Повторительно-обобщающие уроки по теме: "Основы термодинамики"

Разделы: Физика


“Основы термодинамики”

Цели:

Обучающая

  • закрепить знания формул и понятий по данной теме;
  • научить применять имеющиеся знания к различным; - теоретическим и практическим заданиям;

Воспитательная

  • формирование навыков коллективной работы в сочетании с самостоятельностью учащихся;
  • формирование сознательной дисциплины;

Развивающая

  • развивать познавательный интерес к физике;
  • развитие “физической” речи учащихся.

План уроков

I урок

  1. Организационный момент.
  2. Повторение формул.
  3. Решение задачи о месторождении г.Новый Уренгой.
  4. Решение экспериментальной задачи.
  5. Работа с учебником (решение задачи - упр.6,№12-Физика:Учебник для 10 кл. общеобразовательных учреждений-6-е изд. М.: Просвещение, 1998г.)
  6. Физика и А.С. Пушкин.

II урок

  1. Решение задач, заданных графическим способом.
  2. “Физика за чайным столом”.
  3. Решение задачи.
  4. Кроссворд.
  5. Домашнее задание.
  6. Подведение итогов, выводы уроков.

Ход 1 урока

11.Тема двух уроков это повторение и обобщение знаний, полученных при изучении “Основ термодинамики”

Цель наших уроков:

  • закрепить знания формул и понятий по теме “Основы термодинамики”
  • показать умение применять приобретённые знания на примере решения теоретических и практических заданий
  • формирование коллективной и самостоятельной работы на уроках физики

21.Повторение формул, изученных по теме: “Основы термодинамики”. На доске размещены восемь формул, к ним задаются вопросы:

а). По какой формуле вычисляется количество теплоты при нагревании или охлаждении?
б). По какой формуле вычисляется количество внутренняя энергия одноатомного идеального газа?
в). Если будет уменьшаться или увеличиваться внутренняя энергия одноатомного газа, по какой формуле можно определить изменение энергии?
г). По каким формулам вычисляются работа, совершённая над системой и работа, которую выполняет при этом сама система?
д). По какой формуле можно вычислить количество теплоты, которое необходимо передать жидкости для превращения её в пар?
е). Тело расплавилось, какое количество теплоты ему сообщили для плавления?
ж). Сформулируйте I закон термодинамики и укажите, какой формуле он соответствует?

31.Решение задачи о месторождении г.Новый Уренгой.

Известно, что крупнейшее месторождение в г.Новый Уренгой даёт 261,6 млрд. кубометров газа в год. Какое количество теплоты ежедневно можно получать при полном сгорании газа? Удельная теплота сгорания q газа 50 МДж/кг, плотность газа 1,2 кг/м3.

Задача №1.

Ответ: 43*1015Дж.

41. Следующее задание экспериментального характера.

Вот перед вами мензурка с водой и термометр. Используя данные физические приборы определить, какое количество теплоты необходимо сообщить воде, чтобы нагреть её до температуры кипения.

Ответ: Q=840 Дж\кг*К*(1000C- t1)

51. До сих пор нам приходилось использовать формулы для вычисления количества теплоты. В учебнике, в упр.6 задача 12 дана задача другого характера.

В цилиндре компрессора сжимают идеальный одноатомный газ, количество вещества которого 4 моль. Определите, на сколько поднялась температура газа за один ход поршня, если при этим была совершена работа 500 Дж. Процесс считайте адиабатным.

Ответ: 10К.

61. Следующая часть урока будет посвящена поэзии. В творческом наследии А.С. Пушкина множество ярких и образных описаний природы, имеющих физический смысл (зачитываются отрывки из известных произведений писателя и задаются к ним вопросы).

1. Русалка.

Туман над озером дымился
И красный месяц в облаках
Тихонько по небу катился.

Вопрос:

Почему вечером над водоёмами появляется туман?

2. Евгений Онегин.

Татьяна пред окном стояла,
На стёкла хладные дыша,
Задумавшись, моя душа,
Прелестным пальчиком писала
На отуманенном стекле
Заветный вензель О да Е.

Вопрос:

Что подразумевал писатель- поэт под словами “на отуманенном стекле”?

3. Домик в Коломне.

И снег скрипел и синий небосклон,
Безоблачен, в звездах, сиял морозно.

Вопрос:

Почему зимой при ясном небе часто бывают морозы?

4. Евгений Онегин.

Проснулся утром шум приятный,
Открыты ставни; трубный дым
Столбом восходит голубым…

Вопрос:

Почему дым “столбом восходит голубым”?

5. Руслан и Людмила.

В нём гнев свирепый умирает,
И мщенье бурное падёт
В душе, моленьем усмирённой:
Так на долине тает лёд,
Лучом полудня поражённый.

Вопрос:

Почему под действием полуденных лучей лёд тает наиболее интенсивно?

Ход 2 урока

12.На доске графическим способом заданы задачи. На рисунке 1 представлен циклический процесс, проведённый с идеальным газом. Определить:

a) как называется каждый процесс?
b) как изменяются термодинамические параметры газа при переходе из одного состояния в другое?
c) за счёт каких физических величин происходит изменение внутренней энергии газа?

V.

На рисунке 2 изображён график описывающий изопроцесс, протекающий в идеальном газе. По данному графику определить, какую работу совершает газ, переходя из одного состояния в другое.

Ответ: 600 кДж.

22. Знания физики нужны не только для решения задач, но и для объяснения явлений происходящих в обыденной жизни, в быту. Следующая часть урока называется: “Физика за чайным столом”.

  1. Зачем в стакан кладут ложечку, когда наливают горячий чай?
  2. Почему ручки у самовара пластмассовые?
  3. Почему самовар распаивается, если его начинают разогревать без воды?
  4. Почему электрические чайники делают блестящими?
  5. Стаканы часто трескаются, когда в них наливают горячую воду. Какой стакан скорее треснет, гранённый или гладкий?
  6. Отчего крышка чайника начинает иногда подпрыгивать?
  7. Чтобы жидкость кипела к ней необходимо подводить теплоту, однако температура жидкости при этом не повышается. На что расходуется подводимая теплота?

32. Задача №6

При соблюдении некоторых мер предосторожности воду можно переохладить, т.е. охладить её ниже 00С. Пробирку, содержащую m=12г переохлаждённой воды с температурой t=-50C, встряхивают. При этом часть воды замерзает. Какова масса mл образовавшегося льда? Теплообменом с окружающей средой и теплоёмкостью самой пробирки можно пренебречь.

Ответ: 0,76г.

42. Разгадывание кроссворда (кроссворд прилагается к данной работе в отдельном файле, под названием: Приложение1.) После разгадывания ученики сравнивают свои ответы с правильными ответами, вывешенными на доске и выставляют сами себе оценки.

“5”- без ошибок

“4”- от 1 до 3 ошибок

“3”- от 3 до 5 ошибок

“2”- более 5 ошибок

Ребята поднимают руки сначала те, у кого “5”, затем “4”, “3”, “2”, все эти оценки выставляются в журнал.

52. Итоги: как ученики работали в течении двух уроков (объявление оценок)

62. Домашнее задание

Подготовить доклады по темам: “Тепловые явления в природе”; “Тепловые двигатели”. Самостоятельно составить 2 задачи по теме: “Основы термодинамики”. Упр.6 (11,9). ( Физика: Учебник для 10 кл. общеобразовательных учреждений-6-е изд. М.: Просвещение, 1998г.)