Уроки открытия мира. (Методические рекомендации, конспект урока)

Разделы: Начальная школа


Век информации ставит перед школой задачу формирования функционально грамотной личности, т.е. человека, который обладает возможностями, позволяющими ему максимально реализовать себя. Эта задача реализуется в курсе “Окружающий мир” А.А. Вахрушева с помощью деятельностного подхода – традиционного инструмента образовательной системы “Школа 2100”. Одним из проявлений этого подхода является усвоение на уроках алгоритма самостоятельного решения стоящих перед школьником проблем, поиска ответов на возникающие у ребенка вопросы.

Использование проблемного метода предполагает особую форму подачи материала в каждом уроке – это диалог главных героев книг, брата и сестры Лены и Миши. Дети – герои книги – попадают в какие-то житейские ситуации, в которых имеющиеся у них представления о природе и обществе вступают в противоречие с новыми фактами. У ребят рождаются вопросы, для ответа на которые необходимо выполнить какое-либо задание к тексту или иллюстрациям учебника.

Я второй год работаю по образовательной программе “Школа 2100” и второй год предмет “Окружающий мир” преподаю по учебникам А.А. Вахрушева. Среди коллег бытует мнение, что учебный материал, предложенный авторами, слишком объемен и сложен для восприятия младшими школьниками. Хочу отметить, что в этом случае мы забываем о важнейшем принципе образовательной программы “Школа 2100” - принципе минимакса (каждый ученик может усвоить максимум содержания, а должен усвоить минимум). Давайте и дадим им такую возможность. А учебник Вахрушева как нельзя лучше этому способствует.

Занимаясь по учебнику для 1-го класса “Я и мир вокруг”, ученик познает мир, сравнивая его с собой, как наиболее известным ему объектом. Поэтому вся книга написана с позиций узнающего мир школьника. Главная ее цель – “показать всеобщую взаимосвязь маленького читателя со всей окружающей его действительностью”. Важнейшее умение, которое получают ребята в 1-ом классе, – способность находить связь понятия с явлением и явлений друг с другом.

Главная задача учебника для 2-го класса “Наша планета Земля” - познакомить школьников с языком географических карт, научить их “путешествовать” по карте. При этом основное внимание уделяется только тем географическим понятиям, которые используются в качестве подписей и легенд географических понятий. Главный навык, который приобретают школьники во 2-м классе, – пользование картами. При этом во 2-м классе вовсе нет необходимости выучивать всю многочисленную географическую номенклатуру, важно научиться находить на карте все предложенные географические объекты. Нужно подружиться с картой, узнать новый для себя язык.

Географический подход позволяет детям упорядочивать, постепенно накапливать огромную информацию, которую обрушивает на них современная цивилизация.

Стараюсь превратить учение по данным учебникам в учение с увлечением. На уроках использую игровую форму: на одном уроке мы – путешественники, на другом – ученые-исследователи, на третьем – наблюдатели; провожу предлагаемые авторами опыты. Это позволяет сделать процесс обучения более динамичным, личностно-ориентированным.

Материал в учебном параграфе очень хорошо организован: определенная цветовая гамма позволяет ученикам быстро находить необходимое, задания снабжены системой условных обозначений, показывающих способ деятельности, преобладающий в данном задании (подумай, соедини, подпиши, раскрась и тому подобное). Число заданий в учебниках-тетрадях избыточно, что позволяет учителю выбрать наиболее целесообразные и необходимые для усвоения материала.

И, если подходить к преподаванию творчески, продумывая каждую деталь урока, то материал учебника не будет уже казаться слишком объемным и сложным, а сам учебник будет восприниматься детьми как доступный и увлекательный источник знаний, путеводитель по окружающему миру. Главное – заинтересовать детей, подготовить почву для восприятия новых знаний.

Ниже предлагаю вашему вниманию один из уроков открытия нового знания во втором классе, на котором знакомство с новыми понятиями, объектами и словами будет происходить посредством в увлекательном поиске, игре.

Тема: “Части света, материки и океаны”.

Цели:

  • ознакомление учащихся с понятиями “части света”, “материки”, “океаны”;
  • формирование умения находить их на карте.

Оборудование: карта полушарий, атласы, “Бортовые журналы”, карточки

“Проверь себя”.

Ход урока

I. Организационный момент.

Доброе утро всем людям на свете:
Мамам и папам, взрослым и детям
Доброе утро животным и птицам,
Мошкам, букашкам и гусеницам.
Доброе утро! Слова пусть эти
Несут добро по все планете!

