Конспект подгруппового занятия по совершенствованию лексико-грамматических представлений в старшей группе

Разделы: Работа с дошкольниками


Цели:

- уточнить и расширить представления о фруктах и овощах: названиях, внешних и вкусовых качествах, местах произрастания;

- упражнять: в правильном употреблении предлогов, в образовании существительных родительного падежа множественного числа и относительных прилагательных, в подборе слов в уменьшительно - ласкательной форме;

- совершенствовать умение составлять описательный рассказ по опорной схеме;

- развивать умение анализировать и обобщать, зрительное и слуховое внимание, память, мелкую моторику пальцев рук, связную речь;

- воспитывать самостоятельность и уверенность при выполнении заданий.

Материал и оборудование: деревянный сундучок; кокошник для Варварушки – Загадушки; корзина; муляжи овощей и фруктов (яблоко, картофель, лук, помидор, груша, баклажан, лимон); натуральные овощи и фрукты (яблоко, лимон, капуста, морковь); две маленьких корзины; демонстрационная картинка-корзинка; картинки с изображениями фруктов и овощей (редька, репа, картофель, горох, помидор, капуста); кусочки ворсистых ниток и фланелеграф; демонстрационные картинки – схемы для составления описательного рассказа; демонстрационная картина, на которой изображена пирамидка и язычки-символы для определения степени сложности и интересности заданий; мольберт; магнитная доска; указка.

Методы и примы обучения: игровой (игровые действия, упражнения и задания, загадывание и отгадывание загадок, физминутка). Словесный (обобщающая беседа, словесные упражнения, вопросы, указание, пояснение, рассказывание самими детьми, индивидуальные и хоровые повторения, художественные тексты, образец правильной грамматической формы, педагогическая оценка). Наглядно-практический (моделирование, комментирование наглядного материала, самостоятельная работа, самоконтроль).

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Психогимнастика.

Ребята, у нас сегодня гости. Посмотрите, какие ласковые и добрые лица у наших гостей.

Давайте и мы выразим им мимикой, жестами и словами наше гостеприимство. (Дети выражают свое гостеприимство.) Молодцы! По выражению вашего лица, жестикуляции и даже движению тела гости легко догадались, что мы очень рады их видеть.

2. Организационный момент.

    Вы хотите поиграть,
    Чтобы скуку разогнать?
    Только игры на замке,
    В этом славном сундуке.
    Вы ребята помогите
    Сундучок наш отворите.

(Дети открывают сундучок. Логопед достает кокошник.)

- Ребята, вы догадались, кто нас сегодня приглашает в гости? (Варварушка-Загадушка.)

- Вы готовы отправиться к Варварушке-Загадушке? (Дети садятся на стульчики за столы и показывают знак готовности.)

    Сядьте поудобней, закройте глаза
    И произнесите волшебные слова:
    Мы отправляемся в путешествие,
    Где ждут нас чудесные происшествия.
    Раз, два, три все закружись
    Варварушка-Загадушка появись!

(Дети произносят волшебные слова, а логопед одевает кокошник.)

Здравствуйте, а вот и я!

Приветствую вас люд честной да народ озорной!

А кто мне скажет из вас друзья,

Почему Варварушкой-Загадушкой зовут меня? (Ответы детей.)

Молодцы! А сейчас мы с вами поиграем и загадки отгадаем!

Но вначале вспомним правила игры:

- Загадку надо дослушать до конца.

- Отгадывают загадку все дети, но отвечает тот, кто первый поднимет руку.

- Подсказывать друг другу не разрешается.

Слушайте первую загадку:

- Круглое, румяное.
Я расту на ветке.
Любят меня взрослые
И маленькие детки.

    (Яблоко)

    - Он круглый и красный,
    Как глаз светофора.
    Среди овощей
    Нет сочней …

    (Помидора)

    - Для Володи и Катюши
    Соберем в корзину …

    (Груши)

    - Собираем мы в лукошко
    Очень вкусную …

    (Картошку)

    - И красавец-великан
    Темно-синий …

    (Баклажан)

    - В шкуре желтой,
    Кислый он,
    Называется …

    (Лимон)

    - Прежде чем мы его съели,
    Мы наплакаться успели.

