Познавательное занятие с элементами экспериментирования для детей старшего дошкольного возраста "Путешествие к великому и мудрому Гудвину"

Разделы: Работа с дошкольниками


Задачи:

  • Заинтересовать детей, представив природу, как таинственный мир, полный приключений и увлекательных открытий.
  • Стимулировать потребность выражать свои чувства и мысли в речи, игре, рисунке.
  • Помочь детям различать фантастическое и реальное, соотносить сказочные ситуации с жизненными.
  • Прививать интерес к сказкам.

Цели:

  • Закрепить представления детей о свойствах льда.
  • Способствовать накоплению конкретных представлений о свойствах воды: растворимость, прозрачность, отсутствие постоянной формы; воздуха: расширение при нагревании и сжатие при охлаждении.
  • Стимулировать самостоятельное формулирование выводов, поощрять выдвижение гипотез.
  • Воспитывать аккуратность.

Оборудование.

1. Для опытов:

Комплект № 1.

  • На каждого ребенка: воздушные шарики, пустые пластиковые бутылочки (0,3 л).
  • Тазик с горячей водой (не более 600С).
  • Тазик с холодной водой.

Комплект № 2.

  • Примороженные ко льду бусинки (2 способа: если бусинки легкие и не тонут, то замерзание произойдет на поверхности; если бусинки тяжелые и замерзание произошло на дне емкости, то форму нужно перевернуть вверх дном).
  • На каждого ребенка: соль в баночке, чайная ложка, тряпочка.

Комплект № 3 (на каждого ребенка).

Пипетка.

  • Чернила разных цветов.
  • Колбочки или баночки с водой.
  • Разные формочки для воды.
  • 1/2 листа бумаги формата А 4.
  • Цветные карандаши.

Комплект № 4 (на каждого ребенка).

  • Соль, сахар в баночках, чайная ложка.
  • Баночка с водой.

Комплект № 5 (на каждого ребенка).

  • Баночки с водой.
  • Баночки с молоком.
  • Картинки.

2. Для дидактической игры: карточки с изображением кита, дерева, огня, птицы, человека, шишки с семенами, одуванчика и др.

3. Плакат с изображением воздушного шара, черный цилиндр, магнитофон.

Ход занятия

Приветствие детей воспитателем.

В группу входит Волшебник.

Волшебник. Ребята вы узнали меня? (Ответы детей). К сожалению, меня еще не все знают. Очень хочется стать знаменитым. А вам хочется стать знаменитыми волшебниками? Вы научитесь делать чудеса и вас будут узнавать на улице. А помогут нам в этом герои сказки “Волшебник Изумрудного города”, которую вы недавно прочитали. Ребята, а вы помните этих героев? (Ответы детей).

Воспитатель. А кто помог осуществить желания героев сказки? (Великий волшебник Гудвин). Великий Гудвин помог героям, поможет и нам! Давайте отправимся к нему! Как Элли и Тотошка попали в Волшебную страну? (Их унес ураган). А как они очутились дома? (Прилетели на воздушном шаре). Предлагаю отправиться в путешествие на воздушном шаре.

Открывается изображение воздушного шара.

Воспитатель. Чтобы начать путь, нам нужен помощник. Отгадайте загадку и узнаете помощника:

Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Невидимка он и все же
Без него мы жить не можем. (Воздух)

Воспитатель. Итак, наполняем воздухом шар… Но обратите внимание, зачем внизу шара располагают горелку? (Гипотезы детей).

Волшебник. Посмотрим, что происходит с воздухом, когда его нагревают. Но сначала повторим правила безопасного поведения:

  • Не толкай соседа!
  • Посмотри, затем повтори!
  • Убери и на место положи!
  • Внимание! С горячей водой будь осторожен!

Ход опыта № 1.

Пустой воздушный шарик наденьте на горлышко бутылки.

Подержите эту бутылку в течение минуты в тазике с горячей водой. Что происходит? (Шарик надувается!). Это происходит потому, что воздух в бутылке, нагреваясь, расширяется, попадает в шарик, который надувается.

Теперь поставим бутылку с шариком в холодную воду. Что произошло? (Шарик опадает!). Это потому, что воздух, охлаждаясь, сжимается.

