Урок по теме: "Графические операторы Qbasic"

Разделы: Информатика


Цели:

учебная: научить использовать операторы графики при составлении программ на Qbasicе;

развивающая: развивать умения и навыки самостоятельной работы;

воспитательная: формировать способность к самоорганизации.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: Персональный компьютер, проектор, карточки с заданиями.

Студент должен знать:

Операторы графики, координаты точек на экране, для работы в графическом редакторе; составлять и запускать на исполнение программу, используя операторы графики; рисовать на ЭВМ точки, линии, окружности, задавать цвет изображения

Должны уметь:

Вводить на экран программу изображения, редактировать изображение.

Ход урока:

I. Организационный момент (1 мин)

II. Актуализация опорных знаний (10 мин)

На экране с помощью проектора изображена координатная плоскость, на ней указаны точки A, В, С, D. Необходимо объяснить, как определить координаты точки на координатных осях. Работа происходит фронтально с группой.

III. Мотивация учебной деятельности (2 мин)

Значимость темы “Графические операторы QBasica”, цели занятия.

IV. Изучение нового материала

План изучения нового материала:

  1. Оператор SCREEN
  2. Оператор COLOR
  3. Оператор PSET
  4. Оператор LINE
  5. Оператор CIRCLE
  6. Оператор PAINT
  7. Составление программы
  8. Оператор CLS
  9. Рассмотрение примеров

Изучение нового материала происходит с помощью слайдов, выводим проектором на экран.

Слайд 1. Оператор SCREEN

SCREEN n – задаёт графический режим экрана

n – номер графического режима

SCREEN 12 – частный случай

(640 x 480) – разрешение экрана

16 цветов

Слайд 2. Рисунок координатной плоскости

Рис. 1

Слайд 3. Таблица используемых цветов

Таблица 1

0

черный

1

синий

2

зеленый

3

бирюзовый

4

красный

5

малиновый (фиолетовый)

6

коричневый

7

светло-серый

8

темно-серый

9

светло-синий

10

светло-зеленый

11

светло-бирюзовый

12

светло-красный

13

светло-малиновый

14

желтый

15

белый

Слайд 4. Оператор COLOR

COLOR n

n – номер цвета (по таблице)

Слайд 5. Оператор PSET

PSET (X,Y), С

Х, У – координаты точки

С – цвет точки

Слайд 6. Оператор LINE

LINE (X1,Y1)-(Х2,У2),С

Х1,У1 – КООРДИНАТЫ НАЧАЛА

Х2,У2 – КООРДИНАТЫ КОНЦА

С – ЦВЕТ

LINE (X1,Y1)-(Х2,У2),С,В

LINE (X1,Y1)-(Х2,У2),С,BF

Слайд 7. Оператор CIRCLE

CIRCLE (X, Y), R, C

X,Y – координаты центра

R – радиус

C – цвет

Слайд 8.

CIRCLE (X, Y), R, C, P1, P2

P1 – начальный угол (в рад.)

P2 – конечный угол (в рад.)

Рис. 2

Слайд 9.

CIRCLE (X, Y), R, C, - P1, - P2

CIRCLE (X, Y), R, C, , , k

0<k<1, сжатие по оси ОУ

k>1, сжатие по оси ОХ

Слайд 10. Оператор PAINT

PAINT (X, Y), C1, C2

X,Y – координаты точки

C1 – цвет фигуры

C2 – цвет границы

Слайд 11. Оператор CLS

CLS – оператор очистки экрана

Составление программы для рис. 3 у доски

Рис. 3

V. Закрепление нового материала

группа делится на две подгруппы дифференцированно (15 мин)

1 подгруппа работает за компьютерами с готовой программой (студенты со слабой подготовкой). Выполняют изменения в программе.

2 подгруппа работает на рабочих местах (студенты с сильной подготовкой). Работает с индивидуальным заданием по составлению программы. Задания по сложности такие же, как разобранный пример у доски.

Подгруппы меняются местами (20 мин).

2 подгруппа работает за компьютерами, набирают свою составленную программу, запускают ее, редактируют программу.

1 подгруппа работает на рабочих местах, составляют по индивидуальному заданию программу.

Полученные результаты на компьютерах 2 подгруппы просматриваются всеми студентами.

VI. Домашнее задание (1-2 мин)

Выводится на экран, с помощью проектора.

1. Составить кроссворд, используя названия операторов

2. Составить программу “Флаг России”.

VII. Итог урока (5 мин)

Подведение итогов занятия, оценка работы студентов.

Литература:

Быля Т.Н., Быля О.И. Изучаем информатику, программируя на Бейсике. – Москва, Айрис Рольф, 1997.