Урок русского языка в 3-м (1–4) классе по теме: "Определение рода имен существительных"

Разделы: Начальная школа


Задачи:

  • воспитание любви к Родине, чувства патриотизма через работу с пословицей;
  • развитие умения классифицировать существительные по родовому признаку;
  • формирование умения определять род имён существительных.

Оборудование:

карточки со словами, карточки с домашним заданием, иллюстрация метро.

Ход урока:

1. Организация начала урока.

2. Минутка чистописания.

«/ /»

- Какая буква спряталась?

Подсказка в загадке:

Взялись за руки друзья
И сказали: «Ты да я,
Ты да я», а между тем
Получилась буква «М».

- Пропишите пять каллиграфически верных букв.

«М»

- Вспомните словарные слова на эту букву?

Написание слова «метро».

- Проговорите правильное написание слова «метро».

«метро»

Дети пишут одно слово.

- Поставьте ударение, подчеркните безударную гласную. (Проверка)

Показываю иллюстрацию метро.

- Что такое метро? (Подземная железная дорога)

- Что вы можете сказать об этом слове?

3. Работа по распределению слов по родам.

На доске слова:

мама хлеб пальто кофта метро ключ

- Что написано на доске? (слова).

- Что общего в этих словах? (Они все существительные)

Задание: распределить эти существительные в три группы и записать в три столбика.

Проверка с доказательством:

- Как распределили слова? Почему?

В результате ответов появляется запись на доске:

М.р.(он, мой) Ж.р.(она, моя) Ср. р. (оно, моё)
хлеб мама пальто
ключ кофта метро

Ответы детей:

- В первом столбике записаны слова имена существительные м.р.

- Во втором столбике записаны имена существительные ж.р.

- В третьем столбике записаны слова – имена существительные ср.р.

- Какие слова – помощники помогают определить род существительных?

Секрет запоминания рода существительных:

Женский род запомню я
И скажу «она моя»,
И запомню род мужской,
И опять скажу «он мой».
Средний род - «оно моё»-
Это правило твоё.

4. Определение темы урока.

- Опираясь на только что выполненное задание, сформулируйте тему урока.

Определение рода имён существительных.

5. Определите слова по родам.

- Запишите слова « Родина, конь, поле» к существительным соответствующего рода.

Проверка.

- Почему слово «родина» ж.р.?

- Обратите внимание на то, с каким существительным слово «Родина» оказалось в одном столбике?

Высказывания детей о Родине.

- О Родине есть пословица:

Родина – мать, умей за неё постоять.

- Как вы понимаете смысл этой пословицы?

Вывод:

Родину (как и маму) не выбирают. Она даётся единожды и навсегда. А значит, нужно любить страну такой, какая она есть, сохранять и защищать.

Вывод по этапу урока:

- Какие слова помогают определить род существительных?

6. Физ. минутка.

Учитель называет существительные, если оно

М.р. - дети подпрыгивают,

Ж.р. - хлопают,

Ср.р.- приседают.

7. Знакомство со словами общего рода.

Даётся ребус:

’’ О Ё

Дети отгадывают слово «рёва».

- Подумайте, какого рода это существительное?

Проверка:

При проверке появляется проблема, т.к. это слово можно записать и к существительным м.р. и к существительным ж.р.

- Кого называют рёвой? (Ребёнка, который постоянно плачет)

Поэтому это слово может быть и м.р. и ж.р.

- Подумайте, как могут называться такие существительные? (Существительные общего рода)

Учитель записывает это слово в 4 столбик.

8. Работа в парах.

Нахождение существительных общего рода.

У каждого на столах лежит карточка с несколькими предложениями

I вариант:

Вот Таня- жуткая соня и белоручка.

А Владик - большой непоседа.

II вариант.

Катя у нас – умница.

А Люся кошмарная воображала.

Задание: прочитайте предложения на своей карточке, найдите и подчеркните существительные общего рода.

Взаимопроверка: поменяйте карточки и проверьте, верно ли выполнил задание ваш сосед (сверить с написанным на доске).

- Какой можно сделать вывод?

- Что можно сказать об этих словах?

- Какого они рода?

Вывод:

- Как определить род существительных?

9. Работа со словарями.

Даня слова: тюль, кофе, кенгуру.

- К существительным какого рода вы бы отнесли слово «тюль»? (Дети могут затрудниться)

При затруднении в определении рода существительных можно обратиться к словарям.

Самостоятельная работа по словарю в определении рода данных существительных.

Проверка.

- Какой можно сделать вывод?

10. Итог урока:

- Чему учились на уроке?
- Как определить род существительных?
- Что нового узнали?

11. Домашнее задание: на карточке

Образовать пары родственных слов имён существительных женского рода и мужского:
Хозяин -
Учитель -
Лис -
Медведь -
Лыжник -
Мышь -
Шофёр -
Сирота -