Воспитание гуманного отношения учащихся к истории и традициям средствами музейной педагогики

Разделы: Внеклассная работа


На пути к школе XXI века, в период гуманизации образования, мы несем большую ответственность перед потомками за сохранение лучших исторических традиций и национальных культурных ценностей мира.

Важную роль в этом призваны выполнять музеи, которые названны одним из ведущих теоретиков музейного дела А.В. Луначарским “социальной памятью коллектива”. Замечательным феноменом культуры и образования в нашей стране являются музеи высших, средних специальных и общеобразовательных учебных заведений.

Гимназия искусств при Главе Республики Коми – одно из первых в России учебно-воспитательных учреждений инновационного типа. В нашей республике она является единственной в своем роде. Только несколько подобных учреждений существует в других регионах нашей страны, например, в г. Йошкар-Оле открыта такая же школа искусств. Прототипом данных учреждений является Царскосельский лицей под прямым патронажем Российского государя.

Цель работы гимназии искусств при Главе РК очень серьезна: растить одаренных детей в надежде, что их будущая профессия, образ мыслей, чувства навек будут связаны как с мировой культурой, так и с духовными ценностями народа коми. Найти в большом городе или отдаленном селе мальчика или девочку с “искрой таланта”, заботливо развивать дарование – такая благородная задача стоит перед коллективом гимназии.

Гимназия искусств при Главе РК осуществляет образование по четырем направлениям: музыкальное, художественное, хореографическое и гуманитарное. Детей принимают на строгой конкурсной основе.

Гимназия существует уже более 10 лет, но образована она в стенах учебного заведения, история которого насчитывает более 45 лет, составляющих 3 этапа, отличающихся между собой по содержанию деятельности учебного заведения.

На каждом этапе менялся педагогический состав, цели и задачи нового коллектива. С 1961 по 1966 год – первый этап: в старых корпусах нынешней гимназии располагалась школа-интернат №2 с производственным обучением. Здесь учили будущих строителей, бетонщиков, штукатуров, маляров… Мы можем предположить, что такие профессии были необходимы Сыктывкару 60-х годов – городу башенных кранов и социалистических новостроек.

Дети из многодетных и малообеспеченных семей, сироты и дети родителей-инвалидов Великой Отечественной войны находили свой кров и занятие по жизни именно в таких школах-интернатах.

Второй период, с 1966 по 1983 год, был этапом развития санаторной школы-интерната №2. Присвоение учебному заведению такого статуса было вызвано рядом причин социального характера – вспышкой заболеваний туберкулезом среди населения, особенно среди детей, вызванной неполноценным питанием, низким уровнем санитарно-бытовых условий жизни, отсутствием детских лечебно-профилактических учреждений подобного типа. Лечение ослабленных детей и склонных к заболеванию туберкулезом – являлось главной задачей персонала санаторной школы.

С 1983 года начинается и продолжается по настоящее время новый, третий этап учебного заведения, связанный с обучением и воспитанием детей коренной национальности – будущих деятелей культуры, искусства, науки и образования Республики Коми. Этот этап, в свою очередь, можно разделить на несколько периодов, определяемых изменением статуса школы:

  1. 1983-1987гг. – период Республиканской детской школы искусств
  2. 1987-1989гг. – период национальной средней специализированной школы-интерната №2 музыкально-художественного воспитания
  3. 1989-1995гг. – период Республиканской гимназии искусств
  4. 1995-2003гг. – Гимназия искусств при Главе Республики Коми
  5. с 2003 года – Государственная общеобразовательная школа-интернат “Гимназия искусств при Главе Республики Коми”

Впервые изучением истории учебного заведения на научной основе стал заниматься музей истории гимназии искусств при Главе РК. Идея организации такого музея существовала на протяжении всей школьной жизни. И только в 2001г. по инициативе педагога-организатора Малых Любовь Николаевны в гимназии искусств был создан музей.

С первых дней своей работы музей стал опираться на школьный Актив, сформированный на добровольной основе из учащихся 6-11 классов. Руководителем музейного дела в гимназии искусств на протяжении этих лет является Л.Н. Малых.

В настоящее время музей находится на завершающем этапе строительства стационарной экспозиции. Она призвана отражать все этапы развития учебного заведения, объединяя их в одну общую историю на примерах традиций, династий, педагогического опыта коллектива, накопленного за годы существования школы-интерната.

Цель музея – создание условий для развития духовного и нравственного единения поколений на основе приобщения к историко-культурному наследию.

Особенность музея заключается в том, что в основе его деятельности заложены принципы музейной педагогики, новой педагогической технологии, развивающейся на стыке трех наук: психологии, педагогики и музееведения, позволяющей гибко использовать в работе богатый творческий потенциал гимназии.

Это инновационное направление, учитывающее специфику любого учебного заведения, к сожалению, неизвестно многим школьным музеям. Поэтому, столкнувшись с массой проблем, невостребованные учащимися и педагогами, такие музеи закрываются или останавливаются в своем развитии.

