Урок математики в 1-м классе по программе "Гармония"

Разделы: Начальная школа


Цели: закрепить изученные свойства числа 0, составление равенств на сложение и вычитание с нулем; закрепить навыки счета в пределах 9; воспитывать чувство взаимопомощи; развивать интерес к математике, активность и внимание учащихся.

Оборудование:

  1. Истомина Н.Б., учебник “Математика”, 1-й класс, Изд. “Ассоциация XXI век” Смоленск 2002.
  2. Истомина Н.Б., Шмырева Г.Г., Дидактические карточки-задания по математике. 1 кл., Изд. АСТ “Астрель” Москва 2003.
  3. Истомина Н.Б. Тетрадь по математике 1 кл, часть 1, “Ассоциация XXI век” Смоленск 2004 г.
  4. План – карта путешествия.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

- Ребята, я очень рада вас видеть. Послушайте, что я вам расскажу.

Далеко, далеко, за горами, за морями, за высокими лесами есть удивительная страна Математика. В ней живут различные числа и служат они королеве Математике. Однажды все узнали, что один злодей похитил королеву и заточил ее в темницу. Жалко вам королеву?

Дети: Да.

Учитель: Хотите ей помочь?

Дети: Да.

Учитель: Тогда мы должны отправиться в путешествие, найти и спасти королеву от злодея. Для этого путешествия вам понадобится ум, смекалка и быстрота.

На нашей доске расположена план-карта путешествия. (Рис.1)

На нашем пути будет много препятствий, которые приготовил злодей. Только преодолев их, мы сможем найти и спасти королеву. Путешествие мы начнем от нашей школы, поэтому сейчас откройте тетради и запишите число, “Классная работа”.

II. Устный счет

Учитель: Внимание! Мы подходим к лесу чисел. Посмотрите, здесь очень много тропинок. Чтобы все тропинки пройти надо дружными быть.

1 тропинка. (3-4 чел.) работают по индивидуальным карточкам (Дидактические карточки с.32 №33;с.34 №38)

2 тропинка. (2 чел.) работают у доски, заполняют пропуски-окошки по составу чисел 8, 9 и таблицы уменьшаемое, вычитаемое, разность.

- Заполни пустые клетки и понаблюдай, как изменится разность. Почему?

Уменьшаемое 9 8 7 6 5 4
Вычитаемое 3 3 3 3 3 3
Разность            

(Данное задание проверяется путем взаимопроверки)

3 тропинка. (Все остальные дети). Математический диктант (проверяется учителем после сбора тетрадей).

- Запишите число предыдущее числу 8.

- Запишите число последующее числу 5.

- Какое число стоит между 1 и 3?

- На сколько 6 меньше 8?

- Найдите сумму чисел 3 и 2.

- Найдите разность чисел 9 и 3.

- Уменьшаемое 4, вычитаемое 2. Чему равна разность?

- Первое слагаемое неизвестно, второе слагаемое 5, сумма 9. Найдите первое слагаемое.

4 тропинка. (Весь класс). Прочитайте выражения различными способами и найдите их значения (На доске записаны выражения).

1 + 7 =

9 – 5 =

6 + 2 =

8 – 4 =

5 + 3 =

Что интересного заметили?

5 тропинка. Составьте выражения по рисунку. По каким признакам можно разбить фигуры на группы?

Рис. 2

По размеру: 4 + 1     1 + 4     5 - 4      5 - 1
По цвету:     2 + 3     3 + 2      5 - 2     5 - 3

- Составьте задачу по выражению 5 - 1.

(Было 5 треугольников, из них 1 большой. Сколько было маленьких треугольников?)

- Составьте задачу к выражению 3 + 2.

(Было 3 синих треугольника и 2 красных. Сколько всего треугольников было?)

Ученики выполняют все задания.

Учитель: Мы выбрались из леса, можем продолжить наше путешествие. Смотрите, на пути озеро с интересным названием – Расшифруй. У берега есть лодка, в которой мы могли бы переправиться на другой берег, но нет весел. Вместо весел – задание. Значит, лодка волшебная.

III. Подготовительные упражнения к новой теме

Учитель: Что изменилось в каждой паре картинок?

Дети сравнивают пары картинок, размещенных на магнитной доске.

