Урок информатики по теме: "Получение цветного изображения. Цветовые модели". 5-й класс

Разделы: Информатика

Класс: 5


Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Цели:

  • познакомить с понятием цветовой модели, с получением цвета, основными типами цветовой модели их особенностями; учить определять цвет в формате RGB, учить работать с цветом в графическом редакторе Paint;
  • развивать логическое мышление и практический навык работы в графическом редакторе;
  • формировать устойчивый интерес к предмету.

ТСО: современный компьютерный класс, ММК, локальная сеть.

ПО: Paint, PowerPoint, модель RGB.

Ход урока

1. Организационный момент (приветствие, вступительное слово учителя, постановка целей и задач — 2–3 мин.). В ходе урока ученики заносят предлагаемые учителем записи в тетради.

Слово учителя. В нашей жизни мы постоянно сталкиваемся с изображением, цветным и черно-белым. Для получения цвета используются различные технологии: для получения печатного изображения одна технология, для изображения на экране монитора — другая. Например, при работе на компьютере мы постоянно видим цветное изображение.

Вопрос. А как получается тот или иной цвет, который мы видим? Давайте попробуем ответить на этот вопрос.

2. Объяснение нового материала (слово учителя с демонстрацией на примерах — 20 мин.):

Приложение 2

Вопрос. Ребята, вспомните, как на уроке рисования вы, смешивая краски, получали новые цвета. Какие краски вы использовали, какие цвета получили?

Возможные варианты ответа: желтый + синий = зеленый, красный + зеленый = коричневый.

Слово учителя.

  • Сами не подозревая, вы уже знакомы с цветовой моделью, которая используется и для создания печатной продукции (газеты, журналы, плакаты, открытки, флаги и т.д.).
  • Цветовая модель — это способ разделения цвета на составляющие его компоненты: основные и дополнительные цвета, при смешении которых образуются другие оттенки.
  • Цветовая модель CMYK используется для подготовки печатных изображений на бумаге и материале.
  • В полиграфии существует трудность с получением черного цвета. Поэтому в цветовой модели CMYK черный цвет выделен как самостоятельный цвет. Основными цветами в этой модели считаются – Cyan (голубой), Magenta (пурпурный), Yellow (желтый), blacK (черный).
  • Возьмем чистый лист бумаги и нарисуем два круга одинакового цвета; дадим высохнуть краске. Затем на один из кругов нанесем краску того же цвета и дадим высохнуть краске. Повторим операцию несколько раз. В результате мы заметим, что круг, на который мы наносили краску несколько раз, намного темнее второго круга, где краска нанесена единожды. Чем больше краски на бумаге, тем темнее (тусклее) изображение. Увеличение количества краски приводит не к увеличению зрительной яркости, а наоборот к ее уменьшению.
  • Схема образования цветов имеет огромное значение во всех компьютерных программах, работающих с цветом.

Вопрос. Ребята, перечислите, в каких программах можно работать с цветом изображения.

Возможный вариант ответа: Paint, электронные презентации PowerPoint.

  • Сначала, ребята, давайте рассмотрим процесс получения цветного изображения на экранах мониторов и телевизоров. Мы уже говорили с вами об устройстве монитора. Электронно-лучевая пушка излучает 3 луча трех основных цветов: красного (Red); зеленого (Green) и синего (Blue). Они накладываются один на другой. Возникают новые цвета или оттенки основных цветов. Этот процесс называется цветовой моделью RGB.

Вопрос. Кто из вас догадался, почему она так называется?

Возможный вариант ответа: по первым трем буквам основных цветов.

  • RGB - наиболее простая и распространенная цветовая модель. В этой модели работают все мониторы и телевизоры.
  • Цвета располагаются именно в той последовательности, как перечислено в цветовой модели: на первом месте всегда стоит красный, затем зеленый и последним идет синий цвет.
  • RGB – трехканальная цветовая модель.
  • Каждый их компонентов может принимать одно из 256 значений, от максимальной интенсивности 255 до минимальной 0.
  • Наглядно это можно продемонстрировать, используя программу (Приложение 1) “Модель RGB”.
  • Давайте же рассмотрим более подробно, как получается тот или иной цвет. Возьмем 3 фонарика и три прозрачных пленки красного, зеленого и синего цветов. Где значение 0 — фонарик выключен; 255 — фонарик включен. Вставим пленки перед прожекторами фонариков для получения цветного изображения. Представим, что мы выключили свет, затемнили окна. Находимся в полной темноте. Включим фонарики и наведем их на стену. В результате получим 3 цветных круга (красный, зеленый и синий).
  • Теперь соединим лучи фонариков. В результате получим белый круг.

  • Разведем лучи фонариков так, что бы часть кругов все еще пересекалась.

  • Теперь выключим фонарики — в результате получим черный круг.

  • Мы рассмотрели получение цвета максимальной яркости. А что произойдет, если поставить две пленки одинакового цвета? А десять? Мы теряем яркость изображения. Каждая из цветных пленок задерживает часть света, излучаемого фонариком.

Если взять все три цвета половинной интенсивности, то получим оттенки серого.

(200, 200, 200) — светло-серый, стремится к максимальной яркости

(50, 50, 50) — темно-серый (Приложение).

3. Закрепление пройденного материала (практическая работа — 20 мин.)

Задание 1. Определение цвета в формате RGB

Определите, какой цвет записан в модели RGB:

  1. (255, 0, 0)
  2. (0, 255, 0)
  3. (0, 0, 255)
  4. (255, 255, 255)
  5. (0, 0, 0)

Задание 2. Смешение цветов разной интенсивности в графическом редакторе Paint. Определите, какой цвет будет получен в результате смешения двух цветов максимальной интенсивности:

  1. красного и зеленого;
  2. зеленого и синего;
  3. красного и синего.
    Определите, какой цвет будет получен в результате смешения двух цветов половинной интенсивности:
  4. красного и зеленого;
  5. зеленого и синего;
  6. красного и синего.

Задание 3. Рисование заданным цветом в графическом редакторе Paint. Нарисуйте следующие геометрические фигуры заданного цвета:

  1. квадрат (205, 44, 100);
  2. прямоугольник (0, 230, 69);
  3. круг (30, 30, 30);
  4. овал (200, 100, 20);
  5. треугольник (10, 10, 10);
  6. трапецию (50, 50, 50).

Фронтальный опрос учащихся по новой теме:

Вопросы. Что такое цветовая модель? Для чего она нужна? С какими цветовыми моделями мы сегодня познакомились? Как получаются цвета в цветовой модели RGB?

4. Домашнее задание

  1. Провести самостоятельно эксперимент с получением изображения на бумаге и при помощи фонарика.
  2. Выучить тему, используя конспект.