотил да не выколотил.
Не прибирает Домна дом, а у Домны дом вверх дном.
Прокоп полол укроп, полол и пропалывал.
Есть Кирилл присел, да кисел кисель.
Бредут бобры в сыры боры. Бобры храбры – для бобрят добры.

Учебный план школы позволяет реализовать компенсаторную функцию звуковой среды через включение таких предметов как «народное творчество» и «Областные стили». Они помогают на основе этнокультурного подхода создать благоприятную учебно-воспитательную среду, способствующую развитию каждого ребёнка, учат его «слушать и слышать» народную песню, воспитывают в детях хороший вкус, снимают тревожность. Часто наблюдается, что ребёнок не проявивший себя в основных предметах, на уроках народного творчества раскрывается - поёт, танцует, создаётся ситуация успеха для него.

Звук позволяет выплеснуть отрицательные эмоции, восстановить силы и адаптироваться детям с ослабленной нервной системой. С этой целью на переменах в нашей школе организованно проводятся подвижные игры с младшими школьниками. Во время игр громко поются речёвки и прибаутки. Такие игры проводят с младшими школьниками ребята из школьной детской организации «Подросток», племенной союз «Няньки».

Деятельность школьной детской организации так же является частью здоровьесберегающего пространства школы. Так основу племенного союза «Затейники» составляют ребята из фольклорного ансамбля «Теремок». Ребята поющие уже семь лет в ансамбле являются звёздами не только школы, но и области. Ансамбль заслужил известность среди фольклорных коллективов по всей области, это тоже ситуация успеха, уже на более высоком уровне в жизни ребят. «Теремок» успешно выступает на многих концертах, отмечен высокой оценкой и принимал участие в съёмке программы «Играй гармонь».

В заключении хотелось бы отметить результаты целенаправленного использования звуковой среды в рамках здоровьесберегающего пространства школы. Мониторинг показателей тревожности по МОУ «Кеульская средняя общеобразовательная школа» за последние три года показал спад почти по всем её видам: общая тревожность упала с 17% до 3%, переживание социального стресса с 7% до 2%, страх самовыражения с 22% до 17%, проблемы и страхи в отношении учителей с 12% до 2%. Остался почти на том же уровне страх перед проверкой знаний: был 31%, стало 30%, но уже то, что он не растёт можно рассматривать как успех.

Гармония между сердцем и разумом, телом и душой – залог здоровья человека. Нам всем изо дня в день приходится преодолевать последствия стресса. Для этого существует множество разнообразных средств, но, по мнению большинства психотерапевтов, самое действенное из них – музыка и звуковая среда. Для нашей школы решение этой проблемы только приоткрылось и велико поле деятельности в будущем перед педагогами, занимающимися этой проблемой. Ещё предстоит разработать просветительскую программу работы с родителями по данной проблеме, внедрить использование звуковой среды более широким кругом педагогов, обобщение опыта использования звуковой среды, дальнейшее изучение её влияния на учащихся школы.