Литературное чтение по теме: "И вот уже трещат морозы". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели:

  • формировать навык правильного, осознанного, плавного чтения;
  • развивать интерес к чтению;
  • расширять читательский кругозор;
  • развивать речь и обогащать словарный запас детей;
  • создать условия для развития способностей к конструктивному взаимодействию, сотрудничеству при работе в группах;
  • развивать положительную мотивацию к учебно-познавательному процессу, воспитывать внимательное отношение к своим друзьям и учить дорожить дружбой.

Оборудование:

  • учебник “Литературное чтение” (авт. Л.А.Ефросинина);
  • плакат “Звёздный час”;
  • тексты рассказа “Белка” В.Чаплиной;
  • портреты писателей В.Чаплиной и Г.Скребицкого;
  • карточки с пословицами;
  • карточки со словами “Соавтор, соавторство, содружество, сотрудничество”;
  • картина “Белка” из серии “Жизнь диких животных”;
  • карточки с названиями этапов игры;
  • номера команд;
  • “Волшебные досочки”;
  • маркеры, “звёзды”;
  • аудиозапись музыки из телепередачи “Звёздный час”;
  • музыка П.И.Чайковского “Времена года”.

Ход урока

До урока дети делятся на группы, вытягивая жетон с номером команды, в игре участвуют все ребята. Они рассаживаются за парты, поставленные парами, лицом друг к другу. На данном уроке, проводимом для родителей, выбирается жюри из гостей.

I. Организационный момент.

Учитель. Проверьте готовность к уроку. Поприветствуем наших гостей, улыбнемся друг другу и с прекрасным настроением начинаем наш необычный урок – игру “Звёздный час”.

II. Сообщение целей игры.

У. Сегодня каждый из Вас может блеснуть знаниями, активной работой на уроке. Будьте настоящими друзьями, работая в команде! Жюри оценит работу каждой группы и мы узнаем звёздочек, которые будут сиять своими знаниями, умениями, навыками по литературному чтению на школьном небосклоне средней школы №1 г. Красноуфимска. За каждый правильный и аргументированный ответ, команды будут поощряться “звёздами”.

Прочтите пословицу Гору разрушает ветер, а людскую дружбу слово”. Как вы понимаете её значение.

Д. Нужно быть внимательными к своим товарищам, не обижать их недобрыми словами.

У. Давайте повторим правила работы в группах:

  1. Умей выслушать каждого.
  2. Уважай собеседника.
  3. Приди к единому мнению.
  4. Добивайся успеха.

Звучит музыка из телепередачи “Звёздный час”.

I этап игры “Угадайка!”

Литературная викторина по прочитанным произведениям из раздела “Идёт волшебница – зима”.

У. На “волшебной досочке” записать номер автора и название произведения, отрывок из которого зачитаю. / Жюри проверяет одну работу от каждой команды, которую выбирают дети, соблюдая очередность. Ребята, кто первыми закончат работу, вытягивают жетон с номером команды, которая будет выступать перед гостями и зрителями. На доске плакат:

  1. Зоя Александрова.
  2. Станислав Иванов.
  3. Эдуард Шим.
  4. Владимир Даль.
  5. Константин Ушинский.

У. “Самый первый снег робок и тих. Ложиться на чёрную октябрьскую землю: “Ой! Извините!” И тает”. / С.Иванов “Каким бывает снег”/

“Взял их Морозко в охапку и пошёл воду запечатывать. “Сейчас, - говорит, - всю эту слякоть прикрою”. / Э.Шим “Всем вам крышка”/

“Ущипнула зима одного мальчугана за ухо, другого за нос. Третьего за щеки”. / К.Ушинский “Мороз не страшен”/

“Вот вышли они за ворота в праздник посмотреть на чужих ребят, как они из снегу комочки катают, в снежки играют”. /В.Даль “Девочка Снегурочка”/

“Снежок порхает, кружится.
на улицах бело.
превратились лужицы
в прозрачное стекло.” /З.Александрова “Зима”/

У. Слушаем выступление 3 команды по итогам литературной викторины

/ В это время жюри проверяет данную работу остальных команд./

У. Дети, как вы считаете, чему посвящены все эти произведения?

Д. Эти произведения о зиме, они из раздела “Идёт волшебница – зима”.

Звучит музыка из цикла “Времена года” П.И.Чайковского / “Вьюга”/

У. Что вы представили, слушая эту музыку?

Д. Метель, вьюгу, на улице сильный мороз.

У. Как вы считаете, соответствует ли музыка данным произведениям?

Д. Да.

У. Кто знает автора этой музыки?

Д. Пётр Ильич Чайковский – великий русский композитор.

Учитель показывает портрет композитора.

У. Предоставляем слово нашему жюри. / Подводят итоги работы каждой команды, вручают “звёзды”/.

II этап игры “По страницам новых произведений”.

У. Послушайте загадку, запишите отгадку и докажите, почему так думаете?

С ветки на ветку,
Быстрый, как мяч,
Скачет по лесу
Рыжий циркач.
Вот на лету он шишку сорвал,
Прыгнул на ствол
И в дупло убежал. / Белка/

Учитель показывает картинку белку. Дети доказывают свои ответы.

У. Сегодня вы многое узнает о жизни замечательного зверька из новых произведений, которые мы будем читать.

Каждому ученику выдаётся текст рассказа “Белка” В.В. Чаплиной из книги ,,Тексты по проверке техники чтения”/авторы О.В Узорова и Е.А.Нефёдова/. Дети читают текст для себя.

У. Читают рассказ “Белка” ребята из 1 команды по цепочке.

У. Какое гнездо свила белка?