    (Лук)

(Дети называют отгадку, а Варварушка-Загадушка из корзины достает муляжи овощей, фруктов и выкладывает их на стол.)

- На какие две группы можно разделить эти предметы? (Овощи и фрукты.)

3. Сообщение темы занятия.

Сегодня мы поговорим об овощах и фруктах.

4. Классификация овощей и фруктов.

- (Имя ребенка) выбери овощи, а ты (имя ребенка) фрукты. (Дети самостоятельно отбирают овощи и фрукты.)

5. Уточнение обобщающего понятия овощи.

- Как можно назвать эту группу предметов? (Овощи.)

- (Имя ребенка) назови овощи, которые собрала (имя ребенка). (Ребенок поочередно называет овощи: картофель, морковь, помидор, лук, баклажан.)

- Где выращивают овощи? (Овощи выращивают на грядках в огороде.)

6. Образование относительных прилагательных.

Выращивают овощи не только в огородах, но и на полях. Огород – это небольшой участок земли, чаще всего он находится около дома, а поле – находится за городом. На каждом поле растет обычно что – нибудь одно: или картофель, или капуста, или еще что–либо. Поле, на котором растет картофель, - это картофельное поле.

- Как называется поле, на котором растет капуста? Капустное. (Морковь – морковное, свекла – свекольное, кабачок – кабачковое, горох – гороховое, баклажан – баклажанное.)

7. Составление предложений с предлогами “над”, “под”, “с”, “из”.

Игра “Мой огород”. Сейчас я, приглашаю вас в огород.

Есть у меня огород

Каждый год на нем растет:

Назовите хором, что? (Выставляются картинки, на которых изображены овощи: редька, репа, картофель, горох, помидор, капуста.) Вы ребята – молодцы!

Отыщите для меня овощи, которые растут над землей и под землей. (Например, огурец растет над землей. В случаях затруднений используется иллюстрация.

Расскажите, как их собирают? (Редьку, репу – выдергивают из земли; картофель – выкапывают из земли; капусту – срезают; горох, помидор – срывают с кустиков.)

8. Физминутка.

Я приглашаю вас помочь мне вскопать огород:
Мы лопатки взяли,
Грядки раскопали.
Грабли в руки взяли,
Грядки разровняли.
Семена рядами
Дружно мы сажали,
А потом водою
Теплой поливали.

(Дети имитируют перечисленные действия в соответствии с текстом четверостиший.)

9. Уточнение обобщающего понятия фрукты.

- Как эти предметы можно назвать одним слово? (Фрукты.)

- (Имя ребенка) назови фрукты, которые здесь лежат.

10. Образование существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами.

Игра “Назови ласково”. (Имя ребенка) назови эти фрукты ласково.

11. Образование множественного числа существительных в именительном и родительном падежах.

Игра “Один – много”.

- (Имя ребенка), один лимон, а много - (лимонов);

- (Имя ребенка), одно яблоко, а много (яблок);

- (Имя ребенка), одна груша, а много (груш);

- (Имя ребенка), один фрукт, а много (фруктов).

12. Образование относительных прилагательных.

Игра “На каком дереве что растет?”

- Где выращивают фрукты? (В саду.)

- На чем вырастают фрукты? (На деревьях.)

Дерево, на котором выросли фрукты, - это фруктовое дерево.

- Как называется дерево, на котором выросли лимоны, (мандарины, абрикосы, яблоки)?

13. Ниткография “Назови части и выложи их”.

Вспомните, из каких частей состоит яблоня, и выложите эти части из ниток. (Дети называют части дерева: ствол, ветки, листья, кора, корни, на ветках почки, цветы, плоды. С помощью ниток выкладывают изображения дерева.)

