Каждый человек уникален и ценен

Разделы: Работа с дошкольниками, Общепедагогические технологии


Дерево жизни.

Предложите детям нарисовать дерево своей жизни по следующей схеме:

  • Корень – цель и смысл вашей жизни;
  • Ствол – ваше представление о себе;
  • Ветви – качества, которые вы хотели бы иметь, ваши мечты и желания;
  • Плоды – качества, которые вы уже имеете, исполненные мечты и желания;

Обсудите с детьми “деревья жизни”, выявляя общие тенденции и делая выводы. Постарайтесь подвести детей к мысли, что какова цель нашей жизни, таковы и её плоды.

Отгадай, кто какой?

Раздайте детям листочки и попросите их написать имена тех из группы:

  1. Кто никогда не опаздывает_____?
  2. Кто никогда не кричит_____?
  3. Кто всегда очень вежлив с другими_____?
  4. У кого самый красивый голос_____?
  5. У кого голубые глаза_____?
  6. Кто самый весёлый и шутливый_____?
  7. Кто самый серьёзный_____?
  8. Кто самый честный_____?
  9. Кто самый добрый_____?
  10. Кто самый справедливый_____?

Вопросы можно написать на доске. Затем дети должны в течение 10 минут вписать имена в карточку.

Соберите карточки и на следующем занятии объявите детям о результатах.

Затем поделите детей на группы и предложите каждой группе нарисовать цветок с лепестками качествами для всех детей группы. Из рисунков детей делается выставка.

Мой смешной портрет.

Предложите детям нарисовать самих себя, а затем придумать необычные названия для разных частей своего тела и подписать их на своем рисунке.

Попросите детей рассказать другим о своих рисунках, объясняя названия, которые они выдумали.

Что я умею и не умею?

Попросите детей разделить лист на четыре колонки. В первой колонке дети должны написать, что лучше всего они умеют делать. Во второй – что они умеют делать не очень хорошо. В третьей – чему они хотят научиться. В четвёртой – какие качества им для этого необходимы.

Дети должны заполнить эти колонки, написав в каждой, как минимум, по четыре пункта.

Обсудите эту таблицу индивидуально с каждым, а также предложите детям обсудить эту таблицу со своими родителями.

Что я люблю?

Предложите детям нарисовать альбом любви по темам:

  • Моё любимое время года
  • Моё любимое животное
  • Место, где я люблю бывать
  • Моё любимое занятие
  • Мой любимый фильм
  • Моя любимая книга
  • Мой любимый вид спорта
  • Моя любимая одежда
  • Моя любимая игра
  • Мой любимый цвет и т.д.

По своим альбомам любви попросите детей рассказать другим о себе или рассказать о своих друзьях по их альбомам.

Заветное желание.

Предложите детям загадать любое желание и представить, что оно исполнилось. Дети должны записать свое желание, а затем нарисовать его.

После того как все дети нарисуют свои исполненные желания, соберите рисунки и, поочерёдно показывая их детям, попросите их угадать по рисункам желания друг друга.

Эту игру целесообразно проводить несколько раз в год, чтобы дети могли проанализировать, какие желания у них исполнились, а какие нет, и почему.

Самый страшный страх.

Предложите детям нарисовать свой самый большой страх и сочинить про него историю. Затем обсудите с детьми их рисунки и рассказы. Попросите детей нарисовать или описать страхи, которые у них в раннем детстве.

Обсудите с детьми, как им удалось избавиться от тех или иных страхов.

Когда я молчу.

Попросите детей закончить предложения словами или рисунками:

  • Я люблю помолчать, когда я нахожусь____.
  • Тишина для меня – это_____.
  • Когда я молчу, я чувствую_____.
  • Когда я говорю, а все молчат, я чувствую_____.
  • Когда все говорят, а я молчу, я чувствую_____.
  • Когда я гуляю по лесу, я чувствую_____.
  • Я люблю помолчать, когда я слушаю_____.