- Дорогие ребята! Пожелайте друг другу удачи на пути к знаниям.

- Скажите, какие правила нужно помнить, чтобы урок прошел дружно и эффективно?

(Мы должны работать дружно. Выслушивать мнения друг друга. На их основе выработать общее. Не ссориться. Выбрать старшего в группе.)

- Какие вопросы мы обсуждали на прошлом уроке?

(Мы говорили о том, что изображено на глобусе и карте. О значении цвета на карте.)

- Как думаете, мы всё узнали, что изображают на глобусе и карте? (Нет)

- А хотите продолжить изучение карты и еще что-нибудь узнать?

Тогда (открываю девиз) читаем:

“Не страшны нам любые испытанья
Вперед, друзья, откроем новые знания!”

II. Актуализация и постановка проблемы.

- У вас на партах лежат слова. Разбейте их на две группы: ось вращения, леса, меридианы, горы, озера, параллели, полюса, реки.

- Зачитайте получившиеся группы слов.

- Скажите, что объединяет эти слова?

(Это участки земной поверхности.)

- А как мы узнаем на карте, что это именно они?

(По цвету, каждому участку соответствует свой цвет)

- Зачитайте вторую группу слов.

- Что объединяет эти слова? Как можно назвать эту группу слов?

(Это воображаемые линии и точки.)

- Кто их придумал?

(Думаем, что человек.)

- Зачем они нужны?

(Чтобы проще было ориентироваться на поверхности нашей планеты)

- В каких ситуациях необходимо такое ориентирование?

(Думаем, во время путешествия.)

- А вы хотите отправиться в кругосветное путешествие?

(Да, конечно.)

- Разделимся на две команды.

- Одна (1-2 гр.) – будет двигаться по Северному тропику.

- Другая (3 и 4 гр.) – по Южному тропику.

- Какой транспорт выберем? Посмотрите на карту?

(Дети совещаются. Думаем, что это будет корабль, т.к. почти все пространство занимает вода)

- В любом плаванье принято вести бортовой журнал. Там сведения о том, что произошло в дороге или о том, что встретилось на пути. У вас ваши бортовые журналы.

- Будем двигаться на запад, начиная с Западного полушария.

- Итак, счастливого плавания!

Бортовой журнал.

1встреча. Название: суша или вода.
2 встреча. Название: суша или вода.
3 встреча. Название: суша или вода.
4 встреча. Название: суша или вода.
5 встреча. Название: суша или вода.
6 встреча. Название: суша или вода.

- О своем прибытии известите нас сигналом (даю сигналы “красный” - требуется помощь, “зеленый” - готово)

- Докладывайте о своих открытиях.

Слово 1 направлению:

(Мы обнаружили Атлантический океан, Северную Америку, Тихий океан, Евразию, Индийский океан, Африку)

Учитель фиксирует на доске.

- Докладывает 2-е направление (Южное):

(Мы обнаружили Атлантический океан, Южную Америку, Тихий океан, Австралию, Индийский океан, Африку)

- На какие две группы можно разделить увиденное и почему? (Суша и вода)

Суша Вода
Северная Америка Атлантический океан
Южная Америка Тихий океан
Евразия Индийский океан
Австралия
Африка

- Ребята! Что общего в увиденных вами участках воды?

(Это огромные водные просторы, простирающиеся от одного участка суши до другого)

- Какое общее название они имеют?

(Океаны) Вывешиваю название.

- Раньше они были предметом нашего обсуждения? (Нет)

- Опишите увиденные вами участки суши. Что в них общего?

(Это большие участки суши, окруженные со всех сторон водой)

- Какое общее название они имеют?

(Мы не знаем.)

- Как думаете, чему будет посвящен урок?

(Мы познакомимся с названием участков суши и воды, научимся находить их на карте)

III. Совместное открытие знаний.

- Как думаете, ребята, как можно было бы назвать такие участки суши?

(Дети предлагают свои названия)

- Сверим ваши предложения с материалом учебника с.77

Дети читают. Сигнализируют о соответствии. Мы нашли нужную информацию. Огромные участки суши, окруженные водой, называются материками. Всего материков шесть.

- Заменяю слово суша на материк.

- Все ли материки нам повстречались?

(Нет, мы не встретили Антарктиду) – выставляю на доску.

(Если не ответят, учитель: “Ребята, есть еще один материк. Его трудно отличить от океана. Найдите его. Почему отличить от океана трудно?” Там вечная мерзлота, он покрыт льдами)

IV. Первичное закрепление.

- Давайте рассмотрим материки и попробуем сравнить их. Какой самый большой? (Евразия)

- Покажите на карте.

