Развитие патриотических чувств гимназистов посредством вовлечения их в поисковую деятельность школьного музея

Разделы: Внеклассная работа


Развитие патриотических чувств гимназистов посредством вовлечения их в поисковую деятельность школьного музея

В последнее время неуклонно возрастает роль краеведения в учебной и внеурочной работе. Положительная тенденция роста связана с введением, в соответствии с Законом РФ “Об образовании”, национально-регионального компонента школьного образования. Конечно, у учащихся разных регионов России конкретные знания о своем крае будут различными, но они должны войти в состав обязательных базисных знаний по истории Отечества. Это отвечает требованиям школьного исторического образования.

В прошлом учебном году в гимназии № 24 г. Междуреченска Кемеровской области (директор Берсенева М.Б.) проводилось исследование с целью выяснения жизненных ценностей молодого поколения. Результаты показали, что молодёжь на последнее место в иерархии жизненных ценностей ставит такие понятия как патриотизм, готовность исполнения воинской обязанности. Если провести аналогичную работу по городу, результаты будут не намного расходиться. Возможно это происходит из-за недостаточной пропаганды в средствах массовой информации, недостатков работы в школе, позиции взрослых по данному вопросу.

В настоящее время возрастает интерес к вопросам поиска наиболее эффективной формы программы патриотического воспитания школьников. Это связано, прежде всего, с тем, что выпускники школ, должны иметь сформированную устойчивую гражданскую позицию, развитое чувство любви к малой Родине.

Занятие краеведением помогает юным глубже уяснить смысл, сущность важных норм, включенных в Конституцию страны: “Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры”, “Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам” (статья 44, часть 3; статья 58).

Благодаря краеведению ученик имеет возможность глубже уяснить положения: история – это история людей; корни человека – в истории и традициях своей семьи, своего народа, в прошлом родного города и страны; в ходе исторического процесса из поколения в поколение передаются вечные, непреходящие ценности: трудолюбие, честность. Справедливость, совестливость, чувство национального достоинства, дружбы между народами, уважения к старшим поколениям, долга, милосердия.

Одним из эффективных способов решения проблемы патриотического воспитания, считаем организацию работы факультатива “Археология и музейное дело” на I ступени (8 класс) и участие в работе школьного музея – II ступень (9 класс).

Посещение учащимися факультатива “Археология и музейное дело” позволит им не только освоить навыки музейного работника, но и расширит представление об истории как науке, подготовит к деятельности на II ступени, где полученные знания будут применятся на практике; на данной ступени изучение истории родного края школьниками будет проходить в ходе углубленного исследовательского поиска, представляющего научный интерес (в этом случае ученики фактически выступают в роли юных ученых-исследователей).

Школьный музей позволяет решить вопросы:

  • Накопление материалов по истории родного города;
  • Вовлечения большого числа школьников в поисковую деятельность;
  • Обеспечения наглядности для проведения уроков мужества;
  • Привития чувства уважения и любви к Отечеству, к своей семье, родному дому, семье;
  • Повышения в сознании школьников значимости армии;
  • Развития положительного отношения к несению воинской обязанности, формированию образа защитника Отечества;
  • Способствует решению задач социальной адаптации воспитанников школы, формированию у них готовности жить и трудиться в своем городе, области, участвовать в их развитии, социально-экономическом и культурном обновлении.

Учащиеся 8–9-х классов для реализации данного проекта выбраны не случайно. Этот возраст позволяет наиболее эффективно использовать внедрение методов групповой работы на I ступени (теоретической), где учащиеся будут иметь возможность выступать в роли исследователя, краеведа, проникающего в суть проблемы, умеющего её логически излагать; готовить отчёты о проделанной работе.

На II ступени (практической), где будут участвовать школьники, особо увлеченные историей, глубоко интересующиеся родным краем, предоставляется возможность применить полученные знания на практике. Работа в музее воинов-афганцев – это не только умение дизайнерски, исторически и хронологически грамотно оформить экспозицию, но и возможность более глубокого изучение истории города, формирование гражданской позиции. В ходе подготовки выставки гимназисты работают с каждым экспонатом: производят описание; если необходимо проводят реставрационные работы (на доступном уровне); выясняют его историю. Данные мероприятия способствуют тому, что учащиеся более глубоко и на длительное время усваивают краеведческий материал; воспитывают чувство патриотизма к большой и малой Родине.

Кроме перечисленного учащиеся проводят экскурсии по отдельным разделам экспозиции для своих сверстников, что позволяет пробудить живой интерес к истории города у широкого круга школьников. Одновременно эта работа позволяет развивать коммуникативные навыки и умение простраивать монологическую речь.

План-график реализации проекта

№ п./п. Мероприятия Сроки Ожидаемые результаты
1 Презентация факультатива “Археология и музейное дело” Сентябрь Привлечение учащихся 8 классов
2 В рамках реализации теоретической части:
  • Знакомство с назначением курса
Сентябрь – октябрь Заинтересованность учащихся
3
  • Изучение работы с основными фондами
Октябрь – декабрь
4
  • Знакомство с видами музеев
  • Выполнение самостоятельных заданий по теме
Январь – февраль Предоставление отчётов о проделанной работе
5
  • Знакомство с видами музейной экспозиции
Февраль – март Изготовление планшетов, заполнение их научными материалами
6
  • Практические работы по оформлению экспозиции
Март – апрель Создание проекта “Дизайн экспозиции”
7
  • Изучение этикета экскурсовода
  • Разработка лекций по теме
Апрель – май Проведение экскурсий по разделам выставки
8 В рамках реализации практической части:
  • Организация поисковых отрядов
Сентябрь – октябрь Создание поисковых отрядов из числа учащихся 9-х классов
9
  • Знакомство с работой реставратора
Октябрь – ноябрь Восстановление музейных экспонатов
10
  • Практические работы: изготовление планшетов, их заполнение научными материалами
Ноябрь – декабрь Создание планшетов
11
  • Практические работы по оформлению экспозиции
Январь – февраль Оформление экспозиции по разделу
12
  • Создание проектов на тему “Экскурсия и её познавательные возможности”
Февраль – март Защита проектов
13
  • Подготовка путеводителей по разделу экспозиции: “Выпало мне и тебе служить на Афганской земле”
Март – апрель Создание путеводителей, проведение экскурсий по разделу
14
  • Подготовка путеводителей по разделу экспозиции: “Афганистан болит в душе моей”
Апрель – май Создание путеводителей, проведение экскурсий по разделу

Оценка результатов

Реализация проекта может быть оценена по нескольким направлениям:

  1. эффективность работы поисковых отрядов – количество собранного материала, его полнота, объём, достоверность; увеличение числа поисковых отрядов, вовлечённости в них школьников;
  2. увеличение числа заинтересованных слушателей факультатива “Археология и музейное дело”; возможна переработка факультатива в элективный курс и выход с ним в городскую сеть для привлечения учащихся из других школ;
  3. качественная подготовка исследовательских работ учащихся для выступления на научно-практических конференциях, краеведческих чтениях;
  4. качественный уровень подготовки экскурсий.
  5. количество проведённых экскурсий в течение года, число посетителей школьного музея;

Приложение