Урок по теме: "Глюкоза — представитель моносахаридов"

Разделы: Химия


Тема урока: Глюкоза – представитель моносахаридов”.

Цели урока:

  1. Расширение и углубление знаний учащихся об углеводах.
  2. Определение строения глюкозы, используя эксперимент.
  3. Знакомство с физическими свойствами глюкозы.
  4. Развитие познавательного интереса, интеллектуальных умений.
  5. Воспитание нравственных качеств.

Тип урока: изучение нового материала.

Основной метод: частично-поисковый.

Форма урока: экспериментальная работа.

Средства обучения, оборудование: штатив с пробирками, спиртовка, пробиркодержатель, спички, стеклянные палочки.

Реактивы: глюкоза (кристаллическая), раствор глюкозы, сульфата меди, гидроксида натрия, аммиачного раствора оксида серебра, синего лакмуса.

Учебно-наглядные пособия: таблицы “Циклические формы глюкозы”, “Применение глюкозы”, схема “Классификация углеводов”.

Ход урока

План урока.

  1. Организационный момент.
  2. Повторение знаний об углеводах, приобретенные на уроках биологии.
  3. Классификация углеводов.
  4. Физические свойства глюкозы.
  5. Установление строения молекулы глюкозы.
  6. Знакомство с циклическими формами глюкозы.
  7. Закрепление пройденного материала, подведение итогов урока.
  8. Домашнее задание.

1. Организационный момент.

Проверка присутствующих. Ознакомление учащихся с темой и дидактической целью урока.

2. Повторение знаний об углеводах, приобретенные на уроках биологии.

- Что вы знаете о нахождении углеводов в природе и их биологическом значении?

- Почему класс этих веществ получил такое название?

- Какие представители углеводов вам известны?

- На какие группы можно поделить углеводы по составу и свойствам?

3. Классификация углеводов.

Демонстрация схемы “Классификация углеводов”. Учащиеся записывают схему в тетрадь, делают короткие сообщения сведений из истории открытия углеводов. Впервые термин “углеводы” предложил русский химик из Дерпта (ныне Тарту) К. Шмидт в 1844 году. В 1811 году русский химик Константин Готлиб Сигизмунд (1764-1833) впервые получил глюкозу гидролизом крахмала.

4. Физические свойства глюкозы.

Что вам известно о глюкозе?

Каковы физические свойства глюкозы? (На столах у учащихся глюкоза кристаллическая, вода, стеклянные палочки).

5. Установление строения молекулы глюкозы .

О6

Постановка проблемы:

Если глюкоза – кислородсодержащее вещество, то какие функциональные группы могут содержаться в ее молекуле?

Решение проблемы:

Учащиеся выдвигают гипотезу:

А) молекула глюкозы может содержать функциональные группы атомов –ОН, одну или несколько.

Преподаватель предлагает учащимся проверить экспериментально:

а) отсутствие или присутствие карбоксильной групп

Учащиеся проводят испытания раствора глюкозы индикатором (отсутствие изменения окраски индикатора говорит об отсутствии карбоксогруппы в молекуле глюкозы)

б) отсутствие или присутствие гидроксогруппы –ОН

Учащиеся проделывают реакцию с гидроксидом меди (образуется ярко-синий раствор). Учащиеся устанавливают сходство глюкозы и глицерина, делают вывод: Глюкоза – многоатомный спирт.

Образование пятиуксусного эфира говорит о наличии 5 гидроксогрупп. Глюкоза с уксусной кислотой дает пятиуксусный сложный эфир. Уксусная кислота одноосновная, следовательно, такой эфир образуется в том случае, если молекула глюкозы содержит 5 гидроксогрупп.

 

в) наличие альдегидной группы

Учащиеся нагревают раствор глюкозы с гидроксидом меди (появление красного осадка оксида меди (1), говорит о прошедшем восстановлении гидроксида меди (2), и, следовательно, присутствии в молекуле глюкозы альдегидной группы.

Большое число атомов водорода свидетельствует о том, что остальные связи в молекуле заняты атомами водорода.

Вопрос к учащимся:

- Как должны быть расположены гидроксогруппы: попарно у одного и того же углеродного атома или у разных?

Ответ учащихся:

- У разных, иначе молекула будет неустойчивой.

Учащиеся делают вывод: Глюкоза – альдегидоспирт.

6. Знакомство с циклическими формами глюкозы.

Ученые установили, что у глюкозы существуют молекулы циклического строения. Преподаватель показывает учащимся таблицу “Циклические формы глюкозы: альфа-форма глюкозы и бетта-форма глюкозы”.

В водных растворах глюкоза находится в основном в циклических формах и менее 1% - в альдегидной (открытой) форме.

Альфа- и бетта – формы глюкозы изомерны друг другу.

Вопрос к учащимся: “Что называется изомерией?”.

7. Закрепление пройденного материала.

Вопросы:

  1. К какому классу органических веществ принадлежит глюкоза?
  2. На основании каких опытов было сделано заключение о строении глюкозы?
  3. Напишите формулу глюкозы как альдегидоспирта.
  4. При растворении кристаллической альфа-глюкозы вводе в растворе обнаруживают три формы глюкозы. Какие? Почему это возможно?

Подведение итогов урока.

8. Домашнее задание.

Написать короткие сообщения о применении глюкозы. Составить схему и кроссворд.

Список литературы.

  1. Габриэлян О. С.: учебник для 10 класса. М. Просвещение, 2004.
  2. Дмитров Е. Н. Познавательные задачи по органической химии и их решения. Тула: “Арктоус”, 1998.