Тема урока: "Статика твердого тела".10-й класс

Разделы: Физика


В основе проблемного обучения лежит поисковая учебная деятельность ученика, то есть самостоятельный поиск научных фактов, «открытие» явлений, законов, методов исследования и способов приложения знаний на практике.

Такое обучение начинается с создания проблемной ситуации-главного средства активизации мыслительной деятельности учащихся. Затем идут следующие основные этапы: формирование проблемы, поиск способов ее решения, выбор подходящего решения проблемы, формирование выводов, подведение итогов.

Цели урока:

Обучающая:

- способствовать осознанию условий равновесия тела при отсутствии вращения, имеющего ось вращения при отсутствии поступательного движения, устойчивости тел;
- способствовать формированию практических навыков ведения эксперимента.

Развивающая:

- способствовать развитию самостоятельности мышления по применению имеющихся знаний в различных ситуациях;
- продолжить формирование умений выдвигать проблему, вести поиск способов ее решения, выбирать подходящие решение;
- делать обобщения.

Воспитательная:

- познакомить учащихся с эмпирическим и теоретическим уровнем познания научных фактов и закономерностей;
- воспитывать организованность, уверенность в себе, самостоятельность, ответственность.

ТСО: видеомагнитофон, телевизор, призма, плакаты («Пизанская башня», «Падающие башни», «Останкинская башня»), материалы к экспериментальным заданиям.

Место проведения: кабинет физики.

Ход урока

Структурные элементы урока

Деятельность учителя и учащихся

1.Выявление имеющихся знаний и умений 1. Учащемуся предлагается у доски вывести условие равновесия тела имеющего ось вращения, если на него действует три силы.

2. Фронтальный опрос:

- При каком условии поступательного движения тело находится в равновесии?
- Какие силы могут вызвать равновесие тела имеющего ось вращения, а какие нет и почему?

-Должны ли быть силы одинаковы по модулю, чтобы был одинаковый результат?
-Одинаковый ли результат вращения могут вызвать равные по модулю силы?
-Что называется плечом силы?

2. Знакомство с новым материалом

Создание проблемной ситуации

 

 

Выдвижение проблемы: как Фальконе обеспечил равновесие скульптуры?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выбор пути решения проблемы

 

 

 

 

 

 

Высказывание предположения

 

Подтверждение высказанного предположения

Просмотр видеофрагмента «Медный всадник».

Рассказ учителя об истории создания памятника и необходимости знаний условий равновесия тел.

Работа по схеме:

КАЧЕСТВЕННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАВНОВЕСИЯ - УСТОЙЧИВОСТЬ

img6.JPG (11687 bytes)

1. Работа с учебником.

Проработав теоретический материал, учащиеся отвечают на вопрос: при каких условиях равновесие можно считать устойчивым, неустойчивым, безразличным? (Рис.1.)

2.Фронтальный эксперимент.

Предлагается учащимся провести эксперимент, и выявить при каком относительном расположении центра тяжести и оси вращения тело может иметь устойчивое, неустойчивое и безразличное равновесие.

3. Эксперимент «Встаньте!» из книги Я.И.Перельмана «Занимательная физика».

4.Учитель демонстрирует опыт устойчивости тела имеющего опору в виде площадки.

Вывод: тело находится в равновесии, если вертикальная линия, проведенная через центр масс тела, проходит через площадь опоры, т. е. внутри контура, образованного линиями, соединяющими точки опоры. Если же эта линия не пересекает площадь опоры, то тело опрокидывается.

5. Прослушав сообщения учащихся о Пизанской, Останкинской башнях попытаться проанализировать ситуацию и сделать вывод об устойчивости этих объектов.

Учащиеся пробуют ответить на вопрос: какой выход нашел скульптор Фальконе, чтобы удержать вздыбленную лошадь на пьедестале?

Просмотр фрагмента памятника «Медный всадник». Образ Петра на скачущем коне сложился у скульптора сразу. Но задуманное надо было закрепить технически. Факольне долго наблюдал и делал зарисовки скакунов. Когда стало ясно, что удержать огромную скульптуру на двух опорах не удастся, Фальконе решает создать третью точку опоры. Так под задними копытами коня появляется змея, символизирующая врагов России. Восхищает тонкое знание механики и высокий эстетический вкус мастера. И это еще не все. Ни один  иностранный литейщик не брался за это сложное дело. И тогда Фальконе сам садится за книги по литейному делу. Вместе с русскими помощниками, преодолевая ряд неудач, Фальконе наконец заканчивает отливку. Установку и открытие памятника скульптор не увидел.

Итог урока Он величав, суров, красив,
Летит на вздыбленном коне.
Он - Петр первый, русский царь,
Его создатель Фальконе.
Бежит холодная Нева, и Петр смотрит ей во след,
Давя копытами коня
Змею – предвестницу всех бед.
В этой скульптуре Фальконе
Дал не один нам всем урок,
Точку опоры в той змее
Увидел он, хоть не пророк.
Вздыбленный конь на двух ногах
Устойчив не был, вот в чем суть,
Чтоб равновесие познать,
Пришлось в глубь физики взглянуть.
Змея обвила хвост коня,
Устойчив, сразу всадник стал.
И величавый лик Петра
Над Петроградом заблистал.
А.Смыков