Воспитатель. Теперь мы сможем ответить на вопрос, зачем нужна горелка нашему воздушному шару.

ВЫВОД: горячий воздух расширяется, шар не спускается. Чтобы опуститься, горелка выключается, воздух в шаре сжимается.

Воспитатель. Включаем горелку и отправляемся в полет. А чтобы лететь было не скучно, поиграем в одну полезную игру.

Проводится д/и “Зачем нужен воздух?”: дети берут карточки с изображениями (см. раздел Оборудование) и объясняют, кому и для чего нужен воздух.

Звучит музыка. Дети отправляются в путешествие.

Воспитатель. Вот мы и прилетели. Выключаем горелку. Приземляемся!

Волшебник. Но кто-то стоит у нас на пути. Это злая волшебница Гингема!

Гингема. Зачем пожаловали? (Хотим стать знаменитыми волшебниками). Вот я для вас испытание приготовила. Посмотрим, на что вы способны. У Элли были бусы, она их потеряла, а я заморозила. Терпеть не могу воду! Вот и заколдовала! Попробуйте, освободите! А не сможете – и дальше делать нечего!

Волшебник. Как же освободить бусинки? (Гипотезы детей). Вот сколько способов предложили ребята! А еще можно посыпать солью!

Гингема. Всему поверю, а вот что соль может помочь, сомневаюсь! Ничего у вас не выйдет, будете ждать, пока жаркое лето не наступит, да солнышко не пригреет!

Волшебник. Ну, ребята, покажите-докажите! (Проводится опыт № 2. Льдинки посыпаются солью). А пока лед тает, мы немного разомнемся!

Физкультминутка.

Коль с водой имеем дело,
Рукава засучим смело!
Раз, два, три, четыре, пять – (приседают)
Некогда нам здесь скучать!
Пролил воду – не беда!
Тряпка под рукой всегда.
Раз, два, три, четыре, пять – (наклоняются)
Некогда нам здесь скучать!
Волшебник. Вот наши бусинки и оттаяли!

ВЫВОД: соль растопила воду.

Волшебник. Зря ты не любишь воду, Гингема! Ребята покажут тебе, какими чудесными свойствами она обладает.

Серия опытов с водой.

Комплект № 5.

Поставьте банку с водой и банку с молоком на картинку. Что вы видите?

ВЫВОД: вода прозрачная; сквозь нее видны все предметы.

Комплект № 4.

Налейте воду в две баночки. Положите в одну ложку сахара, а в другую ложку соли.

Размешайте. Видны ли в воде соль и сахар?

ВЫВОД: некоторые вещества растворяются в воде; они в ней не видны.

Комплект № 3.

Подкрасьте воду чернилами.

ВЫВОД: некоторые вещества окрашивают воду.

Комплект № 4.

Разлейте воду по сосудам разной формы.

ВЫВОД: вода не имеет постоянной формы; она принимает форму того сосуда, в который ее налили.

Зарисуйте, какую форму приобрела вода.

Воспитатель. (Обращаясь к Гингеме). Мы советуем тебе не бояться воды, а подружиться с ней и тогда она откроет еще очень много своих секретов.

Появляется Великий Волшебник Гудвин. Приветствует детей. Интересуется, с какой целью они пожаловали в Волшебную страну.

Дети. Мы хотели стать знаменитыми волшебниками! Помоги нам в этом, пожалуйста!

Гудвин. Хорошо, ребята. Но вы разве не заметили, что дорога в нашу страну помогает исполнять желания? Кто по ней идет, получает то, что он хочет. Как и другие герои – Страшила, Железный Дровосек, Лев. По дороге вы показали волшебство с воздухом и великолепные фокусы с водой. А стать знаменитыми вам помогут книги, огромное желание все знать и искать ответы на все вопросы “Почему?”. Дарю вам символ волшебников и магов – черный цилиндр! Вы теперь члены “Клуба волшебников”. А теперь вам пора в дорогу. Я помогу вам быстрее добраться до места – ведь я все-таки волшебник! Скорейшего возвращения!

Звучит музыка. Дети “возвращаются” в детский сад.