После того, как дети ответят на эти вопросы, попросите их написать небольшое сочинение на тему: “Что такое для меня тишина?”

Это задание можно выполнять при обсуждении любого понятия, например: красоты, улыбки, праздника и т.д.

Дотронемся до счастья.

Крупными буквами напишите на доске слово СЧАСТЬЕ и попросите детей перечислить, каким бывает счастье, например: радостным, весёлым, сияющим.

Затем включите спокойную музыку, попросите детей закрыть глаза и представить, что они дотрагиваются до счастья. Предложите детям нарисовать портрет своего счастья или описать свои ощущения от этого чувства.

Из рисунков и описаний детей сделайте стенд: “Когда мы дотрагиваемся до счастья”.

Подобным образом проведите с детьми беседы о радости, любви, доброте и других понятиях.

Сокровища сердца.

Разделите детей на группы и каждой группе раздайте рисунок большого сердца. Дети должны разделить это сердце на клеточки и вписать в них те качества, которые делают сердце человека сияющим. Группа, написавшая больше всего качеств, становится хранительницей сокровищ сердца.

Когда дети рассмотрят и обсудят рисунки, попросите их на большом листе ватмана нарисовать общее сердце и вписать в него качества всех рисунков.

Когда мне хорошо.

Предложите детям закончить предложения словами или рисунками:

  • Когда мне хорошо_____.
  • Когда мне плохо_____.
  • Когда мне грустно_____.
  • Когда мне весело_____.
  • Когда я сержусь_____.
  • Когда я не уверен_____.
  • Когда я горжусь_____.
  • Когда я боюсь_____.
  • Когда я плачу_____.
  • Когда я люблю_____.

По рисункам друг друга дети угадывают, какое состояние изображено.

Побеждает тот из детей. Кто даст больше всего правильных ответов. Угадывать можно группами.

Эту игру можно повторить, зачитывая словами, которыми дети закончили предложения. Например, в предложении: “Когда мне хорошо, я улыбаюсь”, читаются только слова: “я улыбаюсь”, а дети должны догадаться, к какому состоянию относятся эти слова.

Если бы я.

Предложите детям подумать над следующими предложениями и закончить их рисунками или небольшими сочинениями.

  • Если бы я был(а) ветром, то_____.
  • Если бы я был(а) звездой, то_____.
  • Если бы я был(а) ветроблаком, то_____.
  • Если бы я был(а) морем, то_____.
  • Если бы я был(а) лесом, то_____.
  • Если бы я оказался(лась) на луне, то_____.
  • Если бы я жил(а) в прекрасном замке, то_____.
  • Если бы я был(а) невидимкой, то_____.
  • Если бы я был(а) самым(ой) добрым(ой) на свете, то_____.
  • Если бы я был(а) искусным врачом, то_____.
  • Если бы я был(а) самым лучшим изобретателем в мире, то_____.

На кого я похож?

Предложите детям закончить или, наоборот, начать предложения:

  • Я похож(а) на ветерок, дующий с_____.
  • Моё сердце бьётся, как_____.
  • Мне так радостно, что я_____.
  • _____, будто весь мир стал волшебным.
  • _____, похожий на огромный разноцветный шар, напоминающий землю.
  • _____ все люди улыбались и смеялись.
  • Эта книга помогла мне понять, что_____.

Цветок желаний.

Нарисуйте на доске большой цветок. Затем попросите детей перечислить все свои самые сокровенные желания и запишите их на лепестках цветка. После этого поделите детей на несколько групп и предложите им выбрать из всех сокровенных желаний какое-либо одно, которое им покажется самым сокровенным. Затем дети должны нарисовать на большом листе ватмана цветок или дерево этого желания и придумать сказку о том, как это желание исполнилось. Предупредите детей, что прежде чем выбрать из многих желаний какое-либо одно, каждый из них должен написать на листочек свой выбор. Выбирается желание, написанное на большинстве листочков.

Из рисунков и сказок детей составляется книга: “Наши сокровенные желания”.

