Урок по теме: "Маркетинг" (экономика, технология предпринимательства)

Разделы: Технология, Экономика


Тема урока: “Маркетинг”

Вид: урок усвоения нового материала.

Тип: урок с применением информационных технологий и проектной деятельности.

Место урока: данный урок является пятым в разделе “Предпринимательство. Бизнес” по программе С. Равичева, Т. Протасевича “Современная экономика” (вариант – 68 часов) и первым – в теме “Маркетинг и маркетинговые исследования”. Разработка может применяться и при использовании других программ предметов “Экономика”, “Технология”, “Технология предпринимательства”, элективных и факультативных курсов. Изучение всего раздела “Предпринимательство. Бизнес” предполагается в форме проектной деятельности, цель которой – создание бизнес-плана своей фирмы. Учащиеся организуются в группы – фирмы. К данному уроку у них определены организационно-правовые формы фирм, название, оформлены необходимые регистрационные документы, начато создание бизнес-плана.

Цели урока.

  1. Обучающая: сформировать знания о маркетинге, его значении и основных этапах.
  2. Развивающая: развивать экономическое мышления через анализ и исследование потребительского рынка.
  3. Воспитывающая: формировать коммуникативнуюh компетентность через работу в группах, ответственность перед другими за проделанную работу и самостоятельность в получении знаний.

План урока:

Содержание этапов урока: Методы и формы работы:
1. Организационный момент. Приветствие, психологический настрой,

инструкция по работе с компьютерной презентацией.

2. Усвоение нового материала. Компьютерная презентация (Приложение 1).
3. Применение новых знаний. Исследовательская работа в группах.
4. Обсуждение полученных результатов. Общее заседание с презентацией работы групп.
5. Информирование о домашнем задании и инструктирование по его выполнению. Творческое практическое задание.

Само задание и необходимая консультация - в компьютерной презентации.

6. Подведение итогов. Рефлексия.

Подготовка к уроку.

1. Учащиеся: должны иметь первые разделы бизнес-плана своей фирмы.

2. Учитель: установить презентацию на компьютеры (Приложение 1), распечатать таблицу “Некоторые переменные, используемые для сегментирования потребительских рынков” для всех учащихся (см. ниже).

Ход урока

Этапы урока Время Мотивация Ресурсы Деятельность

учителя

Деятельность учащихся
1 Организационный момент. 2 мин.     Организует внимание учащихся.

Инструктирует по работе с компьютерной презентацией.

Самоорганизация
2 Усвоение нового материала. 10 мин. Изучение нового материала с помощью компьютера, выгода экономически рационального поведения, необходимость данных знаний для успешной работы группы Компью-терная презентация (Приложение 1 – здесь приведен упрощенный вариант). Консультирует по работе с презентацией и вопросам по новому материалу.

 

Изучение нового материала через работу с компьютерной презентацией и консультации учителя.
3 Применение новых знаний. 15  мин. Пополнение бизнес-плана. Напеча-танная таблица,

бизнес-планы, статистическая информация о поселке.

Консультирует по работе с таблицей и подсчету потенциальных потребителей. В группах заполнение таблицы “Некоторые переменные, используемые для сегментирования потребительских рынков” (можно путем подчеркивания выбранных данных), оценивание примерного потенциального объема рынка (количества предполагаемых потребителей).
4 Обсуждение полученных результатов. 10  мин. Улучшение полученных группой результатов,

взаимооценивание.

  Организует общее заседание групп, обсуждение полученных результатов. Представляют результаты работы группы на общем заседании, участвуют в обсуждении, осуществляют самоконтроль и взаимооценивание.
5 Информирование о домашнем задании и инструктирование по его выполнению. 5  мин. Творческий, практический характер задания. Компью-терная презента-ция, социальный

потребительский опыт учащихся.

Объясняет домашнее задание, показывая его на слайдах компьютерной презентации:

разработать для продукции своей фирмы товарный знак, этикетку и упаковку.

Получают консультацию по выполнению домашнего задания из компьютерной презентации.
6 Подведение итогов. 3 мин. Самооценка.   Организует рефлексию деятельности:

Насколько успешным было освоение нового материала?

Удовлетворен ли результатами применения полученных знаний?

Если да, то что этому способствовало?

Что не получилось и почему?

Высказываются по желанию.

ТАБЛИЦА для работы в группах

Некоторые переменные, используемые для сегментирования потребительских рынков.

Переменная величина Типичная разбивка

Географический принцип

Плотность населения Города, сельская местность.
Город с населением (человек) Менее 15 тыс.; 15-30 тыс.; 30-50 тыс.; 50-100 тыс., 100-150 тыс.; 150-500 тыс.; 0,5-1 млн.; 1-4 млн.; свыше 4 млн.
Округ, район или микрорайон города, поселка  
Климат

Теплый, холодный

Демографический принцип

Возраст (лет) Моложе 6; 6-11; 12-18; 19-25; 26-34; 35-49; 50-64; старше 65
Пол Мужчины, женщины
Род занятий Лица умственного труда, должностные лица и руководители, рабочие, крестьяне, пенсионеры, студенты, домохозяйки, учащиеся и др.
Уровень доходов Бедные, среднего достатка, состоятельные, богатые.
Образование Дошкольное, начальное, основное общее (9 кл.), среднее (полное) общее (11 кл.), среднее специальное, неполное высшее, высшее.
Национальность  
Религиозные убеждения Православный, мусульманин, католик и др.
Размер семьи 1-2, 3-4, 5 человек и более
Жилищные условия Общежитие, коммунальная квартира, отдельная квартира, частный дом.
Этап жизненного цикла семьи Молодая семья без детей, молодая семья с младшим ребенком в возрасте до 6 лет, молодая семья с младшим ребенком в возрасте 6 лет и старше, пожилые супруги с детьми, пожилые супруги без детей моложе 18 лет, одинокие, прочие

Поведенческий принцип

Повод для совершения покупки Обыденная покупка; особый случай.
Искомые выгоды Качество; сервис; экономия.
Интенсивность потребления Слабый, умеренный, активный потребитель