Урок литературного чтения в 3-м классе по теме: "Басни И.А. Крылова"

Разделы: Начальная школа


Цели и задачи. Донести юмор и иронию басен И.А.Крылова; научить находить мораль-поучение в произведениях; учить выражать свои мысли посредством выразительного чтения; воспитывать высокие моральные качества.

Оборудование. Портрет И.А.Крылова; иллюстрации к басням, выдержки из басен; карточки; плакат; выставка книг; магнитофонные записи.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Постановка целей урока.

У. Ребята, сегодня у нас обобщающий урок по басням великого русского баснописца
И.А.Крылова. А почему великого? Расскажите, что вы знаете об И.А.Крылове?
(воспоминания современников).
У. А почему он поэт-баснописец?
У. Обратите внимание на высказывание И.А.Крылова: "Люблю, где случай есть,
пороки "пощипать", (на доске)

III. Лексическая работа.

У. А что такое порок?
Д. Порок - это недостаток, отклонение от нормального вида, состояния.
У. Объясните понятие - басня?
Д. Басня - это короткий рассказ или стихотворение, в котором под видом животных
высмеиваются люди с их недостатками.
У.А аллегория?
Д. Аллегория - это высказывание не прямо, а отвлеченно какой-нибудь мысли в
конкретном образе (на примере животных).

IV. Тема урока.

1). Сравнение жанров.

У. Определите, какой литературный жанр вы сейчас услышите? (ученик читает сказку "Лев и Лисица".

"Однажды Лисица попросила Льва взять её с собой на охоту. "Хитрая я и проворная",-- хвалилась Лиса. Лев согласился. Лисица рыскала по лесам и полям и выгоняла добычу прямо на Льва. Он хватал зверя и делил добычу. Себе Лев брал долю побольше. И Лев был сыт, и Лисица сыта. Скоро Лисица стала обижаться на Льва, что не поровну делит добычу. Лисица по думала: "Всё я делаю одна: я и зверя выслежу, я и гоню его, а Лев только готовое хватает". Отошла Лисица от Льва и стала ходить на охоту одна. Добычи она находила много, да жила впроголодь, потому что поймать её не могла.")

У. Что вы узнали о Льве и Лисице?
Д. Лев был сильным, могучим зверем. Он хватал добычу и делил её.
Д. Лисица хитра и проворна.
У. Можно ли их назвать друзьями?
Д. Нет. Друзья помогают друг другу.
У. О чём эта сказка?
Д. Не будет дружбы, если нет согласия, взаимопонимания, взаимопомощи.
У. Видите, что получается, когда не умеют дружить. Неуступчивость - это беда от себя.
У. Какая басня, по вашему мнению, подходит к этой сказке?
Д. "Лебедь, Рак и Щука".
У. Вспомните, про какой случай написал Крылов? В каких словах говорится об неуступчивости героев?
Д. Лебедь - рвётся. Рак - пятится. Щука - тянет.
У. Мораль этой басни?
Д. Да только воз и ныне там. Когда люди делают общее дело, но если между ними разлад, то в итоге ничего не получается.

2). Викторина.

У. На доске иллюстрации к басням и крылатые выражения. Распределите их парами. "Ворона и Лисица":
"Уж сколько раз твердили миру, Что лесть гнусна, вредна;
Но только всё не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок".
"Мартышка и очки":
"Как ни полезна вещь - цены не зная ей, Невежда про неё свой толк всё к худу клонит". "Стрекоза и Муравей":
"Ты всё пела? Это дело:
Так поди же, попляши! "Зеркало и Обезьяна":
"Чем кумушек считать трудиться,
Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?"
"Осели Соловей":
"Избави бог и нас от этаких судей". "Волк и Ягнёнок":
"У сильного всегда бессильный виноват".

3). Инсценирование басни "Ворона и Лисица".

У.Сколько в этой басне действующих лиц?
У. Какую сказку напоминает эта басня?
Д. Сказку Гаршина "Лягушка--путешественница".
У. Что общего заметили в этих произведениях?
Д, Осуждается честолюбие. И Ворона, и Лягушка "пострадали" из-за своего
стремления к почестям и славе, из-за любви к похвале.

4). Работа с пословицами.

У. Прочитайте пословицы, записанные на доске, и закончите их. Какие из них
подходят к этой басне?
"Верь своим очам, а ...(не чужим речам).
"На языке медок, а .. .(на сердце ледок). "У лести нет.. .(чести).

5). Чтение басни "Зеркало и Обезьяна" наизусть по ролям.

У. Действующие персонажи... Медведь, он какой? Мартышка, она какая?

6). Чтение наизусть басни "Квартет".

У. Что такое "квартет"?
У. Какова мораль?

7). Викторина.

а) Кто так говорил?
"Что ты посеял - то и пожни".
У. Как понимать эту фразу?
б) С помощью этого предмета можно увидеть "что там за рожа"?
в) Что за предметы, с полдюжины которых достала героиня одной из басен?
г) Кто остался без завтрака из-за своей глупости?
д) Кто говорил: "Страшнее зверя нет"? е) Слова из какой басни:
"Невежда также в ослепленье
Бранит науки и ученье,
И все учёные труды,
Не чувствуя, что он вкушает их плоды".
У. Расскажите басню наизусть.

V. Итог урока.

У. Какие же пороки любил "пощипать" И.А.Крылов?
У. Полезным ли для вас оказался урок? Чем?
У. Нужно ли изучать басни? Почему?
У. Чему они учат?
У. Послушайте стихотворение Михаила Исаковского, посвящённое И.А.Крылову.
Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим всё сильней.
Со школьной парты с ними мы сживались,
В те дни "Букварь" постигшие едва,
И в памяти навеки оставались
Крылатые крыловские слова.
Я надеюсь, что в вашей памяти надолго останутся слова Крылова, которые помогут
вам стать лучше.