Исследовательская деятельность как компонент творческого потенциала личности школьника

Разделы: Начальная школа, Общепедагогические технологии


Начальная школа является фундаментом общего и специального (профессионального) образования. Именно в этот период начинается формирование личности, характера, способов мышления и деятельности.

Одной из важнейших задач, стоящих перед учителем начальных классов, является формирование у ребят готовности и способности самостоятельно, творчески осваивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.

Формирование этих умений лучше всего происходит, когда дети вовлечены в поисково-исследовательскую деятельность. Наблюдая за учениками во время такой работы, понимаешь, что они выполняют данную работу не только ради конечного результата. Им интересен сам процесс работы: наблюдения, опыты, расчеты, эксперименты, сравнение полученных результатов – все, что помогает сделать правильный вывод, совершить открытие.

Исследовательская работа проводится как на уроках базисного цикла (окружающий мир, труд, математика, литература, русский язык), так и на уроках дополнительного образования. Исследования на уроках дополнительного образования строю по методике А.И. Савенкова [1].

Чаще всего такая работа строится на основе естественного стремления ребёнка к самостоятельному изучению окружающего мира в малых группах, что способствует еще и развитию устойчивых коммуникативных навыков:

  • организация внутригруппового сотрудничества и делового общения;
  • совместная выработка решений;
  • разрешение демократическим путём конфликтных ситуаций.

Например, при изучении темы: “Снег и его свойства” была проведена экскурсия.

Перед экскурсией в классе каждая группа (одного уровня способностей) получила карточку с заданиями и необходимый инвентарь.

Карточка 1. Рассмотрите снежинки. Зарисуйте их формы. Подготовьте ответ на вопрос: “Почему хрустит снег?”

Карточка 2. Перед уходом на экскурсию оставьте плошку со снегом в классе. Во время экскурсии проведите наблюдения, эксперименты и приготовьте ответы на вопросы. (С какими изменениями в природе связано появление снега? Сравните снег с квадратами из цветной бумаги, определите цвет снега. Положите слой снега на цветную открытку, определите прозрачность снега. Имеет ли снег запах? Попробуйте из снега вылепить фигурку. Каким бывает снег в морозную погоду и в оттепель?) После возвращения с экскурсии посмотрите, что произошло со снегом в теплой комнате. Что такое снег?

Карточка 3. Проведя необходимые измерения и записи, постарайтесь сделать вывод: что общего между снегом и шубой?

Определите температуру воздуха. Измерьте температуру на почве под тонким слоем снега (до 10 см). Измерьте температуру на почве под толстым слоем снега (более 15 см).

Составьте модель-схему зависимости животных и растений от толщины снежного покрова, используя слова данных столбцов.

Мало снега
Много снега
растения
животные
зимуют хорошо
легче находить корм
трудно находить корм
зимуют плохо, вымерзают

По возвращении с экскурсии во время фронтальной работы в классе дети рассказали о том, какие сведения о снеге они получили, как проверяли эти факты.

В ходе дискуссии получили:

  • научно-обоснованные знания о снеге (суть явления природы);
  • установили причины связи температуры воздуха с осадками, состоянием земли, жизнью растений и животных;
  • вывели закономерность зависимости жизни растений и животных от толщины снежного покрова, смоделировав ее.

Хотя каждая группа выполняла работу по своим возможностям, но цель урока была достигнута общими усилиями, и все без исключения получили удовлетворение от проделанной работы.

Часто на уроках труда провожу микроисследования. Например, при изготовлении “лягушки” способом оригами, необходимо получить из прямоугольника квадрат способом отрывания лишней части листа по линии сгиба (без ножниц).

Учащиеся складывают лист бумаги, проглаживают линию сгиба пальцем, карандашной резинкой или специальной гладилкой. Растягивая лист в противоположных направлениях, они разрывают его и убеждаются, что линия разрыва совпадает с линией сгиба. Затем учащиеся пытаются разорвать точно такой же лист в таком же направлении без предварительного складывания. Линия разрыва при этом не получается ровной и прямолинейной, она отклоняется в сторону. Это помогает детям сделать правильный вывод: при сгибании и проглаживании многие волокна поломаны, прочность ее становится меньше, она разрывается легко и точно по заданной линии.

Формирование навыков ведения исследования происходит во время проведения практических работ. Именно здесь дети учатся использовать теорию на практике. Чаще всего такая работа ведется в парах (учитель оказывает помощь только паре со слабыми учебными возможностями.) Этот вид деятельности способствует осознанию целей предстоящей работы, анализу задачи и условий ее решения, составлению плана, определению срока выполнения, тщательному контролю качества работы.

Постепенно учащиеся овладевают способами и приемами, необходимыми для осуществления самостоятельной поисковой деятельности, такими, как:

  • умение видеть проблемы, вырабатывать гипотезы;
  • умение наблюдать, работать с научной литературой;
  • умение проводить эксперименты;
  • умение давать определения и понятия.
  • умение делать сравнения и выводы.

