Урок информатики в 10-м классе по теме: "Составление алгоритмов и программ с использованием конструкции ветвления"

Разделы: Информатика


Раздел программы: “Алгоритмизация и программирование”.

Время: 2 часа.

Оборудование:

  • компьютеры, на которых установлена среда программирования Qbasic;
  • плакат “Ветвление в неполной форме”;
  • плакат “Ветвление в полной форме”;
  • плакат “Основные элементы языка блок-схем”;
  • плакат “Основные этапы решения задач на ЭВМ”;
  • компьютерный тест “Ветвление” (приложение 1);
  • домино терминов и определений по теме “Ветвление” (приложение 2).

Цели урока:

  • закрепление и проверка знаний и навыков учащихся по темам “Ветвление” и “Основы алгебры логики”;
  • развитие логического мышления;
  • развитие навыков использования компьютера для решений задач различного класса.

Знания и умения:

  • Учащиеся должны знать виды отношений между величинами;
  • понятия простых и составных условий и способы их применения для записи команд ветвления;
  • уметь применять к условиям основные понятия алгебры логики;
  • должны любую задачу, связанную с ветвлением, уметь решать с применением всех этапов решения задач на ЭВМ;
  • уметь записывать алгоритм на языке блок-схем и на школьном алгоритмическом языке;
  • уметь исполнять алгоритм “вручную”.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Проверка знаний учащихся.

2.1. Вызвать трех учеников, предложив первым двум из них записанные заранее задания на доске следующего содержания:

1 ученик. Построить таблицу истинности:

или не В) и неили С)

2 ученик. Восстановить заголовок алгоритма и исполнить его “вручную” при:

а) а=1, б) а=10:

нач

запрос "Введите л.д.ч."; а

х:=а-6

y:=-3*x-1

если х>0 и y<0

то если х>1

то с:=х+y

иначе с:=х-y

все

иначе с:=х*y

все

вывод "с="; с

кон

Третий учащийся за отдельной партой раскладывает домино терминов и определений по теме “Ветвление”.

Пока ученики готовятся к ответу, провести фронтальный опрос учащихся:

  • Этапы решения задач на ЭВМ.
  • Определение математической модели.
  • Определение алгоритма и способы его представления. (Алгоритмический язык и язык блок-схем)
  • Виды изученных нами алгоритмов. (Ллинейные, разветвляющиеся)
  • Дать определение линейного алгоритма.
  • Дать определение разветвляющегося алгоритма.
  • Дать определение ветвления.
  • Формы ветвления.
  • Какие условия бывают в ветвлениях? (Простые, составные)
  • Какие знаки отношения используются между величинами?
  • Какой раздел математики изучает логические связки и, или, не?
  • С какими предложениями работает алгебра логики? Как они называются?
  • Основные операции алгебры логики и их определения.

2.2. Затем учащиеся садятся за компьютеры и отыскивают ошибки в программе, загруженной учителем в память каждого компьютера до начала урока. Текст самого примера записан на доске:

Рисунок1

Неверная программа имеет следующий вид:

rem вычисление

cls

unput "Введите л.д.ч. ", x

if x<=–3 then f:=2x^2 else –3<x<=4 then f=abc(x else f=sqr x

print "f=", f

end

Примечание. В данной программе, кроме этих ошибок, есть и “невидимые”: вместо некоторых английских букв набиты сходные по написанию русские буквы.

2.3. В это время учитель проверяет выполненные работы вызванных трех ранее учащихся.

Дополнительные вопросы для этих отвечающих:

1 ученику:

    • Этапы решения задач с помощью ЭВМ.
    • Определение ветвления.
    • Что называется составными условиями?
    • Как в Бейсике записать неравенство –10<=x<5?

2 ученику:

    • Определение алгоритма.
    • Математическая модель.
    • Истинно ли высказывание 3>5 и 4*2=8 ?
    • Как в Бейсике записать неравенство –12<х?1?

3 ученику:

    • Cоставить таблицу истинности В илии не В)

2.4. Работа всего класса по вариантам (примеры предварительно до урока записаны на доске):

1 вариант –

Рисунок2

2 вариант – найти min(3a, b–1, c/2)

2 человека вызываются к доске и составляют алгоритмы для 1 варианта на языке блок-схем и для 2 варианта на алгоритмическом языке.

Учащиеся, кроме этого, должны составить программу на Бейсике на компьютере.

3. Проверка домашнего задания.

По мере выполнения заданий по вариантам после проверки учителем учащиеся загружают в память ЭВМ свою программу, подготовленную во внеурочное время.

У каждого была карточка с объявлением, вырезанным из различных газет, где сообщалось, что фирма осуществляет набор сотрудников на конкурсной основе с перечислением условий конкурса.

Например. Организации требуется секретарь-референт (жен., до 35 лет, высшее обр.) со знанием английского языка, ПК, делопроизводства, этики делового общения. Опыт работы от 2 лет.

Необходимо было составить программу с использованием всевозможных вариантов конструкции ветвления, чтобы выяснить, будет ли тот или иной человек принят на работу в эту фирму. Кроме этого, приветствовалось создание графической заставки.

Учащиеся демонстрируют друг другу и учителю выполненные работы.

4. Проверка усвоенного материала.

Компьютерное тестирование по теме “Ветвление”.

5. Дополнительное задание.

На каждом мониторе сверху лежит карточка с задачами по теме “Ветвление”. Учащиеся на выбор решают из карточки задания.

Содержание карточки:

  • Вывести на экран компьютера сообщение о том, какой четверти координатной плоскости принадлежит точка с координатами x, y (блок- схема, программа).
  • Определить, является ли треугольник с длинами сторон a, b, c прямоугольным (алгоритм на алгоритмическом языке, программа).
  • Заданы три длины отрезков a, b, c. Существует ли треугольник с такими сторонами? (математическая модель, алгоритм на алгоритмическом языке, программа).
  • В зависимости от введенного номера месяца выдать на экран название времени года (блок-схема, программа).

6. Подведение итогов урока.

7. Домашнее задание.

На выбор любые две нерешенные задачи из карточки.