Современные технологии на уроках домашнего чтения

Разделы: Иностранные языки


Воспитание и развитие личности ребёнка - это те проблемы, над которыми работает школа сегодня. Предмет "иностранный язык" обладает большими возможностями по формированию и воспитанию личности наряду с родным языком, он формирует мышление школьника. Обучение иностранному языку предполагает, что учащийся мыслит, определяя смысловое содержание высказывания. Наш предмет - это живая, открытая система; это также наиболее гуманный предмет (в смысле направленности на личность ученика).

При формировании положительного отношения школьников к предмету необходимо учитывать факторы, исходящие из того, кого мы обучаем, как обучаем и чему обучаем. Эффективность учебного процесса обеспечивается функционированием связей между этими составляющими. Отношение учащихся на среднем этапе обучения к предмету определяется мотивацией , в структуре которой определяющими могут быть либо внутренние, либо внешние мотивы. Отсутствие интереса у учащихся снижает их стремление преодолевать трудности, которые, естественно имеют место при овладении иностранным языком.

Если учитель руководствуется основными методическими принципами в обучении (такими как функциональность, сознательность, наглядность, коммуникативность), то отрицательного сдвига в мотивации изучения школьниками иностранного языка не происходит.

Одной из проблем, стоящих перед учителем, является проблема самостоятельного чтения учащихся. Зачастую самостоятельное чтение учащихся носит эпизодический характер. Систематически и целенаправленно читают лишь немногие. Многие не проявляют инициативы в поиске дополнительной литературы на иностранном языке для самостоятельного чтения.

Одной из причин этого является то, что учащиеся относятся к чтению как к учебной задаче. При чтении иноязычного текста они сталкиваются с трудностями: не знают значение многих слов, им приходится обращаться к словарю, что делает чтение утомительным, неинтересным. Кроме того, у слабых и части средних учеников недостаточно сформированы механизмы чтения. В частности, при чтении текста школьники стремятся понять значение каждого слова, не умея отделить главное слово от второстепенного, не имеющего смысловой нагрузки.

Чтобы приучить ребят к самостоятельному чтению на иностранном языке, проблему необходимо решать в 2-х направлениях:

  • формировать мотивацию данного вида речевой деятельности, прививать интерес к чтению;
  • научить школьников преодолевать языковые трудности при чтении, извлекать информацию из текста.

Чем активнее включается учащийся в чтение на иностранном языке, тем большая потребность в чтении у него возникает. При этом очень важно, что ученик читает. Нужны интересные и доступные по языку материалы, читая которые, школьники могли бы реализовать свою потребность в чтении, в получении ими нужной информации.

В развитии умений и потребностей иноязычного чтения, формировании у учащихся психофизиологических механизмов чтения как деятельности, процесса, а также в совершенствовании речевых навыков учащихся на основе прочитанного домашнее чтение призвано сыграть ведущую роль.

Самостоятельное чтение посильной для учащихся иноязычной литературы стало равноценным, неотъемлемым компонентом моего педагогического процесса обучения английскому языку. Систематическое проведение уроков домашнего чтения на среднем этапе позволяет сохранять у учащихся интерес к читаемому материалу, обеспечивает периодичность чтения про себя. На своих уроках, используя различные формы и приёмы обучения, виды упражнений, я стремлюсь к тому, чтобы чтение из учебной деятельности превратилось в увлекательное занятие, стало естественно-мотивированным, чтобы у учащихся формировалась привычка и потребность к самостоятельному чтению литературы на английском языке.

Свою педагогическую деятельность я стремлюсь подчинить решению проблемы гуманизации учебно-воспитательного процесса.

В центре процесса обучения стоит ученик, независимо от будущей специальности и изучаемых дисциплин. Принципиальным является то, что процесс обучения должен способствовать раскрытию полного потенциала учащихся.

При подготовке к урокам домашнего чтения стараюсь разрабатывать такие виды упражнений, которые помогают ученикам реализовать себя, признаю и активно включаю положительные эмоции учащихся; по мере возможности даю учащимся задание по вкусу и желанию.

С большим интересом и желанием учащиеся выполняют задания, связанные с включением только жестов и мимики. Такая работа была проведена на основе текста “A friend in Need is a Friend Indeed”. Для выполнения этого упражнения выбирается автор, который читает текст, Братец Кролик и Братец Козлик. Заранее к этому уроку приготовлены 4 морковки. Автор читает текст бегло, с соблюдением интонации, а двое учащихся в роли Кролика и Козлика выполняют все действия, о которых говорится в рассказе. В таких упражнениях обычно хотят проявить свои артистические способности все учащиеся. Такие задания ребята выполняют в непринуждённой обстановке. Стратегия ролевых игр (Role Playing) способствует воспитанию таких черт, как взаимозависимость и независимость, умение кооперировать свои действия с другими, способствует формированию учебного сотрудничества и партнёрства. Ролевая игра предполагает усиление личностной сопричастности по всему происходящему.

Учащиеся на начальном и среднем этапах обучения любят читать сказки. С большим интересом они выполняют задания, связанные с использованием яркой, красочной наглядности.

Учащимся раздаются по одной карточке с фрагментом из текста и 3-4 рисунка. К данному фрагменту ученик должен подобрать правильно рисунок. Такую работу ребята тоже выполняют с огромным желанием (см. приложение №1) и интересом. Помимо таких упражнений учащиеся выполняют предтекстовые и послетекстовые задания:

  • найдите предложения, которые характеризуют персонажей (для этого я составляю, денотантные карты) (см. приложение №2)
  • прочтите пункты плана и поставьте их в логической последовательности;
  • найдите в тексте ответы на поставленные вопросы;
  • согласитесь или не согласитесь

и т.д.

