Урок физики в 8-м классе "Решение задач" по теме: "Изменение агрегатных состояний вещества"

Разделы: Физика


Цели урока:

  • научить рассчитывать количество теплоты, необходимое для превращения жидкости в пар, и выделяющийся при конденсации;
  • развивать навыки решения задач;
  • воспитывать аккуратность, правильность оформления задач.

Оборудование и наглядности:

кроссворд, таблица с формулами, карточки с задачами и заданиями, графики.

Ход урока. I. Организационная часть.

  1. Приветствие.
  2. Сообщение темы и целей уроков.

II. Повторение домашнего задания.

1. Работа по карточкам на месте (дописать фразу):

К1
а) переход вещества из твердого состояния в жидкое называют... (плавление);

б) температура,  при  которой   вещество  плавится,   называют...  (температурой   плавления
вещества);

в) переход  вещества  из   жидкого  состояния  в  твердое   называют...  (отвердевание   или
кристаллизация).

К2

а) температуру, при котором вещество отвердевает, называют... (температурой отвердевания);

б) физическая величина,  показывающая, какое количество теплоты необходимо сообщить
кристаллическому телу массой 1 кг, чтобы при температуре плавления полностью перевести его в
жидкое состояние, называется... (удельной теплотой плавления);

в) при температуре плавления внутренняя энергия вещества в жидком состояние...(больше)
внутренней энергии такой же массы вещества в твердом состоянии;

К3

а) средняя кинетическая энергия и скорость молекул в охлажденном расплавленном веществе ... (уменьшаются);

б) явление превращения жидкости в пар называется ... (парообразованием);

в) парообразование, происходящее с поверхности жидкости называется... (испарением).

К4 

а)  пар,   находящийся  в  динамическом   равновесии  со  своей   жидкостью,  называется... (насыщенным паром);

б) пар, не находящийся в динамическом равновесии со своей жидкостью, называется...
(ненасыщенным паром);

в) явление превращения пара в жидкость называется... (конденсацией).

K5 

а) интенсивный переход жидкости в пар, происходящий с образованием пузырьков пара по всему объему жидкости при определенной температуре, называют... (кипением).

б) температура,  при  которой   пар,  находящийся  в   воздухе,  становился   насыщенным,
называется ... (точкой росы);

в) физическая  величина,   показывающая,  какое  количество   теплоты необходимо,  чтобы
обратить жидкость массой  1  кг в пар без изменения температуры, называется...  (удельной
теплотой парообразования).

2. Работа у доски (соединить стрелками обозначения физических величин):

img1.JPG (1813 bytes) количество теплоты
масса
удельная теплота плавления
энергия
относительная влажность воздуха
удельная теплота сгорания
удельная теплота парообразования

удельная теплоемкость

температура

3. Работа у доски (соединить стрелками физические величины с единицами измерения)

img2.JPG (1666 bytes) Дж/кг
кг
Дж
°С
Дж/кг х°С

4. Физический диктант.

  • масса; (m), (кг)
  • количество теплоты; (Q), (Дж)
  • энергия; (Е), (Дж)
  • температура; (t), (°C )
  • удельная теплоемкость; (с), (Дж/ кг х°С)
  • удельная теплота плавления; (?), (Дж/кг)
  • удельная теплота парообразования; (L), (Дж/кг)
  • удельная теплота сгорания; (q), (Дж/кг)
  • относительная влажность воздуха; (?)

(в конце диктанта дети проверяют друг у друга работы и ставят оценки)

5. Работа по карточкам со всем классом (по формулам).

К1 - расчет количества теплоты, необходимого при нагревании тела или выделяемого им при охлаждении? (Q = с х m x (t2 – t1))

К2 - расчет количества теплоты, выделяемое при сгорании топлива? (Q = q x m)

К3- расчет количества теплоты, необходимое для плавления кристаллического тела, взятого при его температуре плавления и нормальном атмосферном давлении? (Q = ? х т)

К4 - расчет количества теплоты, необходимого для превращения в пар жидкости любой массы, взятой при температуре кипения? (Q = L x m)

Одновременно учащиеся со слабыми знаниями работают с индивидуальными карточками (вместо точек поставить физические величины):

(Q = ... х m х (t2t1)) - количества теплоты, необходимого при нагревании тела или выделяемого им при охлаждении;

(Q = q х ...) - количества теплоты, выделяемое при сгорании топлива;

(Q = ... х m) - количество теплоты, необходимое для плавления;

(Q = L х ...) - расчет количества теплоты, необходимого для превращения в пар жидкости любой массы, взятой при температуре кипения.

III. Решение задач.

Задача 1.

Какое количество теплоты потребуется, чтобы 29 кг воды, взятой при температуре 20 °С, нагреть до кипения  и обратить в пар. Удельная теплоемкость воды с = 4200 Дж/ кг х°С ; удельная теплота парообразования воды L = 2,26 х 106 Дж/ кг?

Задача 2.

Какая энергия расходуется для получения дистиллированной воды, если в аппарат вливают воду объемом 10 л при температуре 20 °С и нагревают до кипения, затем 2 литра выпаривают?

Задача 3.

Какая энергия выделяется при конденсации водяного пара массой 3 кг, имеющего температуру 100 °С, и охлаждении получившейся воды до температуры 50 °С?

Задача 4.

Определите  количество   теплоты  необходимо  для  превращения  300  кг  льда,   взятого  при температуре:  а) 0 °С: б) -10 °С;  в пар при температуре 100 °С. Удельная тепломощность льда с = 2100 Дж/ кг х°С, удельная теплота плавления льда ? = 3,4 х 10' Дж/ кг., удельная теплота парообразования L = 2,26 х 106 Дж/ кг.

Задача 5.

На рисунке представлен график измерения температуры воды в сосуде. Укажите каким процессам соответствуют участки АВ и ВС. Рассчитайте, используя данные графики, какое количество теплоты потребуется для нагревания воды массой 2 кг до кипения и последнего испарения. Удельная теплоемкость воды с = 4200 Дж/ кг х °С .

Дополнительные карточки.

Задача 1.

Какая энергия выделяется при конденсации водяного пара массой 200 г при температуре 100°С в воду при той же температуре?

Задача 2.

На рисунке  представлен  график   изменения температуры воды  в  сосуде. Укажите,  какими процессами соответствуют участки АВ и ВС графика.

Задача 3.

Какая энергия выделяется при конденсации выделяемого пара массой 20 кг при температуре 100°С и охлаждении полученной из него воды до температуры 50 °С ?

Задача 4.

Какое количество теплоты требуется   для плавления меди массой 2 кг, взятой при температуре 25 °С ? Температура плавления меди 1085 °С , удельная теплота плавления меди 2,1 х 105 Дж/кг.

  1. Подведение итогов урока.
  2. Задание на дом: § 20, упр. 10 (доделать)