Разработка открытого урока русского языка во 2-м классе по теме: "Безударные гласные в слове"

Разделы: Начальная школа


Цель: повторить правописание безударных гласных в слове при помощи подбора однокоренных слов и изменения числа слова.

Вырабатывать орфографическую зоркость, развивать внимание к окружающему миру.

Оборудование: учебник “Русский язык” 2 класс (авторы: Л.М.Зеленина, Т.Е.Хохлова), иллюстрация совы, сигнальные карточки, карточки с гласными О, А, И, Я, Е, плакат “Правила поведения в природе”.

Ход урока:

I.Организационный момент. Психологический настрой.

- Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня вместе. Мы спокойны, добры, приветливы. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашние обиду, злость. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть утра, тепло солнечных лучей. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.

II. Постановка задачи.

- Сегодня на уроке мы будем работать над правописанием слов с безударной гласной в слове и поговорим о природе, которая нас окружает.
- Откройте тетради и запишите дату.

III. Слово учителя.

- Вот и наступил последний месяц осени – ноябрь. На Руси ноябрь называли по-разному: студень, полузимник. Короткие и тусклые дни поздней осени. Поздно рассветает, рано смеркается. В ноябре рассвет встречается с сумерками.
- Сколько букв в слове ноябрь? Сколько звуков?
- Назовите последний звук. Дайте ему характеристику (согласный, звонкий, мягкий, непарный)
-Какой буквой обозначен?

IV.Минутка чистописания.

- Сегодня на чистописании напишем букву р.

V. Письмо по памяти.

- В ноябре зима с осенью боретс.
-Как вы понимаете смысл этой поговорки?

VI. Физминутка.

Большой палец встал один,
Указательный за ним.
Средний будит безымянный,
Тот поднял мизинчик малый.
Встали братцы все. Ура!
На работу нам пора!

VII. Словарная работа.

- Отгадайте загадки и запишите отгадки в тетрадь.

Птичка – невеличка ножки имеет,
А ходить не умеет.
Хочет сделать шажок-
Получается прыжок.
(Воробей)

Он в своей лесной палатке
Носит пестренький халатик.
Он деревья лечит,
Постучит - и легче.
(Дятел)

Непоседа пестрая,
Птица длиннохвостая.
Птица говорливая,
Самая болтливая.
(Сорока)

Днем спит,
А ночью летает,
Людей пугает.
(Сова)

- Какие птицы остаются зимовать в наших краях? (Дятел, сорока, воробей, сова)
- Как помочь зимующим птицам?
-В каком слове безударную гласную можно проверить? (Сова)
-Каким словом проверили? (Совы)

VIII. Работа по развитию речи.

- Рассмотрите иллюстрацию совы.
- Какие у неё глаза? (Большие)
- Какое оперение? (Мягкое)
-Какие лапы? (Мощные, с кривыми когтями)
- Какой клюв? (Загнутый)
- Сова – это крупная птица с мощными лапами. Сова находится под охраной государства. Она за лето уничтожает до 1000 мышей, которые способны уничтожить одну тонну зерна.

IX. Работа у доски.

- Составление предложений со словом сова.
Сова живет в лесу.
- Найдите главные члены предложения.
- Выпишите слова с безударными гласными, запишите проверочные слова к ним:
Сова – совы в лесу - лес
- Произведите звуко - буквенный анализ слова сова.
[ сава] – 2 слога, 4 звука, 4 букв.

X. Тема урока.

- Дети! В лесу живет много зверей и птиц. Деятельность человека влияет на жизнь животных и растений леса. Ведь когда люди вырубают лес, загрязняют воду, они невольно губят животных, для которых лес – это дом. Из-за этого одни животные исчезают совсем, другие стали редкими.

В нашей стране принят закон об охране и использовании живого мира. Наиболее редкие виды внесены в Красную книгу. В ней записаны 52 вида зверей и 65 видов птиц. Красный цвет- это сигнал опасности. Он как бы призывает всех людей: “Растения и животные в беде!

Помогите им!”

Мы только что познакомились с совой, которая тоже записана в Красную книгу.

- А теперь мы посмотрим, как живут животные в лесу. Поиграем в игру “Сигнал”.
-Просигнальте слова с опасным местом! (Запись на доске)

У птиц и зверей есть свои этажи.
Дятел и сова живут на деревьях.
Лиса и заяц ищут корм на земле.

- Дети выписывают слова на доску и устно проверяют:

Сова – совы, лиса – лисы, заяц – словарное слово.

XI. Самостоятельная работа.

- Работа по учебнику (Стр.60, упр.86 –по заданию)

XII. Итог урока.

- Какое правило, мы сегодня закрепили на уроке?
- Почему некоторые животные и птицы стали редкими?
-Какие правила поведения в природе выучили на уроке? (Ответы детей)
- И наш урок я хочу закончить строчками стихотворения Гнездослова:

Я сорвал цветок – он завял,
Я поймал жука – и он умер.
И тогда я понял, что прикоснуться
К красоте можно только сердцем.

XIII. Домашнее задание.

- Придумать и записать 5 слов с проверяемой безударной гласной, подобрать к ним проверочные слова.