На примере гимназии искусств данная программа с самого начала формирования музея и на протяжении нескольких лет при отсутствии материальной базы (помещений, экспозиционных конструкций) получила признание в большом разобщенном коллективе, состоящем из пяти школ: общеобразовательной, музыкального, художественного, хореографического и гуманитарного отделений, и продолжает развиваться на всех направлениях музейной деятельности.

Ежегодное участие активистов музея в учебно-исследовательских конференциях с работами, посвященными истории учебного заведения, ведение летописи гимназии на основе архивных и фондовых материалов придают музею статус научно-исследовательского центра по возрождению и сохранению лучших традиций коллектива. Передача социальной памяти поколений осуществляется и на выставках из цикла “Слово о педагоге”, показывающих ценность учительского труда, воздействующих на формирование жизненных идеалов учащихся:

  • “Виват, маэстро!”, посвященной С.П. Ильязянцу, преподавателю музыкального отделения;
  • “От чистого сердца” - К.В. Сивковой, учителю русского языка и литературы;
  • “Постоянный поиск совершенства” – А.И. Неверову, педагогу-художнику;
  • “Не успокоюсь на достигнутом, и привычный покой не по мне” – М.А. Мельниковой, учителю русского языка и литературы;
  • “С любовью к родному языку” – Р.И. Вагнер, учителю коми языка и литературы;
  • “О времени и о себе” – А.К. Обрезковой, старейшему педагогу музыкального отделения гимназии;
  • “И мастерство, и вдохновенье” – Т.В. Гагариной, преподавателю музыкального отделения по классу фортепиано;
  • “Полет души баянной” – В.К. Малых, преподавателю музыкального отделения по классу баяна;
  • “По законам физики на лирической волне” – А.М. Кузьбожеву, учителю физики;
  • “Мир, которым я живу” - Т.Н. Безносовой, преподавателю музыкального отделения по классу фортепиано;
  • “Линия жизни” - Т.И. Пархачевой, воспитателю интерната гимназии;
  • “Жизнь, наполненная музыкой” - в память о В.Г. Горчакове, преподавателя музыкального отделения.

Особое место в исследовательской работе актива занимает тема “Выпускники”. Вечера встреч с выпускниками разных лет (“Здравствуй, юность моя!” - к 40-летию выпуска первых учащихся учебного заведения; “Виват, звезда спорта!”, посвященная выпускнику 1984г. Виктору Фуражкину, чемпиону мира по пауэрлифтингу; и др.) помогают гимназистам перенять самое ценное из опыта детского и молодежного общественного движения школы.

Оперативные выставки из цикла “К вершинам творческих побед” дают гимназистам импульс для дальнейшего стремления к новым победам и достижениям.

Специфика работы музея истории гимназии искусств заключается в его адресности. Это музей для детей и руками детей. Его огромный воспитательный эффект состоит в том, что основу выставочных экспозиций чаще всего создают коллекции и находки учащихся, а также экспонаты, изготовленные их руками. Пример тому – выставка “И рождаются чудеса”, посвященная творчеству учащихся художественного отделения, где были представлены бумажная пластика, вышитые картины, коллажи. В театрализованной церемонии открытия этой выставки были гармонично соединены все виды искусства – музыка, балет, художественное слово, мастерство юных художников и их наставников.

Музей гимназии находится в процессе экспериментальной работы, в постоянном поиске наиболее оптимальных жанров для реализации своих возможностей на уровне современных музейных технологий. В настоящее время это музей-лаборатория, чаще всего это музей-выставка, иногда – музей-театр.

Координационная работа с землячествами привела музей к новой теме в исследовательской работе актива – “Моя малая Родина”. Так определился еще один жанр, в котором музей истории выступает как адаптационный центр. Выставки, посвященные родным селам, деревням и поселкам учащихся, смягчают проблему их оторванности от семьи, учебных перегрузок. В сценарии открытия и закрытия земляческих выставок “Мы земли Усть-Куломской дети” и “Откуда есть пошла Вымская земля” были включены экскурсии-путешествия по родному краю, встречи с родными учащихся, с почетными земляками, главами местных администраций, стихи и песни местных авторов, традиционные игры и забавы, концертные программы.

 

Тема “Знаменательные даты и события” также находит отражение в работе музея и вызывает у гимназистов интерес к новым исследованиям, к изучению семейных архивов.

Создание выставки “История войны в истории моей семьи” ко Дню Победы на материалах историко-патриотической операции “Поиск” по месту жительства учащихся; выставка “Он не вернулся из боя”, посвященной Герою России А.И. Алексееву; уроки мужества, посвященные памяти жертв политических репрессий, воинам-интернационалистам, встречи с ветеранами в День пожилых людей – призваны воспитать и развить чувство покаяния и скорби по ушедшим и нынешним поколениям, испытавшим все тяжести войны, но до конца выполнившим свой долг перед Отечеством.

Работая над выставками “Республика Коми – судьба моя” ко Дню государственности РК, “Город моей мечты” (к 220-летию г. Сыктывкара), изучая биографии знаменитых земляков, учащиеся приобщаются к культурному национальному достоянию родной земли, развивают гордость за свой народ и великие преобразования республики.

Постоянная работа с группами посетителей музея, отличающимися по возрасту и социальному составу, требует от учащихся большого педагогического и организаторского мастерства, которое они приобретают в школе юных экскурсоводов при музее.