- Зачем дереву корень? (Корень всасывает питательные вещества и воду, которые потом передвигаются в стебли и листья. Дерево получает питание.)

- Весной появляются почки, бутоны из них распускаются листья и прекрасные белорозовые цветы. Летом пригреет солнышко, польет дождик, и из цветов появятся маленькие яблочки. Осенью они поспеют.

14. Составление описательного рассказа об овощах и фруктах по опорной схеме.

Игра “Угадай – ка”.

В рот я всем вам положу
Маленький кусочек.
Вы названье промолчите
Все что съели, опишите.
Пусть другие отгадают
Что вы съели детвора?

- Закройте глаза, откройте рот и определите по вкусу, что вы съели. (Дети закрывают глаза и открывают рот, Варварушка – Загадушка берет с подноса кусочек овоща или фрукта и кладет каждому в рот. Ребенок по вкусу определяет, что это было. Затем составляет описательный рассказ по опорной схеме так, чтобы остальные дети догадались, какой овощ или фрукт он съел.)

- Кто готов рассказать про свой кусочек?

- Опиши свой кусочек по схеме так, чтобы другие догадались, что ты съел.

(Если дети затрудняются назвать характерные признаки плодов, Варварушка – Загадушка помогает, дополняет описание. Какой он по цвету, форме, вкусу, где растет и т.д.)

     

     

    Яблоко

    Лимон

    Капуста

    Морковь

    Цвет: желтое, красное, зеленое желтый зеленая оранжевая
    Форма: Круглое овальный круглая длинная
    Твердый или мягкий: Твердое твердый,

    а внутри мягкий

    твердая твердая
    Вкус: сладкое, сочное, хрустящее кислый, душистый, сочный, полезный хрустящая, не сладкая и не кислая, немножко горьковатая сладкая, сочная, хрустящая
    Где растет: растет в саду растет на дереве на грядке в огороде на грядке в огороде
    Что можно приготовить; можно сделать компот, варенье, сок и т.д. кладут в чай борщ, салат, начинку для пирога и т.д. борщ, салат, сок

    и т.д.

- Где можно купить овощи и фрукты? (На рынке, в магазине.)

- Для чего детям полезно есть овощи и фрукты? (Чтобы вырасти, быть сильными и здоровыми.)

15. Итог занятия.

Сегодня мы говорили о фруктах и овощах.

16. Оценка работы детей.

Спасибо, (имена детей), вы прекрасно справились со всеми моими загадками. Мне было с вами очень интересно. А вам? (Ответы детей.) Возьмите символы – язычки и определите, какое задание для вас было самым интересным, а какое самым трудным. (Ответы детей.) До свидания!

Литература использованная для написания конспекта.

1. Алексеева М. М., Яшина В.И. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста.- М., 2000.

2. Вахрушев А.А. и др. Здравствуй мир! Окружающий мир для дошкольников. – М., 2000.

3. Володина В.С. Говорим правильно. Альбом по развитию речи. – М., 2004.

4. Гербова В.В. Занятия по развитию речи с детьми 4-6 лет. – М., 1997.

5. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление ОНР у дошкольников. Екатеринбург, 1999.

6. Зуева Л.Н. и др. Занимательные упражнения по развитию речи: Логопедия для дошкольников. – М., 2003.

7. Кирьянова Р.А. Год до школы. Система игр и упражнений для подготовки детей к школе.- СПб., 2002.

8. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция ОНР у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). – СПб., 1999.

9. Лопухина И.С. Логопедия – речь, ритм, движение. – СПб., 1997.

10. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду. – М., 2000.

11. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. – СПб., 2001.

12. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов.- М., 1999.

13. Тимонен Е.И., Туюлайнен Е.Т. Непрерывная система коррекции ОНР в условиях специальной группы детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи. – СПб., 2002.

14. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Помоги принцу найти Золушку. - М., 1994.

15. Ушакова О.С. и др. Придумай слово: Речевые игры и упражнения для дошкольников. – М., 1996.