Готовясь к фестивалю “Мои первые открытия”, ребята проводят индивидуальные исследования по теме, которую выбирают сами. Я стараюсь помочь каждому ученику правильно ее выбрать.

Тема должна быть доступной: соответствовать возрастным особенностям детей. При ее выборе следует учитывать сочетание желаний, интереса и возможностей. Выбирая проблему, нужно учитывать наличие необходимых средств и материалов, интерес и жизненный опыт ребенка.

Работая по выбранной теме, рассматривая ее всесторонне, дети учатся нестандартно смотреть на традиционные предметы и явления, отмечая и фиксируя самые интересные факты, которые помогают доказать свою точку зрения в том случае, если возникают противоречия.

Эта деятельность через наблюдение, сравнение, сопоставление, оценивание конструкторских решений, способов и качества выполненных работ у ребят расширяет кругозор, активизирует мыслительную деятельность, что способствует их умственному развитию, умению творчески подходить к решению поставленной задачи.

Чтобы представить результаты учебного исследования на фестивале, учащимся нужно:

  • структурировать собранный материал, определив главное и второстепенное;
  • дать определения основным понятиям;
  • отобрать наиболее интересные данные и неожиданные результаты, полученные в ходе исследования.

В этом я оказываю детям консультативную помощь, но право выбора остается за ребенком.

К своему выступлению дети делают рисунки, таблицы, графики, чертежи, доказывая и себе, и окружающим свою точку зрения.

Немаловажно и то, что, защищая свою тему, ребята не теряются и отвечают на вопросы, заданные слушателями из зала по теме исследования. Такая форма защиты своей работы учит детей ораторскому искусству, умению общаться с аудиторией.

Теплый прием своих товарищей вселяет в них уверенность и желание провести новое исследование. Ведь ничто так не окрыляет ребенка, не укрепляет веру в себя, как удача. Дети убеждаются в том, что экспериментов бояться не надо, наоборот, только они могут развеять возникшие сомнения.

Умение добывать знания в процессе поисковой деятельности (под руководством учителя и самостоятельно) дает возможность решать учебную задачу творчески, развивать воображение и мышление, а также контролировать и оценивать свою деятельность.

В результате вовлечения ребенка в исследовательскую деятельность происходит развитие познавательной потребности и потребности в творческой деятельности у младших школьников, повышение уровня самостоятельности при поиске и усвоении новых знаний, т. е. формируются общие умения и навыки учебной работы: познавательные, практические и организационные.

Хочу привести конспект урока развития творческих способностей, проведенный в 4-м классе.

Урок развития творческих способностей

(4 класс)

Тема. Наша классная комната.

Задачи урока.

  • Через исследовательскую деятельность подвести детей к выводу, что комната соответствует нормам: созданы все условия для сохранения здоровья во время занятий.
  • Учить детей проводить исследовательскую работу, пользуясь известными им приемами и способами. Способствовать овладению техникой исследовательского поиска.
  • Формирование умения работать в группах, чувства ответственности за выполнение порученной тебе части общего дела.
  • Развивать логическое мышление, умение наблюдать и делать соответствующие выводы.

Цель для учащихся. Сделать измерения, расчеты, провести опыты, поработать со справочной литературой, сравнить полученные результаты с нормами СанПиНа, сделать вывод.

Оборудование. Термометр, рулетка, 2 свечи, спички, стеклянный колпак, “Толковый словарь”, листы бумаги, фломастеры, учебник “Математика”, книги с нормативами, люксметр.

ХОД УРОКА

I. Актуализация.

Ребята, мы уже четыре года занимаемся в этом классе и никогда не задумывались над тем, сохраняем ли мы свое здоровье, работая здесь. Может быть, для такого количества учеников наша классная комната не подходит? Может быть, учась наукам, мы только вредим своему здоровью? И я предлагаю вам сегодня помочь мне выяснить это. Вы согласны?

Цель исследования: найти ответ на поставленный вопрос. Соответствуют ли условия комнаты нормам СанПиНа для сохранения нашего здоровья.

Задачи исследования:

  • Соответсвуют ли нормам СанПиНа:
    • мебель, её цвет;
    • температурный режим;
    • освещенность;
    • чистота помещения (запыленность воздуха);
    • площадь, объем воздуха?
  • Какие мероприятия мы проводим, чтобы сохранить их?

Выдвижение гипотез: да или нет. (Строительство по заказу, разработка чертежей, планирование. Приемная комиссия. Есть документы с нормами к любому зданию.)

Какими способами будем пользоваться, чтобы ответить на эти вопросы:

  • Подумать самостоятельно;
  • Спросить у окружающих;
  • Прочитать в книгах;
  • Просмотреть кинофильмы, телепередачи, выйти в Интернет;
  • Провести наблюдения, опыты, эксперименты.

II. Работа в группах. (10–15 минут)

Каждая группа получает карточку с алгоритмом работы.

Карточка 1.

