Особенности организации поисковой деятельности учащихся на уроках физики в профильных классах

Разделы: Физика


Моя инновационная работа связана с поисковой и исследовательской деятельностью учащихся на уроках и во внеурочное время. Работая в лицейских классах физико-математического профиля, я использую лекционно-семинарскую-зачетную систему. Тема изучается сразу как единый модуль “блок – тема”. Это позволяет ученику увидеть изучаемый материал в целом. Затем идут уроки отработки практических умений и навыков. Они реализуют заповедь “учить школьников на уроке”. Данная система работы направлена на реализацию развивающих целей обучения: развитие умения учиться, развитие умения работать с информацией, развитие мышления, развитие творческих способностей личности. Урок – есть открытие истины, поиск истины и осмысление истины в совместной деятельности детей и учителя.

Знания, усвоенные на таких уроках, прочнее потому, что познание становится и инструментом саморазвития.

Уровни организации учебного поиска

  1. Учитель ставит проблему и намечает метод ее решения.
  2. Учитель ставит проблему, а метод ее решения ученик ищет самостоятельно.
  3. Ученик самостоятельно ставит проблему и ищет методы ее решения.

Приемы, стимулирующие самостоятельный поиск учащихся:

  • Создание ситуации выбора.
  • Использование заданий с “дозами помощи”.
  • Создание условий для исследования своих предположений в свободной и ненапряженной обстановке, особенно путем обсуждений в малых группах.
  • Побуждение учащихся к формулированию имеющихся у них идей и представлений, высказывание их.

Профильное обучение в старшей школе – это средство дифференциации и индивидуализации обучения. Одна из наиболее важных целей преподавания физики в рамках физико-математического профиля – формирование умения решать задачи. Умение решать разные типы задач – лучший критерий успеваемости и глубины изучения материала. “Знать физику - значит уметь решать задачи” (Э.Ферми).

Остановлюсь на особенностях поисковой деятельности учащихся при решении задач. Идея дифференцированного обучения максимально реализуется при использовании многоуровневых физических задач. Многоуровневые задачи (задачи, где каждая последующая часть развивает, а иногда и углубляет предыдущую) дают возможность “Найти все, что можно!”. Учащиеся находят различные величины в разном порядке и разными путями. Такие задачи развивают инициативу, мысль, помогают осмыслению материала и осознанию связей изученных физических величин друг от друга, открывают простор для творчества и поиска. Многоуровневые задачи рассчитаны на учащихся с разными учебными возможностями.

Задачи, в которых "ничего не дано", способствуют реализации развивающей функции обучения, поскольку требуют умений анализировать, моделировать, сравнивать. При решении задач, в которых "ничего не дано", можно обучать учеников составлению знаковой модели задачной ситуации – графа. Граф-схемы помогают не только найти способ решения задачи, но и открывают возможность выбора способа. Последовательное построение граф – схемы дисциплинирует мысль и делает целенаправленным поиск решения.

Решение качественных задач учит анализировать явления, развивает логическое мышление, смекалку, творческую фантазию, умение применять теоретические знания для объяснения явлений природы, быта, техники, расширяет технический кругозор ученика.

Отличительная черта занимательных задач - использование необычных, парадоксальных или занимательных фактов или явлений. Их решение повышает интерес к физике. Отыскивание ошибок в задачах- софизмах способствует выработке способности к дифференциации близких по сходству словесных раздражителей, более тонкому восприятию и углубленному пониманию связи и взаимной обусловленности физических явлений.

Главная цель при решении любого типа физических задач – не просто получение правильного ответа, возможность подойти к правильному ответу через высказывание своего мнения, совместное обсуждение хода решения. Поисковая деятельность ставит ученика в позицию творческого исследователя. Решение задач это мини цикл научного познания. Решение задач - чуткий барометр, по которому учитель может постоянно следить за успехами и настроением учеников и эффективностью своей учебно - воспитательной работы. По результатам ЕГЭ в 2005г средний балл, полученный моими учениками - 78, а средний рейтинг – 92. Я горжусь своими учениками!

Литература:

  1. И.Уинт. Индивидуализация и дифференциация обучения. М.: Педагогика, 1990.
  2. И.С.Якиманская. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М.: Сентябрь, 1996.