Волшебный стул.

Попросите детей встать в круг, в центре поставьте какой-нибудь красивый стул.

Дети идут по кругу и поют:

Кто сегодня всех красивей?
Кто сегодня всех счастливей?
Поскорее появись!
На волшебный стул садись!

По очереди дети садятся на стул, и каждый по кругу должен сказать о сидящем на стуле что-нибудь хорошее и доброе.

Перед началом игры расскажите детям о том, что волшебный стул умеет дарить детям добрые качества и, наоборот, отнимает у них всё плохое. Но чтобы увидеть это, нужно смотреть волшебными глазами на того, кто сидит на волшебном стуле.

Давайте говорить друг другу комплименты.

Для более старших детей предыдущее задание можно изменить.

Попросите одного из детей выйти из комнаты. Затем предложите каждому сказать в адрес вышедшего человека какой-либо комплимент. Запишите все комплименты, а затем позовите того, кто выходил из комнаты и зачитайте ему записанное.

Это задание целесообразно проводить как можно чаще, чтобы дети приучились говорить друг другу хорошее.

Рисуем друг друга.

Предложите детям нарисовать портрет кого-либо из своих друзей. По рисункам друг друга дети угадывают, кто нарисован.

Затем из всех портретов делается выставка: “Рисуем друг друга”.

Любит, не любит?

Попросите детей разделить лист бумаги на две половины. В одной части каждый должен написать, что в жизни он любит больше всего любит, в другой – что он любит меньше всего. Предупредите детей, что пунктов должно быть не очень много, и попросите детей подписать свои фамилии на листочках.

Соберите листочки, прикрепите их на стенд и попросите детей в течение нескольких дней внимательно изучать его. Через три дня дети по памяти должны написать все, что они помнят о каждом из своих друзей.

Эта игра – прекрасный способ знакомства с людьми.

Цветок качеств.

Предложите детям нарисовать цветок самых важных для жизни человека качеств. Число лепестков зависит от количества качеств, которые дети сочтут самыми необходимыми для жизни. Каждое качество должно быть записано на отдельном лепестке. Затем предложите детям раскрасить свои лепестки-качества.

После того как дети нарисуют свои цветы, обсудите с ними цветовые соответствия между разными качествами и красками, в которые окрашены лепестки. Предложите детям написать список качеств, которые большинством из них считаются самыми необходимыми для жизни.

Волшебная птица.

Поделите детей на несколько групп и попросите их на большом листе ватмана нарисовать птицу с двумя большими крыльями. На одном крыле птицы дети должны написать все крылатые качества человека, а на другом – качества, которые тянут человека к земле. Затем дети придумывают сказку о волшебной птице, которая учила людей тем или иным крылатым качествам. Сказки детей склеиваются в книгу: “Сказки о волшебной птице”.

Кого мы уважаем?

Попросите детей на одной половине листа написать имена людей, которых они уважают, а на другой – имена тех, чьё уважение они хотели бы заслужить.

Затем дети отвечают на вопросы:

  • Какую роль играет уважение в жизни людей?
  • Что в людях достойно уважения?
  • Почему я хочу, чтобы те или иные люди уважали меня?
  • Что я чувствую, когда меня уважают или не уважают?
  • Кого труднее уважать: знакомых или незнакомых?

Нужно ли уметь спорить?

Разделите детей на три группы. Каждой группе раздайте ситуацию для обсуждения и попросите детей решить, как бы они повели себя в том или ином конкретном случае.

  1. С вами стал спорить старый человек;
  2. С вами стал спорить ребёнок;
  3. Вы вступили в спор со своими родителями;

Затем дети отвечают на вопросы:

  • Всегда ли старые люди правы?
  • Нужно ли прислушиваться к мнению маленьких?
  • Должны ли дети спорить со своими родителями?

Обсудите с детьми правила спора, в котором рождается истина, и запишите эти правила на доске. Это задание дети могут выполнять в группах.