Многие уроки домашнего чтения я стараюсь связать с тем грамматическим явлением, которое мы проходили. Например: при ознакомлении с Past Indefinite я даю учащимся задание найти и выписать в тетрадь для домашнего чтения глаголы в прошедшем времени, как правильные, так и неправильные. Ребята выписывают эти глаголы, вспоминают и записывают неопределённую форму этих глаголов и дают их перевод. Такие упражнения считают очень эффективными при заучивании 3-х форм неправильных глаголов.

При подготовке к урокам домашнего чтения в 5 классе я продумываю такую систему упражнений, которые бы позволили полно развивать и раскрывать творческие способности учащихся. В этом учебном году ребята 5 кл. читают сказку “The Magic of Oz”. Домашнее чтение проводим еженедельно. Ребята читают эту сказку с большим удовольствием. Кроме вышеупомянутых упражнений в 5 классе ребята по прочитанным главам сказки выполняют такие задания:

  • прочтите и составьте план текста;
  • прочтите главу текста и составьте вопросы, не нарушая логической последовательности хода событий;
  • перескажите текст по ключевым словам. Ключевые слова записывают на карточки и раздают ученикам. Слабым ученикам я даю карточки с большим количеством ключевых слов, что облегчает их работу над пересказом (см. приложение №3).

В конце первого полугодия мы организовывали выставку рисунков по прочитанному. Я предложила ребятам нарисовать рисунок по наиболее понравившейся главе. Все учащиеся приняли участие в подготовке выставки с огромным желанием (к докладу прилагаются несколько работ учащихся).

Итоговым занятием по сказке “The Magic of Oz” было театрализованное представление с участием всех ребят этой учебной группы. Кто-то непосредственно принимал участие в постановке, а кто-то занимался оформительской работой, декорациями(разработка праздника прилагается).

Не только стратегия драматизации (Using Drama) и ролевых игр (Role Playing), но и стратегия рассказа (Story Telling) играют большую роль в гуманистической методологии. На это я стараюсь обращать особое внимание при планировании уроков домашнего чтения в шестом классе. По прочитанным дома и понравившимся текстам я прошу ребят приготовить пересказы текстов или аннотировать их (см. приложение).

Учебное аннотирование является формой информационной деятельности, которая при определённых условиях может служить средством развития навыков неподготовленной речи. Обучение аннотированию начинаю со второго полугодия в шестом классе, осуществляю на текстах для домашнего чтения. Отработке навыков аннотирования посвящаю отдельные уроки, которые проводятся после чтения текстов. Работа проводится по двум направлениям:

  • учащиеся осваивают речевые образцы, характерные для аннотаций;
  • отрабатываются умения школьников в переработке информации оригинала.

Упражнения первой группы направлены на запоминание и правильное употребление учащимися необходимых речевых образцов и выражений. Главными средствами обработки информации при аннотировании являются обобщение и сокращение.

В шестом классе уроки домашнего чтения строю с большим применением стратегии психологизации учебного занятия. Я стараюсь использовать такие упражнения и виды занятий, которые вовлекают учащихся в размышления о себе, о друзьях, о героях прочитанных книг. Вот примеры некоторых таких заданий:

1) Name the things you like\dislike

2) Characterize Robinson Crusoe и т.д.

Работу с текстами для домашнего чтения организую так, чтобы подготовить шестиклассников к летнему чтению и защите рефератов по прочитанному.

Вся эта огромная работа строится с применением проектной методики. Я уверена, что такой подход даст хорошие результаты, и знания учащихся будут достаточно богатыми и прочными. Главная цель этой методики, я считаю, - целенаправленная работа над устной речью, работа, которая сфокусирована на конечную цель – это осуществление проекта с применением всех четырёх видов речевой деятельности. Проектная методика – это целенаправленное обучение. Это результат работы, итог в целом на протяжении определённого промежутка времени. Ученики вовлечены, погружены в работу над осуществлением своего проекта. Работа над проектом позволяет ученику работать самостоятельно, творчески, даёт возможность пополнять знания, приобретать навыки публичного выступления. Работа над проектом проводится по восьми этапам:

  1. Определим тему.
  2. Определим конечный выход.
  3. Построй проект.
  4. Соотнеси языковые навыки и стратегии.
  5. Собери информацию.
  6. Накопи и проанализируй информацию.
  7. Представь конечный продукт (результат).
  8. Оцени проект.

Овладевая культурой проектирования, школьник приучается творчески мыслить, самостоятельно планируя свои действия, прогнозируя возможные варианты стоящих перед ним задач, эстетически реализуя усвоенные им средства и способы работы.

Применяя в своей работе проектную методику обучения, я создаю комфортные условия учащимся для саморазвития и возможность своим ученикам реализовать себя и на других предметах. Результатом работы, завершающим итогом является спектакль “Встреча с литературными героями” (схема оценки прилагается).

Особое место отвожу публичному выступлению учащихся “Story Telling” с введением элементов Оксфордской методики оценки выступления. Членами жюри приглашаются учащиеся старших классов. Ребятам эта работа нравится, к этому виду работы они подходят на более серьёзном уровне (схема оценки прилагается).

Чтение дополнительных текстов для домашнего чтения различной тематики даёт возможность осуществлять воспитательную, общеобразовательную и практическую цели обучения.

Главной практической задачей домашнего чтения является совершенствование чтения как процесса извлечения информации из печатного текста. Оно способствует дальнейшему развитию навыков и умений устной речи.

Уроки домашнего чтения способствуют развитию неподготовленной речи учащихся. Домашнее чтение способствует повышению интереса учащихся к изучению иностранного языка.