На основе выставочных экспозиций активисты музея развивают определенный стиль поведения на аудиторию, культуру речи, осваивают разные типы экскурсий – обзорные, тематические, экскурсию-урок, беседу, игру, на коми и английском языках, экскурсию-концерт.

Благодаря интеграции в учебно-воспитательный процесс музей становится важной составляющей гимназического образовательно-воспитательного пространства <Приложение 1>.

 

Организуясь по типу “музей в чемодане”, он предоставляет свои фонды в распоряжение учителей-предметников, педагогов-специалистов для использования на уроках и внеклассных мероприятиях наглядных материалов – наград, реликвий, копий, муляжей, творческих работ учащихся.

Участвуя в общегимназических мероприятиях (встречи с выпускниками, праздник Последнего звонка и др.), музей создает новые исторические традиции, организуя конкурсы на лучшие музыкальные и художественные произведения, посвященные гимназии (гимн, флаг, песни, стихи, речевки), способствуя развитию активной гражданской позиции учащихся и сплочению коллектива.

Концепция развития музея истории гимназии искусств на период 2004-2008гг. разработана в соответствии с основной задачей учреждения – государственной поддержки художественно одаренных детей из сельских районов республики.

Определяющим лейтмотивом стационарной экспозиции выбрана главная идея гимназии – воспитание национальной элиты Республики Коми – художников, музыкантов, артистов балета, ученых-финно-угроведов…

С завершением строительства экспозиции музей выйдет на качественно новый уровень деятельности:

  • в совершенствовании форм музейной коммуникации;
  • в реализации авторских проектов, идей, программ учащихся и педагогов;
  • в популяризации опыта развития учебного заведения;
  • в экскурсионной подготовке актива учащихся.

В ближайшие годы в области научно-исследовательской деятельности в музее будет продолжен сбор, изучение и научное описание материалов по истории гимназии, изучение новых тем для формирования выставок, создания летописной книги учебного заведения.

Главным направлением фондовой работы будет научная систематизация собранного материала, создание каталога фонда музея, реставрация переданных в фонды музея этнокультурным центром военных реликвий поискового отряда “Наследие”.

Получит свое дальнейшее развитие выставочная деятельность. Новые мобильные конструкции передвижных выставок позволят достойно представлять успехи и достижения гимназии искусств на выездных концертах и творческих отчетах.

Предоставление дополнительной площади для выставочного павильона даст возможность активу музея чаще создавать земляческие выставки, шире показывать биографические страницы истории коллектива в цикле “Слово о педагоге”, оперативно отражать успехи учащихся на выставках “К вершинам творческих побед”, демонстрировать совместный интеллектуальный труд педагогов и детей.

К традиционным выставкам добавятся новые жанры музейных уголков, посвященных знаменательным событиям, юбилейным датам, итогам исследовательских работ гимназистов:

  • к 45-летию учебного заведения – выставка-слет директоров “Листая памяти альбом”;
  • к 5-летию музея истории гимназии – выставка-показ “Музей в интерьере гимназии искусств”;
  • ко Дню театра – выставка-представление “История балетной туфельки”;
  • показ–эксклюзив гербариев “Из мастерской природы”;
  • выставка-анонс “Остров детства моего” (история игрушки).

Один из новых экспозиционных залов станет местом проведения торжественных мероприятий – встреч с гостями гимназии, творческими деятелями, участниками войн, ветеранами труда, выпускниками, тематических музейных праздников на основе фондовых и экспозиционных материалов. В этом зале будут показаны такие знаковые разделы, как:

“Сердца, отданные детям” (о ветеранах учебного заведения)

“Учредители – друзья гимназии”

“Площадь звезд” (об успехах и победах учащихся и ведущих педагогов)

“Маршруты жизни выпускников”

“Взгляд в будущее” (концепция развития гимназии)

“Это все о нас” (издательская продукция гимназии)

Приоритетным направлением в области образовательно-воспитательной деятельности музея станет разработка и проведение уроков-экскурсий по экспозициям и выставкам музея, в т.ч. на коми языке, разработка сценариев музейный мероприятий, организация творческих встреч, тематических вечеров активистами музея.

Главная функция – воспитание актива: поисковиков, экскурсоводов, организаторов и ведущих музейных мероприятий.

Музей будет и дальше поддерживать связь с театрами, творческими союзами (композиторов, художников, писателей, журналистов, театральных деятелей), с государственным центром народного творчества, центром коми культуры, финно-угорским центром, с ведущими деятелями искусств, вносящими большой вклад в развитие культуры республики, укреплять контакты с местными СМИ, формируя общество друзей музея.

Музей истории гимназии искусств развивается по модели образцового детского музея, где главными ценностями являются: 1) воспитание гуманного отношения к историческим и культурным традициям учебного заведения; 2) стремление к духовному единению поколений педагогов и учащихся; 3) создание атмосферы творчества для самореализации гимназистов; 4) развитие новых исторических проектов и идей, способствующих обновлению образа музея; 5) поддержка имиджа гимназии искусств при Главе Республики Коми.