Д. Белка устроила круглое, закрытое гнездо, а с одной стороны лазейку оставила.

У. Что белка припасла на зиму?

Д. Она насушила ягод, грибов.

У. Трудолюбиво запасает корма белка: собирает желуди и орехи, сушит грибы (иногда до 1500 штук!), любит семена хвойных и лиственных деревьев, которых в уральских лесах огромное количество. За день она может разгрызть до 200 сосновых и 130 лиственных шишек. Часто потерянные белкой семена весной прорастают.

У. О ком мы будем читать, вы мне сами сейчас расскажите.

Дети открывают учебник на с. 145.

У. Рассмотрите иллюстрацию на странице 145. Кто станет главным героем нашего рассказа?

Д. Белочка.

У. Можно ли предположить, что делает белка?

Д. Она ест гриб.

У. Оказывается по одной иллюстрации трудно определить, что мы можем узнать о белке. Прочтите название и автора этого произведения.

Д. Г. Скребицкий и В Чаплина ,, Как белочка зимует”.

У. Как вы считаете, о чем еще будет идти речь?

Д. О том, как белочка зимует.

У. Сколько авторов у этого рассказа?

Д. Два.

На доске карточки : “Соавтор”, “Соавторство”, “Содружество”, “Сотрудничество”.

У. Кто сможет объяснить значение данных слов?

Д. Содружество и сотрудничество – это когда работают вместе, дружно, не ссорятся.

Учитель даёт объяснение каждого слова, используя “Словарь русского языка” С.И Ожегова.

Соавтор – человек, который совместно с кем – нибудь, является автором кого – нибудь произведения.

Соавторство – совместная работа соавторов.

Сотрудничество – работать, действовать вместе, принимать участие в общем деле.

Содружество – взаимная дружба, дружеское единение, основанное на дружбе, на общности интересов.

У. Кому из вас стало интересно, почему Скребицкий и Чаплина написали этот рассказ в соавторстве?

Д. Очень интересно!

У. На этот вопрос вы ответите чуть позже.

У. Сейчас каждая команда прочитает рассказ “Как белочка зимует” для себя.

Для всех читают по абзацам дети 4 команды.

У. Подумайте, почему белочке не страшен ни мороз, ни ветер. Прочитайте.

Как спит белочка в своём гнезде? Уютно ли ей?

Как авторы относятся к маленькой белочке?

Дети отвечают на вопросы учителя, подтверждая свои ответы словами из текста.

У. Что нового узнали из жизни белочки?

На доске картина “Белка” из серии “Жизнь диких животных”.

У. Как вы думаете, соответствует ли картина содержанию прочитанного рассказа?

Д. На картине мы видим уютное гнездо белки – будто большой шар.

Д. Эта картина не подходит для нашего рассказа, потому что в нём описывается зима, а на картине изображена осень. Ёе можно использовать при чтении рассказа “Белка”.

У. Какой рассказ “Белка” или “Как белочка зимует” вам больше понравился и почему?

Д. Оба рассказа интересны, о белке, но второй рассказ более увлекательный. Авторы с любовью описывают своего героя.

Жюри оценивает работу ребят, вручает “ звёзды”.

III этап игры “Отдыхайка!”

Звучит музыка песни “Настоящий друг”, дети танцуют под неё. Жюри оценивает сплоченность команды и вручает “звёзды”.

IV этап игры “Давайте познакомимся!”

На доске портреты Веры Васильевны Чаплиной и Георгия Алексеевича Скребицкого.

Детям из 2 и 5 команд даны тексты с биографиями писателей, и они по абзацам выразительно зачитывают о жизни авторов рассказа.

У. Почему Г. Скребицкий и В.Чаплина написали рассказ “Как белочка зимует” в соавторстве?

Д. Они любили природу, животных. Скребицкий и Чаплина работали в зоопарке, чтобы ближе быть к своим любимцам. А ещё они любили детей, поэтому написали для них много интересных и познавательных рассказов и книг.

Выставка произведений Г. Скребицкого и В. Чаплиной.

У. Дети, вы можете прочитать другие рассказы этих авторов и познакомить нас с ними на уроке.

На доске карточка с пословицей “Верный друг – ценнейший клад”.

У. Как понимаете значение этой пословицы?

Д. Друг в любую минуту может помочь, даст полезный совет в трудной ситуации, не оставит в беде. Нужно дорожить верными друзьями! Скребицкий и Чаплина, наверное, были друзьями, так как написали замечательный рассказ.

У. Ребята, дорожите своими друзьями. Жюри подводит итоги, вручает “звёзды”

V этап игры “Выполняйка!”

Дети выполняют практическое задание в рабочей тетради “Литературное чтение” стр. 70.

Запишите фамилии авторов.

Допишите предложение словами из текста.

Гнездо у белки______________________

Но главная еда у белки__________________Там у нее________________________

Реши кроссворд.

  1. Как называется плохая погода?
  2. Как авторы называют вход в гнездо белки?
  3. Чем выстлано гнездо белки?

 

Каждая команда сдает по 1 тетради в жюри, которое оценивает правильность выполнения работы и награждает “звёздами”

Итог урока.

У. Понравилась ли вам игра “Звездный час”? Что больше всего запомнилось?

Дети дают ответы.

У. А сейчас предоставляем слово членам уважаемого жюри.

Жюри подводит итог. Выявляется команда победителей.

Домашнее задание.

Учитель дает задание по выбору.

  1. Найти загадки про белочку.
  2. Прочитать рассказы Скребицкого или Чаплиной и пересказать своим товарищам.
  3. Нарисовать белочку и придумать сказку о ней.