- Самый маленький? (Австралия)

- Чем похожи Евразия и Северная Америка? (По месторасположению; расположены в Северном полушарии)

- Почему Австралию и Антарктиду можно объединить в одну группу?

(Расположены в Южном полушарии)

Физминутка.

- Ну что ж, друзья!

Прошу всех встать, будем знанья проверять.

Если я назову океан, вы присядете,

Материк – вы стоите.

- Внимание! Австралия, Тихий, Африка, Сев. Ледовитый, Атлантический. Евразия, Северная Америка, Индийский, Антарктида.

- Прошу всех сесть.

- Предлагаю вам попробовать распознать материки (карточки с контурами материков для групп)

№1 – Евразия; №2 – Северная Америка; №3 – Африка, №4 – Южная Америка, №5 – Антарктида, №6 – Австралия.

- Теперь мы знаем, как называются эти большие участки суши? Одним словом!

- Все ли мы океаны пересекли во время путешествия?

- Ответить на вопрос поможет карта.

(Мы не плыли по Северному Ледовитому океану)

- Попробуем сравнить океаны. (Креплю на доску)

Сравните океаны.

- Найдите самый большой и самый маленький океаны.

(Большой – Тихий, маленький – Сев. Ледовитый)

- В каком полушарии можно встретить все океаны срезу?

(Восточное и Северное полушария)

- Что еще интересного об океанах написано на стр.78 учебника?

(Оказывается вода в них соленая)

- Задание любознательным: найти ответ в книгах, а почему вода в океанах соленая?

(По времени можно подготовить информацию)

- Внимание, исследователь! Какие океаны омывают Австралию ? (1 группа)

Африку? (2 группа)

Евразию? (3 группа)

Северную Америку? (4 группа)

- Кто готов? Назвать и показать.

Австралию омывают…

Африку омывают…

Евразию омывают…

Северную Америку омывают…

V. Открытие новых знаний.

- Дети, посмотрите внимательно на карту и ответьте на вопрос: из видов суши только ли большие участки – материки встречаются на океанском просторе?

(Нет, острова – маленькие участки суши)

- Далеко ли от материков расположены острова?

(Чаще всего находятся рядом)

- Как думаете, как будут называться большие участки суши вместе с островами?

(Высказываю предположения)

- Поищите ответ в учебнике на стр.76.

(Такие участки суши называются части света, их 6)

- Выношу на доску части света.

- Назовите часть света, где жили наши предки.

(Европа) – выношу.

- Знакомые им соседние территории?

(Азия и Африка) – выношу.

- Какие потом были открыты части света?

(Америка, Австралия, Антарктида)

- Как думаете, какие части света называют Старым светом?

(Европу, Азию, Африку)

- Почему?

(Сначала люди знали только эти территории)

- Да, ребята, люди знали только Европу, Азию, Африку, потом во время путешествий и были открыты другие части света. Шло время, происходили изменения, часть земной поверхности уходила под воду, образовывались острова. У частей света без островов появилось новое название – материк.

VI. Самостоятельное применение знаний.

- Ну, а теперь наступил момент самостоятельному применению полученных знаний. Прошу старших по группам подойти за карточками.

- Раздайте каждому члену группы. Ребята! Кто выполнит задание, может себя проверить по образцу для проверки.

- Эти образцы вы найдете на фортепиано, столе, парте.

- Оцените себя. У кого все плюсы - какой для себя зажжёте свет? (Зеленый)

- Да, можете плыть дальше по океану знаний.

- У кого есть минусы? Свет? Надо ему поработать.

VII. Итог.

- Эффективно ли прошел урок?

- Ребята, что нового вы узнали на уроке?

(Узнали, как называются большие участки суши и воды)

- Как? Какова же тема нашего урока?

- Как узнавали? Что помогло?

- Где пригодятся знания?

- Старшие в группе доложат, кто из ребят больше всех помог в открытии знаний.

- Встаньте, дети. Наши корабли прибыли в порт.

- Спасибо за урок!

Резервное задание.

- Ребята! Если материки окружены со всех сторон океанами, наверное, они должны плавать по поверхности океана, как корабли?

(Нет, они не плавают)

- А как думаете, что находится под водой?

(Думаем, что под водой находится дно, тоже участки суши)

- Если бы поверхность земли была ровной, что бы тогда мы наблюдали?

(Кажется, что везде была бы вода.)

- Обо всем об этом вы еще узнаете, а пока подведем итог нашему уроку.