Урок по окружающему миру на тему: "Тайны и загадки мира растений"

Разделы: Начальная школа


(3 класс, учебник Вахрушев А.А. “Окружающий мир”)

Цели:

  1. Проследить эволюционный путь развития от низших растений к высшим.
  2. Познакомить с понятиями “ткани”, “органы” растений.
  3. Дать детям возможность оценить свои достижения, ощутить радость успеха в проявлении своих знаний
  4. Развивать умение работать в группе.
  5. Развивать мыслительные операции анализа и синтеза.

Ход урока

I. Актуализация знаний и постановка проблемы

1. На доске записана тема урока

- Как вы понимаете название нашей темы? Какую цель мы сегодня поставим перед собой, чем нам предстоит сегодня заниматься на уроке? (Узнаем о необычных растениях или познакомимся с каким-то обычным явлением, происходящем в царстве растений, нам еще неизвестным)

- Я думаю, что с некоторыми загадками мы уже познакомились на прошлом занятии. Давайте о них вспомним.

2. На доске расположены таблички с надписями

- Что вы можете сказать о данных понятиях? Что между ними общего и чем они отличаются? (Пластиды – тельца, содержащие ярко-зеленое вещество хлорофилл. Гаметы – половые клетки, предназначены для полового размножения. Споры – предназначены для бесполого размножения. Пластиды характерны и для одноклеточных и для многоклеточных, гаметы и споры – только для многоклеточных.)

- Чем отличаются гаметы от спор? Обратите внимание на рисунки. Пусть они помогут вам.

На доске вывешиваются таблицы “Размножение растений”, в которых отражена суть полового и бесполого размножения растений. Детям предлагается описать суть изображенного и сравнить данные способы.

(При половом размножении клетка нового организма образуется при  слиянии двух полов –мужского и женского При этом новое растение будет немного отличаться ) (Растение, выросшее из споры, в точности похоже на  материнское)

3. Творческое задание.

- А теперь нарисуйте, какой вы себе представляете одноклеточную водоросль. Подпишите и укажите стрелками известные вам части растительной клетки. (Обсуждение рисунков, функций тех или иных частей клетки)

4. Работа в группах (обсуждение) (На доске рисунок одноклеточной и многоклеточной водоросли)

- Подумайте и обсудите с товарищами своей группы, каким водорослям легче выжить и почему: одноклеточным или многоклеточным? (После обсуждения ответов групп дети приходят к выводу, что легче выжить многоклеточным водорослям. Если разрежем одноклеточную водоросль, повредим ее единственную клетку. У многоклеточной водоросли большинство клеток останется целыми, каждая клетка занимается своим делом, а не хватается за все дела сразу, все клетки заняты одной работой)

II. Совместное открытие знаний и объяснение нового материала.

1. Постановка проблемного вопроса. Знакомство с понятием “ткань”

- Значит, многоклеточная водоросль – универсальна. И никакого усовершенствования не требуется? (Здесь учителю предлагается провести сравнение с заводом: если все будут и пилить, и резать, и собирать, то будет ли толк вработе?

Вывод: нет, нужно разделение функций клеток)

- На доске во время обсуждения выстраивается алгоритм

- Группа клеток, занятая общим делом называется тканью

- Догадайтесь, каким же делом занимаются следующие ткани: покровные, опорные, проводящие.

2. Знакомство с понятием “орган”

- А теперь давайте вспомним пучок тины, выброшенный на берег. Всем ли слоям достанется одинаковое количество света? Что же произошло? (Постепенно у растений, переселившихся на сушу, появился стебель, он тянется к солнышку) При обсуждении учитель постепенно прикрепляет на доске называемые части растений. После данного фрагмента на доске вывешивается вырезанный стебель.

- А как вы думаете, какая же форма самая удобная и устойчивая для стебля (Трубочка)

- Для чего служит стебель растению? (Доставляет питательные вещества ближе к свету)

- Все ли клетки получат достаточное количество света? (Нет, многие клетки внутри стебля).

- Какой орган помог растению справиться с этой проблемой? (Лист). На доске появляется рисунок листьев, которые присоединяются к стеблю.

- Для чего служат листья растению? (Фотосинтез)

- Только ли к свету будет тянуться растение? (Нет, нужна еще влага)

- Какой орган помог решить эту проблему? (Корень). Рисунок корня прикрепляется внизу стебля. Дети отмечают, что он удерживает почву и доставляет воду и минеральные вещества.

Учитель показывает на части растения: семя и цветок.

- У всех ли растений есть эти органы? (Можно вспомнить легенду об И.Купала)

3. Работа с учебником.

- Прочитайте текст учебника на странице 43-44 и найдите объяснение того, что такое семя, плод и у каких растений они есть.

Вывод данного этапа: растения развивались постепенно и поэтому мы получили такое многообразие растений.

III. Творческие работы учащихся.

- Учащиеся делают заранее подготовленные сообщения с рисунками о необычных растениях.

- Почему же в наше время на Земле такое разнообразие растений? (Они приспосабливались к различным условиям жизни)

Итог урока.

- Какие же тайны мира растений мы сегодня разгадали?