Развитие творческих способностей учащихся при работе с текстом

Разделы: Начальная школа


Выдающийся русский учёный-психолог Л.С. Выготский ещё в 30-е годы ХХ века обосновал целесообразность обучения,, ориентированного на развитие ребёнка. Идеи Л. С. Выготского получили своё воплощение в современной концепции образования. Одним из аспектов концепции является: развитие художественно- творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости, обогащение нравственного опыта младших школьников.

Развитие детского творчества в первую очередь зависит от учителя, его творческого потенциала. Поэтому перед учителем стоят следующие задачи:

  • создать в детском коллективе атмосферу творчества и созидания, тем самым, помогая раскрыться способностям каждого ученика;
  • приучить детей выполнять задания в своём неповторимом варианте, развивая тем самым самостоятельность, активность, инициативу, т. е. качества сопутствующие творчеству и обусловливающие развитие творческих способностей учащихся.

Урок чтения, как никакой другой подходит для решения поставленных задач. Множество видов работы над текстом на уроке чтения, позволяют раскрыть и в дальнейшем развивать творческие способности младших школьников.

Приведу некоторые фрагменты из опыта моей работы.

Простое задание - составить пять вопросов к тексту, превращаю в увлекательную игру “Верно - неверно”. Эту игру можно предлагаю детям сразу после прочтения текста. Заранее выбираю фразы из текста и некоторые из них изменяю. Зачитываю фразу и если она верная, то дети её помечают цифрой 1, а если нет, то цифрой 0. Например, при изучении русской народной сказки “Каша из топора”, предложила детям такие фразы:

  • Шёл солдат на побывку.(1)
  • Постучал в избу, дверь ему открыла Снегурочка.(0)
  • Можно и из пилы кашу сварить.(0)
  • “Ох и хороша каша”, - говорит солдат.(1)
  • Стали есть суп да похваливать.(0)

Таким образом, у учащихся должна получиться цепочка цифр 1 0 0 1 0. Проверяем, что получилось у детей и по ходу проверки они исправляют неверные высказывания. В третьем и четвёртом классах готовят игру сами учащиеся.

При изучении поэтических произведений использую такие формы:

  • дети рисуют иллюстрацию к наиболее понравившемуся стихотворению и подписывают четверостишием из этого произведения или придумывают свои стихи;
  • рисуют рисунки не озвучивая их; ученики по очереди выходят к доске, показывают свой рисунок, а одноклассники должны назвать стихотворение и пользуясь учебником найти четверостишие, которое относится к данному рисунку.

Детям очень нравятся задания тестового характера. Такой вид работы можно применять когда изучаемое произведение объёмное или состоит из ‘нескольких глав, но при этом учащиеся должны выполнять тест с помощью текста сказки. Вот как я это делаю, на примере сказки “Гадкий утёнок” Г. А. Андерсена. Перед началом работы каждому ребёнку выдаётся бланк ответов, на котором из трёх вариантов выбирается один правильный ответ. Итак, начинаем работу со страницы 45 :“В чаще лопуха было так же глухо и дико, как в самом глухом лесу, и вот там- то сидела на яйцах….”

А.Гусыня

Б.Утка

В.Лебедь

Страница 47: “Ну, живо, живо за мной! Я сейчас введу вас в общество- мы отправимся на…”.

А.Королевский двор

Б.Скотный двор

В.Птичий двор

Страница 48 “В избушке жила старуха со своим…”.

А.Петухом и собакой

Б.Котом и курицей

В.Индюком и кошкой

Страница 49: “и вдруг в чистой, как зеркало воде он увидел своё собственное отражение. Но теперь он был уже не гадким тёмно- серым утёнком, а….”.

А.Белым лебедем

Б .Розовым фламинго

В.Серебристой цаплей

Проверить этот тест можно разными способами:

  • Учитель на доске открывает заранее написанные правильные ответы, учащиеся сверяют свои ответы с доской. Затем, учитель просит поднять руки детей безошибочно выполнивших задания, у которых одна ошибка и т. д.
  • Учитель читает тестовое задание по страницам, а учащиеся находят в тексте и зачитывают правильный ответ;
  • Учащиеся выполняют проверку между собой в парах, группах.

Детское творчество неисчерпаемо. Важным аспектом является свободная атмосфера в классе, доверие и уважение со стороны учителя, предоставление ученикам самостоятельности, свободы суждений и право отстаивать свою точку зрения, внимание к интересам и склонностям каждого ученика.

Главный стимул творчества - огромная радость, которую получают и ученик, и учитель.