Рис. 3

Дети с готовностью начинают описывать те изменения, которые научились быстро и безошибочно находить (количество точек изменяется на 2).

Учитель: Вот мы и на другом берегу озера. Можем продолжать путешествие, но давайте отдохнем на поляне Физкультминутка.

IV. Физкультминутка

Дети выполняют физкультминутку.

V. Работа над новым материалом

Учитель: Отдохнули и теперь идем дальше. Подходим к болоту “Новых заданий”.

Добавляю еще одну пару картинок к имеющимся на доске и вижу озадаченные лица учеников.

Рис. 4

Но вскоре идея появляется у некоторых из них.

Дети: Здесь тоже происходит уменьшение количества предметов, и снова на 2.

Дети: Только в результате ничего не остается.

Учитель: Значит, записать равенство, описывающее такое изменение, мы не сможем?

Подвожу к итогу рассуждений 2 – 2 = 0

Учитель: Итак, если из числа вычесть такое же число, получим ноль.

Подобное равенство со значением ноль есть и в задании № 244 на с.108 учебника.

Найдите его и выберите картинку, к которой запись относится.

№ 244. Расскажи, что изменится в каждой паре картинок. Выбери равенства, которыми можно записать эти изменения.

Рис. 5

5 – 1 = 4     4 + 2 = 6     9 – 9 = 0      4 + 0 = 4
7 – 2 = 5     7 + 0 = 7     4 - 0 = 4      7 – 0 = 7

Задание выполняется устно с объяснением.

Выделяются выражения и записываются в тетрадь

7 + 0 = 7
9 – 9 = 0
4 – 0 = 4
4 + 0 = 4

Делается вывод: “Число и цифра 0 необходимы в математике и для того, чтобы показать с их помощью отсутствие изменений в количестве предметов”.

Учитель: Мы сможем использовать это число наряду с остальными, уже изученными, в записях различных математических действий.

- Давайте обратимся к заданию 245.

Запишите равенства, соответствующие каждому рисунку.

Рис. 6

Учитель: Где стоит число 0 на луче? Что обозначает?

Дети: 0 стоит в начале луча. Он показывает, что еще не отложили ни одной мерки.

Учитель: Запишем равенства, отмеченные на лучах, убедимся в правильности наших выводов.

Дети объясняют и делают записи в тетрадях:

0 + 6 = 6     3 – 3 = 0     1 + 6 = 7

Учитель: Вот мы прошли “Болотосправились с “Новыми заданиями”.

VI. Закрепление

Учитель: Дальше у нас “Лабиринт”. Нам надо его преодолеть!

Убедившись, что всем ученикам удалось понять суть рассмотренного нового материала, предлагаю самостоятельно выполнить задание в тетради с печатной основой (№ 121 и № 122). Три ученика выполняют задание на индивидуальных досках.

Содержание № 121 соответствует уже имеющимся у ребят к этому моменту умениям находить значения выражений, содержащих несколько последовательно выполняемых действий сложения и вычитания.

(8 – 2 + 1 – 3     и     5 + 4 – 2 + 1)

В задании №122, требуется вставить пропущенные числа в “окошки”, чтобы получить верные равенства, причем значением выражения или одним из его компонентов может быть число 0.

Далее следует проверка.

Учитель: Посмотрите на доску и проверьте свои выражения. У кого выражения решены так же? Молодцы! У кого есть ошибки – исправьте.

- Вот мы преодолели “Лабиринт”.

VII. Итог урока

Учитель: Как вы думаете, кого прячет злодей в темнице этого домика?

Дети: Королеву Математики.

На доске учитель открывает окошко домика, а в ней видна королева.

Учитель: Вот мы и спасли королеву Математики. Сколько трудностей и препятствий нам пришлось преодолеть! Но нам было очень интересно! А королева дарит нам волшебный конверт. Что там мы узнаем на следующем уроке математики.

В конверте таблица:

Рис. 7

Анализ и работа с данной таблицей будет идти на последующих уроках.

Учитель:

Скоро прозвенит звонок,
Пора заканчивать урок.

Оцените свою работу: кому на уроке все понравилось, кто не испытывал затруднений, хорошо отвечал? А кто испытывал трудности, чувствовал себя не уверенно? (Дети показывают карточки с изображением улыбающегося человечка или грустного).

Учитель: Урок окончен, спасибо!