"Население и страны Южной Америки"

Разделы: География


Цели и задачи:

 

    1. Познакомить учащихся с современным населением Южной Америки, его расовым и этническим составом, внешними признаками и особенностями, расселением по материку; рассмотреть политическую карту, научить группировать страны по величине территории, географическому положению и другим признакам.
    2. Сформировать у них представление об истории заселения Южной Америки, о древних цивилизациях и государствах, об особенностях размещения населения; продолжить формировать у учащихся умение составлять комплексную характеристику государства, устанавливать причинно-следственные связи между различными компонентами природы и населением, работать с комплексными географическими картами и другими источниками информации, работать в группах.
    3. Развивать интерес к географии, и историческим событиям; воспитывать потребность в географических знаниях, уважение к народам населяющим нашу планету, трудолюбие.

Учебно-наглядный комплекс.

Политическая карта Южной Америки, карта народов и размещения населения, физическая, климатическая, природных зон; таблицы, схемы, картины, видеофильм “Южная Америка” фрагмент о населении стран Анд.

Методы формы.

Объяснительно-иллюстративный, проблемно-поисковый, репродуктивный, частично-поисковый, практический, самостоятельная работа, рассказ; коллективная, индивидуальная групповая, дифференцированная.

Тип урока.

Изучение нового материала.

Межпредметные связи.

История: колониальное прошлое народов Южной   Америки, Тордесильяский договор1494 года.

Термины и понятия.

Древняя цивилизация, индейцы, метисы, мулаты, самбо, этнос, язык, религия, плотность населения, колония, государство.

Номенклатура.

Древние цивилизации: Чавин, Наска, Тауантинсуйу – государство инков; государства: Бразилия, Аргентина, Перу; Венесуэла, Колумбия, Чили, Боливия.

Имена.

Х. Колумб, С. Боливар, Ф. Писсаро.

Справочно – информационный материал.

Страны Южной Америки:

Название страны Площадь ( тыс. кв. км) Население ( млн. чел.)
Аргентина 2777 35,5
Боливия 1099 7,8
Бразилия 8512 163,1
Венесуэла 916 23,6
Колумбия 1142 37,7
Перу 1258 24
Чили 757 14,3

Крупнейшие индейские народы:

 

Кечуа 14,87 млн. чел.

Аймара 2,55 млн. чел.

Арауканы 870 млн. чел.

Чибча 635 тыс. чел.

Араваки 400 тыс. чел.

Ход урока.

I. Организационный этап.

II. Этап подготовки учащихся к активному усвоению знаний.

  1. Объяснение учителем.
  2. В науке существует несколько гипотез заселения материка. Южная Америка –родина древних цивилизаций. Первыми , кто возвёл на американской земле величественные дворцы и храмы, создал сложную и удивительную культуру, были не ацтеки, не инки, и не майя. Более 3 тыс. лет назад на территории Мексики процветали города ольмеков. Они, по предположениям учёных, и являются предками первых майя. Почти 2тыс. лет назад майя изобрели иероглифическую письменность, они известны как замечательные астрономы.

    Сообщения учащихся I группы о древних цивилизациях.

    Первые люди попали в Анды через Панамский перешеек, земледелия они не знали, поэтому они в основном занимались собирательством, охотой и рыболовством. Спустя много лет они окультурили дикую кукурузу, начали изготовлять посуду, одомашнили гуанако – близких родственников верблюдов.

    Задолго до появления знаменитой империи инков на склонах перуанских Анд существовали могучие государства – Чавин, Паракас, Мочика. Центр государства Чавин находился в 462 км от Лимы на высоте 3180 м над уровнем моря.

    Путь развития инков можно проследить только с 1438 года. До испанского завоевания правитель инков Пачакутек превратил своё государство в огромную могущественную империю, которая простиралась на 5000 км от юга современной Колумбии до севера Чили и Аргентины. Свою страну они называли Тауантинсуйа (Четыре стороны света), полагая что все ещё не завоёванные земли со временем подчинятся им.

    Аймара – умелые ткачи и строители тростниковых лодок – плели для своих селений на озере Титикака плавучие острова из тростника-тотора.

    Индейцы оказали испанским и португальским завоевателям отчаянное сопротивление, но были побеждены и подвергнуты безжалостному уничтожению. Коренное население до настоящего времени сохранилось только в самых труднодоступных районах материка – в амазонской сельве (народы бороро, гуахибо, ботокуды), на севере Тихоокеанских экваториальных лесов ( чоко, эмбера) и в горных “медвежьих углах” (мотилоны, араваки, яганы).

    Конкистадоры во главе с Франсиско Писарро за 10 лет полностью овладела Центральными Андами, заставив индейцев работать на себя. Почти вся Южная Америка была разделена между Испанией и Португалией. По Тордесильясскому договору 1494 г. к Португалии отошла только северо- восточная оконечность Южной Америки, а к Испании - все остальные земли. Местный народ вёл освободительную борьбу против колониальной зависимости. Симон Боливар возглавил армию повстанцев и освободил Венесуэлу, Перу и др. страны от испанских колонизаторов. Поэтому одна из освобождённых территорий была названа Боливией.

    В настоящее время в Южной Америке живут представители всех трёх рас человечества. Среди населения материка шло смешение рас, языков, традиций, нравов. Состав населения приобрёл чрезвычайную сложность.

  3. Работа с таблицей “Новые термины и понятия”.
  4. Составление схемы.

img1.jpg (32712 bytes)

  • Кого называют метисами? Самбо? Мулатами?

4.Работа в группах.

III группа

Нанесите на контурную карту крупнейшие по площади страны и их столицы.

II группа

Используя энциклопедии сделать характеристику стран Южной Америки по плану:

а) площадь;

б) население;

в) столица;

г) государственный язык;

д) основная религия;

I группа

По карте “Народы и плотность населения” опишите:

Какая территория наиболее заселена? Почему?

Какая наименее? Почему?

Назовите и покажите на карте распространение наиболее крупных народов.

III. Этап усвоения новых знаний.

1. Отчёт групп о выполненной работе.

План отчёта:

Расскажите о плотности населения и причинах неравномерности расселения населения.

Назвать и показать крупные страны Южной Америки со своими столицами.

Какие страны имеют самую большую площадь?

Какова численность населения у этих стран?

Какой язык считается государственным? Почему?

Какая религия у большинства этих народов?

Почему преобладает христианство?

2. Самостоятельная работа по группам.

Опишите страну по плану ( стр. 279 ), предварительно прочитав статьи учебника:

I группа II группа III группа

Перу Бразилия Аргентина

IV. Этап закрепления новых знаний.

Каково происхождение населения современной Южной Африки?

Почему на западе материка в Андах высокая плотность населения: ведь в горах, как правило население редкое?

Как географическое положение Бразилии отражается на её природе?

Какие природные богатства используют в стране для развития промышленности и сельского хозяйства?

Чем объяснить большие контрасты в природе Перу? Какими природными богатствами обладает страна?

Что вы можете сказать о составе населения стран Южной Америки.

VI. Этап информации учащихся о домашнем задании.

Прочитать статью в учебнике:

I группа II группа III группа

Бразилия Аргентина Перу