1. Узнать в “Толковом словаре”, что означают слова:

Гигиена ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

Санитария ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

2. Вспомнить, каким прибором измеряется температура воздуха? Узнать, какой должна быть температура воздуха в классной комнате по норме. Измерить температуру у окна класса – ________, на среднем ряду – ___________, у дальней стены от окна___________.(Находиться в месте измерения не менее 2-х минут).

Сделать вывод _____________________________________________________________.

3. Вспомнить, что делаем мы и работники школы для поддержания чистоты в классе. Написать эти действия или изобразить схематически на отдельном листе.

Карточка 2.

1. Узнать норму площади в классе на одного ученика. Норма для одного ученика – ___________ кв. м. Найти, какой должна быть площадь класса на 24 ученика по норме ______________________________________________________кв.м.

2. Измерить длину и ширину класса рулеткой (метром). Найти площадь комнаты.

Ширина _________ м.

Длина ___________ м.

Площадь класса _________________________________________________кв. м.

Сравнить обе площади: Площадь должна быть ___________________________кв.м. Площадь класса____________________________________ кв.м.

Вывод:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

3. Вспомнить, что делаем мы и работники школы для поддержания чистоты в классе. Написать эти действия или изобразить схематически на отдельном листе.

Карточка 3. Индивидуальное задание для Кати П.

1.Рассмотреть в учебнике “Математика” № 253, с.104. Выяснить, что такое объём, отчего он зависит?

Объем показывает_____________________________________________________________.

Он зависит от_________________________________________________________________.

2. Из № 265, с. 109 узнать, что является меркой и единицей измерения объема?

Меркой измерения объема является ____________. Единицей измерения объема является ______________ с длиной ребра в 1 мм,1 см, 1 дм, 1м, 1 км.

Наш класс имеет форму прямоугольной призмы.

Из № 285, с.117 узнать, как найти её объём.

3. Значит, чтобы найти объем воздуха в нашем классе, нужно длину класса умножить на ширину и на высоту.
Длина класса – 8 м, ширина – 6 м, высота – 4 м. Объем воздуха в классе ______________________________________________________________кубических метров.

4. Узнать норму воздуха на одного человека –_____________ кубических метров.

5. Подсчитать какой объем воздуха необходим для 24 человек. Для этого необходимо норму для одного человека умножить на 24. _________________________________ куб. м.

Сравнить объемы и сделать вывод ______________________________________________.

Карточка 4. 1.Узнать, какие цвета необходимо использовать для окрашивания стен, парт, окон, доски. Сравнить с нашим классом, сделать вывод.

2. Обратить внимание на высоту парт: все ли они одной высоты, если нет, то почему, на что это указывает.

3. Обратите внимание, с какой стороны от вас, когда вы сидите на уроках, находятся окна. (Справа от вас или слева?) Почему свет должен падать с этой стороны?

4. Узнать, как называется прибор, которым измеряют освещенность комнаты. Это___________________________.

Узнать норму освещенности рабочего места ученика, классной доски. Определить освещенность в классе и сравнить с нормой.

Освещенность рабочего места в классе ________ люкс, а по норме__________ люкс.

Освещенность классной доски в классе ________ люкс, а по норме__________ люкс.

Вывод: ____________________________________________________________________.

5. Вспомнить, что делаем мы и работники школы для поддержания чистоты в классе. Написать эти действия или изобразить схематически на отдельном листе.

Карточка 5.

1. Вспомните, как вы себя чувствуете в душной комнате, где много народу? Почему?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

Узнать, какова должна быть наполняемость одного класса:____________________ чел.

Какой газ необходим человеку для дыхания? _____________________. Этот же газ поддерживает и горение.

2. Подумать, где в помещениях скапливается воздух, менее обогащенный кислородом: у потолка или у пола?____________________________________________________________.

Для доказательства своих предположений проделай опыт: возьмите две свечи разных по высоте, укрепленных на подставке. Попросите взрослого зажечь их. Поместите свечи под стеклянный колпак, плотно прилегающий к столу. Наблюдайте, что произойдет. Какая свеча потухла раньше, почему? Сделайте вывод.

Хорошо ли, что потолки в классе высокие? _______________________________________.

Сможете ли теперь ответить на вопрос: “Почему нужно проветривать помещение, где работает много людей?”

3. Вспомнить, что делаем мы и работники школы для поддержания чистоты в классе. Написать эти действия или изобразить схематически на отдельном листе.

III. Ранжирование добытого материала по степени важности и логичности донесения его до слушателей

Использовать перестановку задач урока.

IV. Отчет групп о проделанной работе

Выступления и дополнения по 1–2 чел. от каждой группы, соблюдая порядок, установленный во время ранжирования. (Фиксация результатов исследования на доске знаками “+”, “–”.)

V. Общий вывод

VI. Диалог о мероприятиях, проводимых в классе, для поддержания чистоты классной комнаты.

VII. Итог урока.

– Удалось ли нам достичь той цели, которую мы поставили перед собой в начале урока. Что нам помогло в этом? Как можно оценить свою работу?

Литература

1. А.И.Савенков. Учебное исследование в начальной школе. // Начальная школа, 2000, № 12, с.101–108.