Лингвистическая игра по теме: "Словообразование"

Разделы: Русский язык


Правила игры

Игра командная. Чем больше баллов набирает команда в ходе игры, тем больше привилегий может использовать.
Команда, набравшая:

  • 20 баллов по итогам одного тура, имеет право во 2-м туре выбрать вариант вопроса (1 раз);
  • 30 баллов по итогам двух туров, может один раз в 3-м туре вызвать в, качестве запасного игрока, болельщика из зала;
  • 40 баллов по итогам трех туров, допускается один неправильный ответ с начислением команде очков, предусмотренных правилами игры.
Команда, проигрывающая в каком-либо туре, имеет право заменить любого игрока за своим столом на участника из числа болельщиков.

Задания для играющих команд

ТУР 1

(на выполнение каждого задания – 1 минута)

1. Чем отличается морфемный состав русского слова снежок и английского слова snowball русского слова школьница и английского schoolgirl? (3 балла)

снежок – snowball;
школьница– schoolgirl

2. Приведите примеры сложных слов, в которых приставка стоит после корня, (менее 5 слов – 2 балла, 5–10 слов – 5 баллов, с 11-го слова – за каждое слово 1 балл).

Сумасшедший, самосохранение и т. д.

3. Разберите по составу каждое слово из фразы, лишенной смысла. (5 баллов)

Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокренка.

4. Восстановите словообразовательную цепочку. (10 баллов)

Судить – – – – безрассудно.
Сухой – – – – – засушливость.

ТУР2

(на выполнение каждого задания – 3 минуты)

1. Сердцевиной слова, его смысловым центром является корень. От него слова “растут”, как ветви на деревьях. Чем употребительнее корень, тем он жизнеспособнее, тем больше образуется от него новых слов, тем сильнее становится словесное дерево. Создайте свое дерево. (За каждое слово – 1 балл)

2. Разгадайте шарады. (1 балл)

Мой корень – родственник сраженья,
Приставка – в слове заявленье,
В наборщике есть суффикс,
А весь тружусь я под землей.
Корнем с дорогой роднится,
В сборе приставка таится,
Суффикс – в слове дневник,
Целым же в космос проник.
Корень мой находится в цене,
В очерке найди приставку мне,
Суффикс мой в тетрадке все встречали,
Весь же – в дневнике я и в журнале.

3. Придумайте шараду для команды соперников. (5 баллов)

ТУР З

(на выполнение каждого задания – 2 минуты)

1. От названий городов образуйте слова, обозначающие жителей этих городов. (3 балла)

Мы не зря привыкли называться
Именами наших городов.
Слушать я, как музыку, готов:
“москвичи”, “рижане”, “ленинградцы”.

Например: Москва – москвичи.

  • Тула,
  • Одесса,
  • Киев,
  • Волгоград,
  • Екатеринбург,
  • Баку,
  • Братск.

2. Известный писатель Марк Твен любил придумывать длинные слова. Пользовался он чаще всего таким способом словообразования, как сложение. Однажды он придумал слово, состоявшее из 42-х букв. Запишите и вы подобное слово, в котором было бы как можно больше букв. (10 баллов, если в слове более 15 букв)

ТУР 4

Играют по 1 человеку; отвечают по очереди, время на раздумье – 10 секунд, начинает тот, чья команда набрала наибольшее количество очков. За каждый правильный ответ – 10 баллов. Время – 1 минута.

  1. Назовите хотя бы одно слово с суффиксом -ком. (Пешком, тайком, силком)
  2. Подберите одно слово с суффиксом -ник, со значением названия помещения. (Коровник)
  3. Назовите хотя бы одно слово с приставкой тре-. (Трезвон, треклятый, треволнение)
  4. Назовите корень в слове “где”. (Где)
  5. Назовите корень в слове “принять”.